СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция в образовательном пространстве

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция  образовательного пространства - это реализация метапредметных связей в условиях ФГОС ООО. Способствует формированию УУД обучающихся на всех урока учебного плана.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция в образовательном пространстве»

Зам. директора по УВР,

учитель русского языка

и литературы

Колюбаева О.Н.


«Интегрированное гуманитарное пространство гимназии

как средство достижения планируемых результатов»

Интеграция - это слово, образованное от латинских слов integratio, что обозначает «восстановление, восполнение» и integer – «целый».

Интеграция - это процесс, в результате которого разрозненные части, имеющие некоторые сходные черты, объединяются в единое целое

Современное образование требует целостного мировосприятия школьниками. Решением этой проблемы может стать такой интегративный подход к построению процесса преподавания предметов гуманитарного цикла, который позволит: с одной стороны, глубже изучить эти предметы за счет того, что они будут преподаваться интегративно, с другой стороны, осуществить и формировать целостное восприятие.

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

В условиях внедрения ФГОС ООО интеграция дает и ученику, и учителю возможность самовыражения, саморазвития и самосовершенствования

Интеграция – это наиболее эффективный подход к школьному образованию, которое заставляет обучающегося думать, рассуждать. Поэтому в деятельности учителя-филолога является основой, фундаментом для развития творчества детей. Творчески мыслящий ученик, умеющий воплощать свои идеи и передавать мысли другим через письмо, речь – это и есть итог работы. В условиях внедрения новых стандартов в среднее и старшее звено модель такого ученика – это требование жизни, требование нашего времени.

Интеграция школьных предметов дает ученику те знания, которые отражают связанность материала как системы, учит детей представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, и пользоваться этими знаниями в повседневной жизни. Интеграция развивает у детей универсальные учебные действия, которые необходимы при введении ФГОС.

Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию.

Известно, что многие учебные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика.

Внутрипредметная интеграция, необходима, так как школьники, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и задача педагогов показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано. 

Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

Можно выделить несколько ступеней интеграции, которые горизонтально объединяются в более крупные базисы:

  1. Тематическая интеграция. В данном случае два или три учебных предмета занимаются тем, что раскрывают одну тему.

  2. Проблемная интеграция. В этом случае понимают, что одной проблемой занимаются разные предметы.

  3. Концептуальная интеграция. В данном случае подразумевается, что рассмотрение ведётся несколькими предметами с применением всех их методов и средств.

  4. Теоретическая интеграция. В данном случае рассматривается взаимопроникновение разных теорий.

  5. Диалектическая интеграция. В этом случае понимается использование принципов и понятий, которые относятся к различным областям знаний. В качестве альтернативы можно встретить толкование предоставления мира как целостной картины.


На практике всё не так легко, как в теории. Поэтому интеграция в школьном образовании – это нелегкое дело


Интегрированный урок отличается тем, что предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах. Осуществлённый на этом этапе синтез, как взаимодействие, соединение, выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной картины мира. Смысл использования приёма интеграции заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самобытность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.


Какие задачи могут решать интегрированные уроки:

информационную (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);

коммуникативную (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями),

социокультурную (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов) ;

учебно-познавательную (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка;)

культуроведческую (формирование русской языковой картины мира).


Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.

Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Каждый из таких уроков ведут два или более учителей-предметников. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.

Этапы подготовки и проведения интегрированного урока:

Этап

Цель этапа

Поисковый

обеспечить мотивацию к изучению темы,

обеспечить поиск изучения материалов по выбранной теме

Подготовительный

научить работать с источниками, подбирать тематические факты и данные

Основной

развивать умение самостоятельно использовать полученные материалы

Заключительный

развивать культуру обсуждения, выступлений учащихся


Обращение к интеграции, как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ:

  • интегрированные уроки развивают творческий потенциал самих учащихся, побуждают к развитию логики, образного мышления, коммуникативных способностей;

  • форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна; использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков;

  • интегрированные уроки снимают утомляемость учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, служат развитию внимания, речи, памяти школьников;

  • интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творческой активности учителя, так как является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.







































Для интеграции знаний мы используем разные средства и формы обучения




Приём интеграции можно использовать в рамках предпрофильной подготовки школьников, а именно в создании интегрированных элективных курсов. Чему способствует интеграция литературы с другими видами искусства: живописью, музыкой, театром?


Интеграция предметов гуманитарного цикла в школе состоит в том, чтобы научить детей рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях и системах, сравнивать, сопоставлять, обсуждать, анализировать их. Интегрированный курс требует искусного конструирования программ каждого предмета, входящего в этот курс, совместной работы учителей по планированию общих подходов в преподавании, изменению методик и созданию новых обучающих технологий по формированию общеучебных умений и навыков учащихся и т.д.

Целью интеграции является повышение как общеобразовательного уровня, так и мировоззренческого. Интеграция содержания предметов возникает на проблемном, концептуальном уровне. Например, чтобы погрузиться в художественный мир отдельного писателя, нужно понять его эпоху, чувства творческой личности в то время. Возникает насущная потребность обратиться к истории общества, культуре, философии, чтобы ученик сам увидел, какие достижения политической, философской мысли, тенденции в искусстве той поры формировали интеллектуальную атмосферу эпохи. Другими словами, интегративное содержание разных образовательных областей предполагает взаимопроникновение идей, понятий, принципов, подходов развивающего обучения. Процесс обучения, построенный на основе принципов межпредметной интеграции гуманитарных дисциплин, способствует становлению языковой личности учащихся.


Таким образом, интеграция на уроках гуманитарного цикла способствует духовному и интеллектуальному развитию ученика, повышению его творческой самостоятельности, развитию культуроведческой компетенции.



Приложение 1

Разделы и предметы, которые можно совмещать:

  1. Русский язык и физика, русский язык и биология (человек).

(Фонетика. Что такое звук? Как зарождается звук? Какие органы помогают человеку говорить?).

2. Язык и общество (Что такое речь? Как она зародилась? Какие функции выполняет речь?).

3. Русский язык и история. ( Словообразование. Этимология. Алфавит. Ученые – русисты).

4. Русский язык и ИЗО. (Текст – описание. Слова в переносном значении. Художественные средства языка).

5. Русский язык и математика. ( Числительное).

6. Литература и история. (Жизнь и творчество поэта или писателя. Развитие искусства в определенный исторический период).

7. Литература и музыка, литература и кино, литература и театр.



Приложение 2

Темы возможных интегрированных уроков  русской литературы, музыки, МХК, основ православной культуры, ИЗО

 

Тема

Интеграция уроков

Класс

Частушки как произведения устной народной поэзии

Литература, музыка

5

Тема природы в стихотворениях С. А. Есенина. Изображение природы в литературе, живописи, музыке.

Литература, музыка, ИЗО

5

Инсценирование сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

Литература , МХК (театр), музыка

5




Тема осени в словах и красках

Литература, музыка, ИЗО

6

«Нам жизнь дана, чтобы любить…».Сопоставление притчи о добром самарянине и сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»

Литература, ИЗО, основы православной культуры

6

Поверьте в чудо! (просмотр и анализ кинофильма по феерии А. Грина «Алые паруса»)

Литература, ИЗО, МХК (искусство кино)

6

Строгий, стройный вид… Архитектура Петербурга и А. С. Пушкин. Урок по поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

Литература, МХК

7

Образ Ивана Грозного и опричники в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

Литература, история, МХК, музыка

7

«Нет уз святее товарищества…» Анализ повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Литература, история, основы православной культуры, ИЗО

7

Изображение пугачевского бунта в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Литература, история

8

«Мужчина и женщина в семье» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и на основе личных наблюдений учащихся)

Литература, обществознание

8

Повесть о Петре и Февронии Муромских.

Литература, МХК (иконопись, архитектура)

9

Адресаты лирики А. С. Пушкина. Литературно-художественная композиция.

Литература, музыка (романс)

9

Тема Кавказа в лирике М. Ю. Лермонтова.

Литература, живопись

9


Евангельские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Литература, основы православной культуры

10

Петербург Достоевского по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Литература, МХК, архитектура Петербурга

10

«Гимн высокому чувству любви»(по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Литература, музыка (соната Бетховена)

11

«У меня в Москве купола горят…»  Тема Москвы в творчестве М. Цветаевой.

Литература, МХК (архитектура Москвы)

11

«А об этом вы можете рассказать?…» Тема сталинских репрессий в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»

Литература, история, основы православной культуры

11

«Идет война народная…» по произведениям о войне

Литература, история, музыка

11

«Мне жалко той судьбы далекой» (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)

Литература, история, основы православной культуры

11

Литературно-музыкальная композиция по творчеству В. Высоцкого.

Литература, музыка, МХК (кино)

  

   Приложение 3

Темы возможных интегрированных уроков русского  языка, русской литературы, ИЗО 

Виды работ, темы уроков


Интеграция уроков

Различные виды разбора (особенно синтаксический) на примерах произведений классической литературы.


Русский язык, литература

Изложения и диктанты на примерах произведений классической литературы.


Русский язык, литература

Сочинение по картине (картины Шишкина, Сурикова, Левитана,  Саврасова, Крамского, Иванова, Врубеля, Васнецова, Кустодиева и других)


Русский язык, ИЗО

Сочинение по картине (иллюстрации к произведениям, виды архитектурных зданий, храмов (Храм Покрова на Нерли, Храм Василия Блаженного, Церковь Кижи, Храм Христа Спасителя и другие)


Русский язык, ИЗО, основы православной культуры, краеведение

Изучение тем: «Имя числительное»


Русский язык, математика

Устойчивые сочетания слов, взятые из Библии. Их происхождение.


Русский язык, основы православной культуры

Происхождение крылатых слов и выражений.



Русский язык, литература

Этимологический анализ слова.


Русский язык, история русского языка, старославянского языка, история, основы православной культуры.

Лингвистический анализ текста.


Русский язык, литература





В этом году при изучении поэмы М.Ю.Лермонтова" Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» моей задачей было рассмотреть худ. произведение, дать характеристику героям; с точки зрения истории показать личность Ивана Грозного, рассмотреть понятие опричнина. Но так как в курсе истории семиклассники по программе еще эту тему не прошли, я решила провести интегрированный урок. Ребята заранее готовили исторические справки эпохи Ивана Грозного, готовили портретные характеристики. На урок был приглашен учитель истории Лаптева М..А., которая рассказала о реальных исторических событиях, воплощенных в художественном пространстве. Моя задача, как литератора, состояла в том, чтобы раскрыть поэтические образы, идею поэмы. В конце урока учителем истории и мной были заданы вопросы, на которые ребята должны были ответить как с точки зрения истории, так и с точки зрения литературы. Мы образовали детям проблемную ситуацию.

Также интересен и увлекателен был урок по поэме Пушкина «Полтава» вместе с историком Лаптевой М.А. Ребята взглянули на петровскую эпоху, познакомились с личностью Петра 1 и провели параллели на уроке литературы, увидев как художественно, средствами изобразительности показывает Пушкин Петра и это историческое событие. Предварительно семиклассники с удовольствием готовили доклады, находили портреты, схемы сражений, делали противоречивые выводы, спорили, думали, сопоставляли, сравнивали.

С 2010 года я плотно сотрудничаю с учителем английского языка Дегтяревой Н.В. В 8 классе мы дали прекрасный урок на тему «Шекспир на все времена». Ребята учили сонеты на английском и на русском языках, готовили биографию Шекспира на двух языках, делали сценки, готовили презентации. В подборе материала, редактировании правильной постановке произношения участвовал учитель английского языка. А вот род драматургии, что такое пьеса, образы Ромео и Джульеты восьмиклассники рассматривали с большим интересом, эту часть урока готовила я как учитель литературы. Урок прошел на одном дыхании. На данном уроке совершенствовались коммуникативно-познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся. Тексты художественных произведений являлись важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка.

В этом году мы с Дегтяревой Н.В. провели интегрированный урок на тему «Заимствованные слова» в пятом классе. Этот урок способствовал созданию у школьников целостного представления об окружающем мире, что является одной из целей обучения.  Обучение иностранным языкам важно строить, постоянно проводя аналогии с родным языком. Урок познакомил учащихся с понятием заимствованные слова и англицизмы. Учащиеся исследовали образование слов: спорт, футбол, баскетбол, волейбол, ток-шоу и многих других. Ребята повторили изученный речевой материал и ввели в активный словарь новые слова на английском и русском языках.   Урок нацелен был на воспитание внимательного отношения к слову и интерес к изучению языков. На уроке были созданы условия для закрепления навыков работы со словарями: Толковый словарь, Словарь иностранных слов, Этимологический словарь, англо-русский словарь.  Разнообразные формы работы позволили сочетать индивидуальный подход к учащимся и коллективную деятельность. На таких уроках ребята учатся самостоятельно ставить проблему, искать пути её решения и видеть результаты коллективной деятельности.

«Азбука славянской письменности» , 5 класс . Заключительный урок по литературе.
Что собой представлял интегрированный урок: Библиотечный фрагмент урока о происхождении письменности, была приглашена библиотекарь Брагина М.П., которая рассказала ребятам о происхождении славянской письменности, об истории рождения книги

Экскурсия в прошлое, театрализованное представление; ребята долго готовились, шили себе костюмы, сами организовали выставку книг, учились рисовать кириллицу

С музыкальным сопровождением я обращалась к учителю музыки Горбулиной Т.Г., она помогла в подборе духовной музыки;

На уроке были использованы знания МХК — рассказ ученика о происхождения праздника Дня славянской письменности и культуры, как его отмечают в других странах. Урок оставил неизгладимое впечатление, ребятам удалось соединить знания других областей наук. Сегодня мои нынешние шестиклассники знают, кто такие Кирилл и Мефодий, знают историю письменности на Руси.

Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps". 5-й класс. Получился интересный урок литературы и увлекательное психологическое занятие. Урок был проведен с педагогом-психологом Барашихиной Е.В. С точки зрения литературы, ребята раскрывали сюжет сказки, анализировали образы сказки, знакомились с литературоведческими понятиями. С точки зрения психологии, ставили себя на место героев, пытались передать те чувства и эмоции, которые испытывали жители оранжереи. Предварительно были розданы роли для небольшой сценки, несколько учеников готовили презентацию о биографии В. Гаршина. Извлеченные из сказки мудрости жизни в форме цветка на доске, настроили ребят на то, какие жизненные правила и выводы можно вынести для каждого и применять в своей жизни.

Интегрированный урок на тему «Число. Имя числительное» в шестом классе позволил объединить два предмета (русский язык и математика)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!