СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инновационные технологии на уроках в начальной школе при введении ФГОС НОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уже давно не секрет, что сегодняшний обучающийся с устойчивой мотивацией к учению всегда будет стремиться повышать качество своих знаний. Чего не скажешь об учащемся, слабо мотивированном или вообще не мотивированном на учёбу. И наша с вами задача, уважаемые коллеги, вызвать эти мотивы, но не путём принуждения, а добровольного участия  в учебном процессе.

Поэтому так необходимо использовать на уроке инновации. Это имеет большие преимущества. Учебный процесс становится интересным, повышается активность учащихся, развиваются навыки самостоятельного получения знаний в процессе взаимодействия и поиска.

Просмотр содержимого документа
««Инновационные технологии на уроках в начальной школе при введении ФГОС НОО»»

ТЕМА: Мастер-класс «Инновационные технологии на уроках в начальной школе при введении ФГОС НОО»

ЦЕЛЬ: показать, как можно применять на практике новые технологии, эффективные методы и приёмы на примере уроков в начальной школе.

ЗАДАЧИ:

  • передача продуктивных способов работы на примере уроков литературного чтения;

  • совместная с коллегами отработка инновационных методических подходов и приёмов;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

ФОРМА: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивные презентации, раздаточный материал для участников мастер-класса.

Уже давно не секрет, что сегодняшний обучающийся с устойчивой мотивацией к учению всегда будет стремиться повышать качество своих знаний. Чего не скажешь об учащемся, слабо мотивированном или вообще не мотивированном на учёбу. И наша с вами задача, уважаемые коллеги, вызвать эти мотивы, но не путём принуждения, а добровольного участия в учебном процессе.

Поэтому так необходимо использовать на уроке инновации. Это имеет большие преимущества. Учебный процесс становится интересным, повышается активность учащихся, развиваются навыки самостоятельного получения знаний в процессе взаимодействия и поиска. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативности и формирование лидерских качеств личности.

Обратимся к примерам:

Очень востребованной на сегодняшний день является Технология развития критического мышления (ТРКМ).

Целью этой технологии является:

  • развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

  • умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.

К приёмам ТРКМ относятся:

кластер, верные и неверные высказывания, инсерт, логические цепочки, шесть шляп, дерево предсказаний, чтение с остановками, кубик Блума, толстые и тонкие вопросы, синквейн, фишнбоун или рыбий скелет, чтение с остановками, корзина идей и др.


ПРИЁМ «ШЕСТЬ ШЛЯП» Этот приём помогает детям глубоко проанализировать и синтезировать содержание произведения. БЕЛАЯ – новые знания; ЖЁЛТАЯ – полезные и интересные знания; ЧЁРНАЯ – трудности; КРАСНАЯ – эмоции; ЗЕЛЁНАЯ – область применения знаний; СИНЯЯ – обобщение, вывод. Практическое занятие Л.Толстой «Зайцы» (3 класс, «Начальная школа 21 века») БЕЛАЯ – Я узнал, что зайцы бывают лесные, полевые, гуменники. Лесные – питаются корой деревьев, полевые – озимями, а гуменники – хлебными зёрнами на гумнах. ЖЁЛТАЯ – этот рассказ научно-популярный, так как в нём приводятся научные сведения о видах зайцев, их питании, их местах обитания, их врагах. ЧЁРНАЯ – значение слова «озимями». КРАСНАЯ – эмоциональная сторона отсутствует; автор не передаёт никаких чувств, так как рассказ научно-популярный. ЗЕЛЁНАЯ – эти знания применю на уроках окружающего мира, в олимпиадах т.д. СИНЯЯ – зайца называют хитрым, якобы он умеет запутывать свои следы. А на самом деле он вовсе не хитрый, а только всего боится, поэтому и следы у него путаные из-за того, что он скачет со страху то взад, то вперёд, то влево, то вправо. ПРИЁМ «УГОЛКИ»

Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Практическое задание.

Незнайка

Положительный герой

Отрицательный герой

Доброта

Легкомыслие

Весёлый нрав

Безответственность

Любознательность

Лень

ПРИЁМ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ»

Тонкие вопросы подразумевают под собой краткие ответы, а толстые – наоборот, развёрнутые подробные ответы.

Практическое задание.

Л.Толстой «Прыжок»

Тонкие вопросы:

Кто забавлял всех на палубе? (обезьяна)

Что обезьяна забрала у мальчика? (шляпу)

Кем был для мальчика капитан корабля? (отцом)

Толстые вопросы:

В каком эпизоде вы испытали сильное волнение? Почему? (когда мальчик взобрался на самую верхнюю перекладину и мог упасть; когда отец крикнул мальчику, что выстрелит)

Как вы думаете, отец действительно выстрелил бы в сына? Тогда почему он закричал: «Прыгай сейчас в воду! Сейчас застрелю!»


Работая с данными приёмами, я отмечаю следующие преимущества:

  • Развитие интереса к предмету и повышение мотивации к обучению;

  • активизация процесса развития у учащихся коммуникативных навыков;

  • расширение словарного запаса;

  • уважение к собственным мыслям и опыту;

  • обострение любознательности и наблюдательности;

  • повышение самооценки.

Недостаток, может быть, в том, что при работе с данными приёмами на

уроках создаётся шум при обсуждении проблем, но он вполне допустимый, рабочий.

Приведенные мною методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов обучения.


"Кубик Блума" — прием технологии критического мышления. 14313125



Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". 

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.





Методика использования «Кубика Блума».

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.

  • Почему.

  • Объясни.

  • Предложи.

  • Придумай.

  • Поделись.

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например, "Назовите главных героев сказки А.С. Пушкина "Сказка о Царе Салтане, о сыне его князе Гвидоне". Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему так поступили старшие сёстры с младшей сестрой?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Ты действительно думаешь, что молодой царевне с его маленьким сыном удастся спастись? Ты уверен, что они не погибнут в море?…

Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, как бы ты поступил на острове если был бы вместо князя Гвидона.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Мне очень понравилось это произведение, потому что она учит решать проблемы»

Варианты использования "Кубика Блума" на уроках

Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать любой учитель-предметник. Возможны два варианта:

-Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы одноклассников.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Формулировки для учеников начальной школы грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Кубик Блума в начальных классах

Например, в 1-2 классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

-Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

-Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.

-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

-Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".



Применение «Кубика Блума» на уроке природоведения по теме «Атмосферные осадки, дождь»:

Опиши: -Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

Сравни: -В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень редко.

Предложи ассоциацию: -Грусть.

Сделай анализ: -Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях атмосферы.

Примени: -Можно собирать её для полива комнатных растений.

Оцени: -Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.

Мастер-класс

Давайте, разделимся на 2-3 группы. Каждая группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на вопросы. Каждой группе придется выбрать предмет. (Русский язык, чтение, математика) А сейчас выберем тему урока. Вам предлагается за 5-10 минут составить 6 вопросов по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи » , « Поделись», «Придумай»)







Развертки кубика


Применение «Кубика Блума» на уроке математики для 3 класса на тему «Прямоугольный параллелепипед»:

ПОЧЕМУ параллелепипед называют прямоугольным? (Потому что все грани прямоугольного параллелепипеда прямоугольники)

ОБЪЯСНИ что такое прямоугольный параллелепипед? ( это геометрическая фигура состоящий из 6 прямоугольников)

НАЗОВИ элементы прямоугольного параллелепипеда.(8 вершин, 6 граней, 12ребер)

ПРЕДЛОЖИ как из прямоугольного параллелепипеда получить куб? ( если все ребра прямоугольного параллелепипеда равны , то получится куб)

ПРИДУМАЙ рисунки с прямоугольным параллелепипедом.

ПОДЕЛИСЬ своими наблюдениями, где в жизни ты встречал предметы в форме параллелепипеда? ( дома, мебель : шкафы, комоды; электро-бытовые приборы: телевизор, микроволновая печь



Применение «Кубика Блума» на уроке русского языка в 3 классе.

-Назови шипящие согласные (ж, ш, ч,щ)

-Сравни существительные на конце шипящими (существительные на конце шипящими могут быть с мягким знаком и без мягкого знака : дочь, мяч, плащ, помощь, нож, рожь, мышь, шалаш)

- Почему у некоторых имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак, у некоторых имён существительных на конце после шипящих не пишется мягкий знак?

-Объясни : для чего на конце после шипящих пишется мягкий знак? (мягкий знак после шипящих согласных на конце имён существительных указывает, что это слово женского рода)

-Предложи сыграть в игру «Кто больше знает слов с шипящими согласными на конце слова?

-Придумай загадки так, чтобы на отгадках на конце стоял шипящий согласный (Лежала под ёлками подушечка с иголками. Лежала, лежала да побежала. Вышел серенький комочек из-под каменной пещеры, глазки чёрненькие, хвостик тоненький (мышь). Не море, а волнуется (рожь))

Заключение

Мастер-класс актуален с позиции ФГОС, так как направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся. 

«ИНСЕРТ»  технология эффективного чтения, чтения с пометками.

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост.

На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Так как текст всё-таки является основной учебно-методической единицей обучения. Переводится это так:

  • I — interactive (интерактивная)

  • N — noting (познавательная)

  • S — system for (система)

  • E — effective (для эффективного)

  • R — reading and (чтенияи)

  • T — thinking (размышления)

- Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление – размышление-рефлексия. Данный приём можно применять на любом этапе урока.

  •  Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации.

В традиционных уроках этот этап часто называли актуализацией знаний.

  • Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий и терминов.

  • Размышление — этап усвоения новых знаний и умений, соотношения их с уже известными данными, сравнения, оценки и анализа.

  • Рефлексия

- Сейчас я проведу фрагмент урока с использованием приёма «Инсерт».

Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении урока, за что заранее вам благодарна.

- Возьмите пожалуйста текст и начнём работу.

1 этап Вызов: прочитайте, пожалуйста, внимательно текст.

Из чего построить дом? Если нам нужен дом для игры, мы быстро сообразим, как его построить. Используем то, что под рукой. Возьмём стол или стул, накинем сверху покрывало — вот уже можно забираться внутрь и играть! Но ведь и взрослые делают примерно так же. Домá строят из того, что находится вокруг человека, что может дать ему природа в той местности, где он живёт.

В такой лесной стране, как Россия, дома с древних времён строили из сосны, ели и других деревьев. Название у такого русского дома из брёвен — избá. В избе два главных места — печь-кормилица и напротив неё красный (то есть красивый) угол, где висели иконы и стоял обеденный стол. Многие предметы в избе тоже сделаны из дерева: мебель, посуда, игрушки. В деревянном доме тепло и дышится легко.        

В Таилáнде и во Вьетнáме главный материал для строительства — травянистое растение бамбýк. Бамбук быстро растёт, он лёгкий и прочный. Из него, как и из дерева, можно сделать всё: посуду, водопроводные трубы, мебель, даже ковры. И крыша в бамбуковом доме изготовлена из бамбуковых листьев.

       А японцы строили дома… из рисовой бумаги; конечно, из специальной, промасленной. Из неё делали перегородки внутри дома и одну из стен, которую можно полностью убрать. Захотелось полюбоваться на сад — не нужно выглядывать в окно, можно просто взять да убрать стену. А остальные стены, попрочнее, изготовлялись из тонких деревянных планок. Такой лёгкий дом не причинял жильцам неприятностей в случае землетрясений, которые в Японии бывают очень часто. Сейчас японцы перебрались в современные дома, но традиционные бумажные жилища — минка — очень берегут. И если на том месте, где нужно строить высокий дом, уже стоит старинный домик, его аккуратно возьмут и переставят на крышу нового небоскрёба.

(По книге Ольги Колпаковой «Дома мира»)

 

- Вы познакомились с текстом «Из чего построен дом»?

- Для того, чтобы нам применить приём «ИНСЕРТ», нужно создать систему маркировки текста.

- И на первом этапе мы будем создавать систему   маркировки текста.

 Создание системы   маркировки   текста.

- Я предлагаю Вам следующую систему маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию:

   Vинформация мне уже известна;

   +    новые факты для меня;

    -    я думал по-другому;

   ?   в этом тексте есть что-то непонятное для меня, нужны уточнения.               

2 этап Этап осмысления: расставить пометки в тексте

 - Читаем текст и   помечаем соответствующими  знаками отдельные абзацы, слова  и предложения, вы можете подчеркивать слова, при этом  можете оставлять  свои комментарии по ходу чтения. (работаем с текстом 5-7 мин)

 - Вы поработали с текстом. Второй этап закончен.

3 этап  Этап размышления: Заполнение таблицы

- Возьмите пожалуйста таблицы и перенесите из текста ваши пометки.            

(заполняем таблицу 5-7 мин)    

V

Здесь   тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

+

Отмечается все новое, что стало известно из текста.

-

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

?

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4 этап: Рефлексия. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы

- Обсудите в парах, что у вас получилось

- Проверьте, что вы знаете?

- Новые факты для вас?

- Кто думал по-другому?

- Что было не понятно?

- Проговорите вслух усвоенное знание

-  Мы с вами сегодня научились использовать приём «Insert» при работе с текстом. Преимущества этого приёма заключаются в следующем (см. схему)               


Фишбоун — прием в обучении на уроке, с помощью которого ребенок учится анализировать поступающую информацию и представлять ее в удобной для себя форме. Благодаря данному педагогическому методу ребенок учится вести себя в сложных ситуациях и прослеживать определенную связь в том, что происходит в действительности. (презентация)