«Инновационный подход к созданию развивающей образовательной среды»
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в начальной школе направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды должен продолжаться непрерывно, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов.
В соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
Ребенок развивается наилучшим образом тогда, когда он увлечен процессом обучения и сам активно участвует в деятельности.
Возникает необходимость предоставить младшим школьникам возможность для осуществления различных видов деятельности:
- учебное сотрудничество;
- индивидуальная учебная деятельность;
- игровая деятельность;
- творческая и проектная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- художественно-эстетическая деятельность;
- трудовая деятельность;
- спортивная деятельность.
Для полноценного осуществления всех видов деятельности в школе создается предметно-образовательная среда:
- техническое оснащение кабинетов (компьютерная техника, включающая аппаратные средства, доступ к ресурсам Интернет);
- цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники и тренажёры по предметам, коллекции электронных образовательных ресурсов, образовательные Интернет-порталы)
- учебно-методическая литература (учебники для школьников, справочники, словари и хрестоматии, методическое обеспечение для учителя)
- учебно-практическое и лабораторное оборудование (наглядное оборудование (карты, схемы, таблицы), натуральные объекты, приборы, муляжи, инструменты и т.п.)
Под инновационным подходом в системе образования понимаются процессы совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приёмов и средств обучения.
Применяя инновационные подходы, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых ученик сможет занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Многое зависит от того, как учитель пользуется тем или иным методом.
К современным педагогическим технологиям относятся:
игровые технологии; технологии проектного обучения; предметно — ориентированные технологии; информационно- коммуникационные технологии и др.
Качество образования складывается из качества обучения и качества воспитания. Основные формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения при инновационном подходе, это: семинары; повторительно — обобщающие уроки; конференции; самостоятельная работа; метод проектов; творческие сочинения, сообщения; индивидуальная работа; исследовательская работа и др.
Особое внимание хотелось бы уделить методу самообучения, который получил широкое развитие на базе современных информационных технологий. Если при традиционной образовательной системе самообучение происходило путём чтения книг, то новые педтехнологии привели к развитию множества таких методов, при которых обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых. Для самообучения на базе современных технологий характерен мультимедийный подход, при котором образовательные ресурсы разрабатываются на базе множества разнообразных средств.
Разумеется, что в классах с преобладанием слабо подготовленных к самостоятельной работе учащихся нельзя сразу же давать материал для самостоятельного изучения. Учитель должен заранее тщательно разработать задания (с учётом конкретной группы учащихся, уровня их подготовки), чётко сформулировать вопросы, составить методические рекомендации, указать литературу для использования.
Одной из продуктивных технологий, применяемых в процессе обучения, является технология проектного обучения, в ходе реализации которой обучаемые учатся самостоятельно работать с большим объёмом языкового материала, с текстами разных стилей и типов речи, анализировать и отбирать нужный материал. Одним из главных элементов проектного метода является его защита, которая проводится одним обучаемым или малой группой. В ходе презентации и защиты проекта обучаемые развивают все виды речевой деятельности, совершенствуют навыки ораторского мастерства.
Использование описанных инновационных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Создание и совершенствование развивающей образовательной среды начальной школы возможно и необходимо в современных условиях.
Образовательная среда начальной школы обладает значительным развивающим потенциалом. Она способствует реализации творческих задатков и скрытых способностей детей; обеспечивает высокий уровень знаний и постоянный интерес к ним, а также - успешную адаптацию к новым условиям жизни, в частности, более, спокойный переход в среднюю школу.
Мы должны научить ребенка учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.