Инновационный педагогический проект
Морозенко Ольга Николаевна - учитель физики
Морозенко Галина Олеговна – учитель физики
«Профессии для космоса».
В рамках деятельности школы по профессиональному самоопределению и программы по профориентации образовательный комплекс ГБОУ Школа №1191 реализует педагогический проект «Профессии для космоса», развивая опыт социального проектирования и совершенствуя процесс формирования инновационной деятельности обучающихся и методам управления креативной средой. Данный проект предназначен для организации работы по профориентации и ознакомлению с профессиями для космоса обучающихся основной и старшей школы( 14-18 лет), а также может быть использован в образовательной деятельности классных руководителей, воспитателей, ответственных за профоринтационную работу в школе, колледже, СПО, ДПО и творческими группами родителей и иными объединениями, организациями. Педагогический проект «Профессии для космоса» способствует сопровождению успешного развития обучающихся, их социализации, готовит обучающихся к выбору профессий будущего, помогает воспитаннику найти свое место в инновационной экономике, космической науке, в конструировании, в освоении космического пространства
Целью педагогического проекта «Профессии для космоса» является: создание условий обучения и воспитания обучающихся, развитие способностей с учетом их индивидуальности, формирования здоровой, творчески мыслящей личности, адаптированной к жизни, умение использовать форсайт технологии для профессионального самоопределения в космической отрасли.
Данный проект поможет обучающимся находить новые, неожиданные, более эффективные методы решения социокультурных проблем, создать «прорывные» проекты для космоса. А это требует непрерывного совершенствования, навыков, способностей, умений, творчества умению работать в команде. Групповая проектная работа – это первый шаг к общественной деятельности, который способствует освоению новых знаний, помогает созревать организаторам, лидерам нового времени. Педагогический проект позволяет обучиться методам и технологиям управления проектными группами, что позволит обучающимся социализации и адаптации в образовательном пространстве.
Продукт инновационной педагогической деятельности «Профессии для космоса»:
- Модель управления развитием современного образовательного комплекса в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС (локальные акты по управлению).
- Информационно-аналитические справки по результатам анкетирования педагогов и родителей по оценке степени инновационных способностей обучающихся по данному проекту «Профессии для космоса».
- Отзывы слушателей и участников круглых столов по модели образовательной среды, обеспечивающую развитие социальной активности обучающихся в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС.
- Публикации педагогов школы по опыту работы .
Этап работы:
Созидательный (продолжение, сроки этапа – ноябрь 2016– май 2017 гг.)
Задачи этапа:
-Разработка инновационных технологий и методик по профессиональному самоопределению в космической отрасли современного образовательного комплекса.
Аналитический (сроки этапа - апрель 2016-май 2017 гг.)
Задачи этапа:
- Мониторинг уровня инновационных способностей педагогов и обучающихся проекта «Профессии для космоса» .
Формы, методы, технологии:
Данный проект предполагает создание ресурсной базы для работы с с обучающимися по профелизации и профориентации по инновационным профессиям в космической отрасли.
- научно-методические ресурсы (анкеты, сценарии мероприятий, конспекты родительских собраний, цитаты, литература и т.д.);
- организационные ресурсы (структура детского и педагогического коллектива класса и школы; подразделения и творческие коллективы).
- личностные ресурсы (учащихся, педагогов, родителей, заключающихся в их опыте социального партнерства и доверия).
Направления и содержание работы по проекту:
- выявление представления обучающихся о космических профессиях;
- определение актуальных тем и вопросов по теории освоения космического пространства;
- развитие субъект-субъектных отношений совместной деятельности по воспитанию желаний работать по направлению космических профессий;
- содействие активной самореализации обучающихся; использование интерактивных технологий: дебаты и переговорные площадки, диалоговые и эвристические технологии, кейс-технологии, арт-технологии, метод синектики, INSERT, интерактивный плакат, технология ресурсообразования и др.;
- определение цели и выработка плана совместных дальнейших действий по данному направлению.
Педагогическим проектом предусмотрено:
- проведение цикла родительских собраний на темы «Ваш ребёнок выбирает космические профессии»;
- цикла внеклассных мероприятий для детей и взрослых на темы «Я и космос»- обработка и оформление результатов инновационной деятельности как ресурсов для дальнейшего развития опыта социального партнерства детей и взрослых социальных партнёров космической промышленности.
Цикл внеклассных мероприятий для обучающихся:
Интерактивная игра «Звёздной тропой»;
Вертуальная игра «Посадка на марс»;
«Наш малый политехнический музей и космос»;
Игра «Космотуризм»;
Квест игра «Инновационные профессии для космоса: космический промоутр, косммический коуч, инженер- эколг космический».
Вертуальная экзотерика.
Проведение квест- игр «Мы познаём космические профессии».
Виртуальные исследовательские эксперименты в космосе.
Выполнение экскурсионной программы «Космические топонимы в Москве».
Создание космической лаборатории на базе школьного Малого политехнического музея.
Работа над проектом «Элекронасосная гидропонная установка с водоноклананной системой».
Внешними факторами, обеспечивающими успех проекта, являются: традиции коллектива обучающихся и педагогов, позволяющих реализовывать проект; собственный педагогический опыт автора проекта в области самолётостроения и космоса.
Педагогическая ценность проекта заключается в разработке инновационной технологии в области космической отрасли.
Новизна проекта заключается в совершенствовании инновационной позиции педагога как разработчика инновационных технологий работы с социальными партнёрами– «технологии доверия», «технологии социального партнерства».
Данный проект по характеру инновационный и долгосрочный.
Условия реализации педагогического проекта «Инновационные профессии для космоса»
- нормативно-правовые условия (Конвенция о правах ребенка; договор об оказании образовательных услуг; протоколы родительских собраний);
- научно-методические условия (самообразование учителя по теме «Интерактивные технологии»; курсы повышения квалификации по теме «Проблема социализации в ФГОСах»; развитие компетенций педагога как социального партнера с социальными партнёрами в области косми ческой промышленности.
Возможные риски в процессе реализации проекта: отказ обучающихся в участии данного проекта.
Результаты реализации проекта проявятся:
- в осознании обучающихся ценностей в развитии космической отрасли; развитии опыта в данной области; в развитии опыта сотрудничества с педагогами в школе и науки в космической области;
- в совершенствовании теоретических знаний обучающихся по теории космической науки, ощущении и осознании ценности общения с представителями космической отрасли; в формировании умений работать в данной области в приобретении опыта планирования совместной деятельности с наукой;
- в овладении педагогом опыта применения интерактивных технологий работы с обучающимися.
Эффекты реализации проекта: повышение рейтинга класса среди субъектов образовательного процесса в школе; повышение престижа среди детского и взрослого населения района и города.
Приложение
Календарный план реализации инновационного проекта
««Профессии для космоса».
№ | Мероприятие | Сроки | Планируемые результаты | Отметка о выполнении |
-
| Проведение цикла открытых тематических занятия | 1 раз в месяц, январь-март 2016 | 2 методические разработки | |
-
| Участие в Московской городской научно-практической конференции «Посадка на марс» | Апрель 2017 | Проблемная статья в сборник статей МНПК (3-5 стр.) | |
-
| Проведение мастер-класса на тему «_Профессии для космоса» для участников региональной веб-конференции «Повышение качества жизни детей средствами образования» | Февраль 2017 | методическая разработка | |
-
| Проведение диагностических методик по теме инновационного проекта и подготовка аналитической справки | Апрель 2017 | Аналит.справка, подборка методик для диагностики | |
-
| Обобщение и оформление инновационных разработок для представления на выставку | Апрель-май 2017 | Отчетные материалы, презентации, портфолио, пед.дневник, эл.ресурсы и др. | |