СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инструмент гитара: история и современность»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Гитара – один из старейших музыкальных инструментов. Ее первые предшественники появились еще во 2-ом тыс. до н. э.

 

Просмотр содержимого документа
««Инструмент гитара: история и современность»»


Тематическое родительское собрание

«Инструмент гитара:

история и современность»


Вступительное слово

Дорогие родители, бабушки и дедушки, гости.

Сегодня мы пригласили вас на наш концерт гитарной музыки. Ребята нашего небольшого класса подготовили его для вас в совместном творческом сотрудничестве. Инструмент, который сегодня будет звучать, очень популярен сегодня как в нашей стране, так и во всем мире. Это очень демократичный инструмент, и не случайно вы выбрали его для обучения своих детей.

Перед концертом мы хотим сделать краткий экскурс в историю. Старшие ребята сами подбирали интересную для них информацию об истории гитары и о путях развития гитарного искусства.

Гитара – один из старейших музыкальных инструментов. Ее первые предшественники появились еще во 2-ом тыс. до н. э.


 














в др. Месопотамии-  киннор











в др. Риме и Греции – кифара










в др. Индии – ситар







Более современной предшественницей гитары считается лютня– инструмент, который был широко распространён в средние века. Со временем стали появляться разновидности лютни, которые постепенно видоизменялись, совершенствовались и дошли до наших дней в виде гитары, мандолины и других щипковых инструментов. На гитаре постепенно учились исполнять репертуар лютни, использовали многие приёмы игры.

Сначала гитара имела четыре струны, как лютня, но постепенно струны к ней добавлялись и появились пятиструнные, затем шестиструнные гитары. Начиная с XVII века, гитара была очень популярным инструментом, особенно в странах Западной Европы и Латинской Америки.

Гитара – самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте.

Это и самый разносторонний инструмент. На гитаре можно играть музыку различных направлений. Например, цыганская музыка в исполнении странствующих цыган-гитаристов это самостоятельное искусство.

Цыганские песни и танцы, смешиваясь с испанской манерой исполнения, дали начало другому виду гитарного искусства – фламенко. Фламенко на гитаре – это чередование мелодии и аккордов. Причем настолько быстрое, что на большинстве других инструментов сыграть это нельзя.

Существует еще один вид гитары, который не слишком распространён в мире и почти не известен у нас. Это гавайская гитара. В принципе, это обычная гитара. Её кладут на колени, а музыку извлекают с помощью специальных напёрстков в правой руке и металлической пластины в левой. Звучание гавайской гитары поющее, вибрирующее, напоминающее человеческий голос.

Доступна гитаре и джазовая музыка, которая до двадцатых годов принадлежала ранее другому инструменту – банджо.

Классическая гитара может всё. На ней можно исполнять музыку различных направлений. Для неё написано огромное количество произведений, в том числе и концерты с симфоническим оркестром. В дуэтах, трио и небольших ансамблях гитара прекрасно сочетается с другими инструментами: скрипкой, мандолиной, домрой, балалайкой. Такому ансамблю доступен разнообразный репертуар – от простых обработок народных песен до сложных произведений.

Многие прославленные музыканты внесли свой вклад в процесс развития гитарного искусства. Превосходно играл на гитаре Никколо Паганини. «Я король скрипки, – говорил он, а гитара моя королева». Он написал немало произведений для гитары:140 сольных пьес, 2 сонаты для гитары и скрипки, множеств ансамблей для струнно-смычковых инструментов и гитары. Своим блистательным мастерством скрипача он во многом обязан этому инструменту, так как многие технические приемы он перенес с нее на скрипку.

Знаменитый скрипичный мастер Антонио Страдивари долгое время, помимо скрипок, делал гитары.

Играли на гитаре и писали для неё, а также использовали в своих операх такие известные композиторы как Карл Вебер, Джузеппе Верди. В записках Гектора Берлиоза упоминается, что он обязан гитаре своим первоначальным образованием. По воспоминаниям современников, композитор мастерски играл на ней. Хорошо владел гитарой Шуберт. Он нередко аккомпанировал себе. Играл на гитаре и оставил для неё сочинения пианист, органист, композитор Диабелли.

Период расцвета гитары (18-19века) дал миру музыкантов, целиком посвятивших себя этому инструменту. Наиболее выдающийся из них – итальянский исполнитель, композитор и педагог Мауро Джулиани.

Родился он в городе Болонье в 1781 году. В двадцать лет стал одним из лучших итальянских гитаристов. Среди почитателей его таланта был сам великий Л. Бетховен. Важнейшее наследие Джулиани – это его этюды. И сейчас, пожалуй, нет ни одного гитариста, который не играл бы его этюдов. Именно в его времена окончательно оформилась та гитара, которую мы сейчас называем классической.

Другим не менее известным гитаристом был Фернандо Сор. Родился в 1778 году в Барселоне. Его композиции для гитары считаются вершиной классического периода шестиструнной гитары. За певучую манеру игры Сора современники именовали «Мендельсоном гитары». Фернандо Сор одним из первых открыл в гитаре так же широчайшие полифонические возможности.

Выдающимся педагогом гитары периода её возрождения был итальянец Маттео Каркасси (1792-1859). Его игра отличалась виртуозность и элегантностью. Он очень полно развил технические возможности этого инструмента, и его «Школа игры на гитаре» до сих пор служит одним из основных пособий для обучающихся гитарному искусству.

Сегодня в нашем концерте почти все ученики будут исполнять произведения этого композитора.

К середине XIX века после многих усовершенствований основным инструментом концертных залов становится рояль. Прочно удерживает свое место и скрипка. Для гитары наступает время упадка. Выступления гитаристов привлекает всё меньше и меньше слушателей. Гитара во всех странах ушла со сцены, кроме Испании.

В России упадок гитары сказывался также очень остро. Распадались общества гитаристов. Почти перестала издаваться нотная литература для гитары, из музыкальных учебных заведений этот инструмент изгоняли, и постепенно всё преподавание перешло в руки частных учителей.

Но и в тяжелые годы для гитары находились подлинные энтузиасты этого инструмента. Один из них Петр Агафошин. В1928 году в России вышла его книга «Новое о гитаре». Он издавал нотные сборники, делал переложения произведений композиторов- классиков.

Учеником Агафошина был выдающийся советский гитарист, педагог и композитор Александр Иванов-Крамской (1912-1973).

Благодаря ему авторитет гитары и её популярность в нашей стране сильно возросли. Во многом благодаря его усилиям были открыты классы гитары в музыкальных училищах.

Сегодня гитара - инструмент, любимый миллионами людей на нашей планете. Одними из самых известных современных аккустических гитаристов можно назвать испанца Андреса Сеговия, американца Эрика Клэптона, нашего соотечественника Виктора Зинчука и др.