Инновационный опыт классного руководителя.
Время летит очень быстро, очень незаметно. Так же и наша жизнь пролетит. Не успеешь глазом моргнуть, а всё что было – уже позади. Я люблю открывать в себе новые таланты и возможности, поэтому и выбрала профессию учителя. Нет ничего прекраснее на свете, чем волнение перед уроком, перед встречей с детьми. Детей необходимо, прежде всего, любить. Любить всех без разбора – тихих и шаловливых, умных и не очень, открытых и замкнутых. Любить их и не щадить себя. Работать, потому что иначе не можешь.
Я знаю: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Чем же я наполняю своё время и время моих воспитанников в качестве классного руководителя? Наполняю его становлением их активной жизненной позиции. Мне хотелось бы, чтобы дети приобрели способность самостоятельно строить свой вариант жизни - такова цель моей воспитательной работы.
Важно помочь детям найти себя, приобрести такие навыки, которые помогали бы им выжить в изменяющемся мире, помогали приобрести профессию, поэтому щедро трачу время на формирование культуры жизненного самоопределения учеников.
Я работаю в кадетской школе № 7. Она отличается четким, регламентированным порядком. Здесь ценится точность исполнения приказа, умение подчиняться воле старшего, действовать по правилам. Казалось бы, где уж тут место для оригинальных педагогических идей и находок?! Представьте себе – есть!
Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий развитию личностного потенциала и его реализации в будущем – основная моя задача.
Не забываю в своей работе о классном ученическом самоуправлении, предоставляю всем детям класса возможность участвовать в управлении. Дети с пятого класса привыкли занимать активную жизненную позицию, поэтому основной костяк класса вошёл в общешкольный Совет старшеклассников. И теперь жизнь школы немыслима без участия моих детей.
Основным направлением в работе с классным коллективом выбрала следующее: развитие класса как социально – направленной группы, стремящейся вносить свой вклад в улучшение социума.
Мой класс уже третий год участвует в реализации школьной Программы инновационного развития «Кашкадамовские традиции в кадетской школе». В рамках этого проекта занимаемся поисковой работой, собираем материал столетней истории школы, сведения об учителях и выпускниках, а также изучаем странички истории школы сквозь призму истории города и России. Ребята, в том числе и мои девятиклассники, занимаются пополнением экспонатов школьного музея. Мы горды тем, что первый пионерский отряд в городе Ульяновске был создан именно в нашей школе в 20-е годы 20 в.
Для дальнейшей социализации ребят важно осознавать, что каждый нынешний ученик – это тоже частица истории школы, и каждый ребёнок сможет внести свою лепту в историю своей школы, города, страны, хотя бы потому, что мы первая и единственная кадетская школа в городе и области.
Ученики моего класса активно занимаются волонтёрской деятельностью. Мы встречаемся с тружениками тыла и ветеранами Великой Отечественной войны: оказываем адресную помощь на дому, поздравляем с праздниками.
Волонтёры класса так же, как и в старые советские времена, занимаются подшефной работой с младшими кадетами: готовим их к смотру строя и песни, организовываем выставку поделок и рисунков, проводим совместные классные часы.
Военно-патриотическое направление.
Второй год в своём классе веду кружок «Литературный Симбирск». В рамках этого кружка мы разрабатывает творческие проекты, посвящённые «Истории кадетского движения и кадетских корпусов», участвуем в реконструкции Бородинского сражения в селе Арское. Реконструкция Бородинского сражения для моих детей стало настоящим событием!
Хочу подчеркнуть, что я очень не люблю слово «мероприятие», оно казённое. Мне ближе слово «Событие», которое отличается необычностью, яркостью, сюрпризностью. Событие – это то, что должно оставить в сердце ребёнка след, запомниться, повлиять на взгляды.
Мониторинг воспитательной работы школы за прошлый год показал, что самыми любимыми мероприятиями, Событиями, стали «Посвящение в кадеты», а также «Кадетский бал». Для моих детей эти События также запомнились, полюбились.
Художественно- эстетическое направление.
На «Кадетском балу» три года подряд мой класс танцевал вальс (каждый класс исполняет свой танец по жребию, например, Полонез, Кадриль). Мы почти в совершенстве научились танцевать вальс, хотя в этом проявляла активность всего одна треть класса. Сказывались стеснительность, зажатость ребят. Большинство детей приходило на бал в качестве зрителей. Да и у тех ребят, которые танцевали, начал пропадать «блеск в глазах». Чувствую, надо что-то менять… Событием в воспитательном процессе стала случайно возникшая ситуация. Сами дети предложили выйти за рамки танца. Ведь кадетские балы – это не только танцы, но и этикет, общение. А если поставить сценку?! Такого в практике школьных кадетских балов у нас в школе не было. И вот уже кто-то несёт наброски сценария, кто-то ищет костюмы, делает эскизы грима. После уроков остаются все, и работа закипела: корректируем сценарий, думаем, ищем, пробуем, выбираем актеров. Репетиции, репетиции, репетиции… Царит атмосфера непринуждённости и веселья. И опять открытие: оказывается, среди тихих и скромных ребят есть выдающиеся актёры. Участие в мини-спектакле дало возможность активно им самоутвердиться. В результате родилась «Сказка о царе Салтане» по мотивам произведения А.С.Пушкина на новый лад. Дети приобрели бесценный опыт публичного выступления, и этот навык, несомненно, пригодится им в дальнейшей жизни.
Прошло уже полгода после проведения «Кадетского бала», а дети вспоминают и само выступление, и подготовку к нему! Да, оно стало Событием!
Ещё одним Событием явилась для нас работа над творческим проектом «История кашкадамовской школьной формы». Мы все прекрасно понимаем, что школьная форма дисциплинирует, а применение специальной формы создает командное настроение и сплачивает учеников. Это уравнивает детей в социальном плане, настраиваетна работу. Мы создали проект, где представлена форма разных лет, это своего рода театрализованный показ с презентацией. К слову сказать, наш проект был представлен на многих семинарах, людям понравилась наша идея, и, что особо приятно, над подобными проектами работают теперь и других школах.
Физкультурно-спортивное направление.
В нашей кадетской школе существует кружок «Фехтование на саблях», его ведёт мастер спорта СССР Кожеватов Анатолий Дмитриевич. Дети моего класса с первых дней стали посещать его. И я полюбила этот вид спорта, влилась в этот дружный коллектив, более того, заняла активную жизненную позицию: вместе с тренером ежегодно организую для детей и родителей выездные многодневные походы на природу, на турбазу «Красные Яр». Эти походы нам нужны не только для того, чтобы совершенствовать свои спортивные навыки, но и для сплочения классного коллектива, они позволяют выявить в каждом ребёнке скрытые способностей, склонности, интересы. Именно в походах я совместно с ребятами придумала и воплощаю в жизнь новые, не избитые педагогические приёмы, наработки, такие как «Подарок жизни», «Злозола». С удовольствием расскажу о них в конкурсе «Моя педагогическая копилка».
Мне, как классному руководителю, близок социализирующий подход. Социализация ребенка и его личностное самоопределение – это то, на что я делаю упор.
Социализирующий подход к воспитанию, на мой взгляд, успешно встраивается в систему кадетского образования.
Через три месяца мои девятиклассники, преодолев первое жизненное испытание (ОГЭ), получат аттестат зрелости. Смогут ли они успешно социализироваться в современном обществе? Думаю, да!
Если подводить итоги воспитательной работы с классом, то можно отметить, что применяемая мною концепция воспитания детям не навредила.
Мой класс–это класс моего становления как классного руководителя. С ними я пережила все трудности и радости формирования дружного коллектива. Во всем и всегда я стараюсь идти по жизни со своими учениками. Сколько счастливых мгновений пережито с ними?! Не счесть. Каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих учеников, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная, что я счастливый человек!
В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны:
«Учитель – это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение».