ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
Я могу представить широкий спектр образовательный педагогических технологий, которые применяю в учебном процессе. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться ее основной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Использование педагогических технологий дает возможность преподавателю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности студентов.
Современный урок физики также дает возможность самостоятельно обучающимся приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью преподавателя и учебно-исследовательской деятельностью студента. Эта деятельность дает возможность студенту самостоятельно пополнить свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Для этого я использую в своей работе метод проекта. Например тема "Поверхностное натяжение жидкости" была изучена методом проекта, работа над которым дает возможность развивать индивидуальные творческие способности студента, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. В основу «Метода проекта» положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность студентов. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. «Метод проектов» может быть использован как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от изучаемого материала.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебный процесс, мною на уроках активно используется информационно-коммуникационная технология, которая позволяет формировать у студентов более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. Например урок по теме «Принцип радиосвязи и телевидения», я провожу в форме полемической игры, делю обучающихся на 3 группы, каждая команда получает опережающее задание. Преподаватель здесь выступает в роли координатора, а не педагога, объясняющего новый материал. Но для этого необходимо много работать со студентами до урока - проверить отобранный материал, направить в определенное «русло».
Современный урок физики сегодня уже нельзя представить без использования на уроке компьютера, который не дает забывать учителю о том, что физика – наука экспериментальная и изучение физики трудно представить без лабораторных работ.
Многие явления в условиях кабинета физики не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явление микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате обучающиеся испытывают ряд трудностей в изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер создаёт модель таких явлений, которые позволяют изменять условия протекания процесса, «прокрутить» с оптимальной для усвоения подачей учебного материала.
Интересно познание, если уроки превращаются во вдохновенный поиск знаний, если студенты почувствуют себя первооткрывателями, творцами, и радуются своими открытиям! Потому в каждый урок я вношу элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности студентов. Регулярное включение в учебный процесс развивающих творческих заданий приучат студентов к ним и поддерживает их активность. Чтобы активизировать самостоятельность студентов, провожу работу с основными определениями и формулами. Такая работа позволяет приобретать прочные практические умения при решении задач.
Новые технологии превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию исследовательских навыков обучающихся и стимулируют преподавателя к освоению исследовательских проектных методик. Инновационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизировать деятельность трудных студентов в подготовке и проведения урока. Использование технологий повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения студентами средств познания и исследования мира
Очень часто на занятиях по физике я использую метод проблемного обучения, например, при каждой демонстрации опыта или показа ролика, я обязательно ставлю проблемный вопрос перед обучающимися. Это повышает не только интерес к предмету, но и заставляет их вдумчиво, с большой ответственностью смотреть, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
В конце каждого занятия по физике я провожу метод рефлексии, который позволяет студентам оценивать свою деятельность на уроке, а также даёт преподавателю право анализа работы каждого обучающегося- какие проблемы волнуют студентов, над чем необходимо поработать к следующему занятию.
Подводя итог вышеизложенному, хочется сказать следующее: среди множества способов повышения эффективности урока, использование инновационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за инновационными технологиями. С их помощью уже сегодня я могу решать множество дидактических, организационных и методических проблем. Именно новые технологии, на мой взгляд, выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы с одарённымистудентами, по самообразованию обучающегося.
В рамках одного урока невозможно и нельзя использовать все ресурсы и возможности инновационных технологий, важно система их внедрения в обучения. Эту систему может и должен построить каждый преподаватель самостоятельно и тогда современный урок будет более эффективным и деятельным, повысит интерес студентов к предмету и положительно отразится на качестве обучения.