СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок истории и музыки 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окажет помошь педагогу при составлении интегрированного урока истории и музыки.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок истории и музыки 7 класс»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – ИСТОРИЯ – МУЗЫКА – 7 КЛАСС


Тема урока: «Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале

17 века».

Задачи урока:

образовательные – помочь учащимся охарактеризовать причины, ход и основные этапы Смутного времени, роль народных масс в процессе выхода из политического кризиса; познакомить учащихся с музыкальным наследием С.А.Дегтярева и М.И.Глинки о патриотах России К.Минине, Д.Пожарском и Иване Сусанине;

развивающие – развивать творческие способности детей;

воспитательные – воспитывать нравственные качества личности

чувство патриотизма, любовь к Родине.

Оборудование: проектор, фонохрестоматия, презентация, раздаточный материал

Ход урока:

I. Организационный момент.
Прозвенел звонок. Все готовы на урок?

Мобилизующий этап.

Ребята, заполните первый столбик таблицы.


№ Позиции

В начале урока (10-бал. система)

В конце урока (10-бал. система)

1. Я испытываю чувство гордости за Россию.



2. Я умею вести беседу.




3. Я умею высказывать свою точку зрения и её доказывать.





III. Постановка темы, целей и задач.

-Ребята, что такое подвиг? ( Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

Подвиг – это деяние, совершаемое человеком во имя других.

Подвиг – совершенное действие человека, совершенное во имя других.)

- Кто такой патриот? ( Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.)
- Какие люди способны совершить подвиг? ( Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.)

- Когда человек готов на подвиг ради Родины? (Если Родине угрожает опасность. Если он любит свою Отчизну.)
- Как Вы думаете, в начале XVII века Россия нуждалась в героях? Почему? ( Смутное время.)

- Кто готов назвать тему нашего урока? (Окончание Смутного времени. Патриоты России XVII века .)

IV. Актуализация знаний.
- Почему начало ХVII века русский народ назвал лихолетьем? (Русская земля на северо-западе и западе была занята поляками.)

- Кто находился у власти в древнем Новгороде? (Шведы.)

- Что привело к Смуте? (Ослабление центральной власти.)
- Можно ли считать боярство главным виновником Смуты в России? (Боярство, позиции которого были значительно подорваны в годы опричнины Ивана Грозного, вновь попыталось стать ведущей политической силой в стране.)
- Какова роль бояр в захвате поляками Москвы? (Бояре тайком ночью ввели в город поляков.)

Какие планы были у поляков? (Польский король был намерен присоединить западные русские земли к Польско – Литовскому государству.)
- Как вели себя тушинские поляки? (Считали себя завоевателями. Они грабили, насильничали, оскверняли православные святыни. Католическая церковь вмешивалась во внутренние дела России.)
- Какие чувства Вы испытываете, вспоминая эти страницы истории нашей страны? (Возмущение, гнев.)

V. Работа по теме.

- Ребята, как вы думаете, каким образом развивались события дальше? (Предположения детей.)
Вывод: осознание того факта, что независимость страны под угрозой, привело к пробуждению русского народа. Он поднялся на борьбу за освобождение Отечества. Создание Первого ополчения в г. Рязани под руководством Ляпунова не привело к победе. Москву мы не отбили. Что же дальше?

Осенью 1611 года в Н.Новгороде начало формироваться 2-ое ополчение, во главе которого стали посадский староста Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.


Творческое задание Презентация Поляковой Дарьи

Презентация «Нижегородское ополчение»

По городам рассылались грамоты: «Вера и Отечество наше погибает, но мы можем спасти их. Не пощадим жизни и имущества для избавления Москвы». Люди плакали, читая эти послания, они отдавали последние сбережения.


Со всех концов в Н.Новгород стекались русские крестьяне и ремесленники. Пришли отряды татар, чувашей, мордвы, марийцев. Цель была сформулирована категорично: освободить Москву и создать новое русское правительство.

Весной 1612 года ополчение начало движение из Н.Новгорода. В Ярославле к нему присоединились отряды из северных городов, страна поднималась на борьбу с интервентами.


Звучит хор «Пойдем Отечество спасать» из оратории С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы».


Учитель музыки: Анализ музыкального произведения.

- Какой характер произведения? Кто исполняет? Почему исполняет именно хор, а не солист? (хор – народ, в едином патриотическом порыве встает на защиту Родины.)

Прозвучал хор «Пойдем, Отечество спасать» из оратории (Орато́рия (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра), которая называется «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы». Музыку написал композитор и дирижер, который жил в конце 18 века.

Сообщение Григорук Катя о С.А. Дегтяреве.

Дегтярев Степан Аникиевич - русский дирижер и композитор. Родился он в 1766 году в слободе Борисовке Курской губернии в семье крепостных графа Шереметева. Получив музыкальное образование в Москве, он затем работал в капелле графа Шереметева. Писал он в основном духовную музыку. Им написаны 60 духовных концертов и первые русские оратории. Наиболее известная из них оратория «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы», в которой он воспел подвиг русских людей.

Учитель истории:

Слайд

К концу июля 1612 года ополчение подошло к Москве, куда уже прибыло войско польского гетмана Ходкевича. 22-24 августа произошли решающие бои с интервентами, в которых проявился героизм ополченцев и полководческий талант К.Минина и Д.Пожарского. Сражение закончилось полным разгромом войск Ходкевича. Он с небольшой свитой ускакал, бросив артиллерию и 400 возов хлеба. Началась длительная осада Кремля. 26 октября 1612 года - интервенты сложили оружие и сдались. Народ освободил Москву.

Освобождение столицы вызвало мощный подъем всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков. Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин.

- Вспомните и расскажите о подвиге И. Сусанина. Что это был за человек?

Сообщение Мясникова Тимофея «Иван Сусанин».

Слайд

Учитель музыки:

Шли годы, но благодарные потомки с гордостью несли и несут в сердцах имена героев освободителей.

- Как люди выражают свою любовь и преклонение героям после их смерти?

(названия городов, улиц, воздвигают памятники, воспевают подвиги в стихах и песнях…)

- Подвиги каких героев увековечены в названиях улиц города Ялуторовска и наших сел? (Суворова, Гагарин, Ватутина, Скворцова, Невского, …)


Слайд

Прошло более 100 лет, но о подвиге И.Сусанина не забывали. Поэт-декабрист Кондратий Рылеев написал стихотворение «Дума» о подвиге русского крестьянина. Стихотворение было известно всем, и простые люди передавали его из уст в уста. И вот на эти слова неизвестные авторы написали музыку. Так появилась народная песня «Сусанин»(существует несколько версий этой народной песни).

ПРОСМОТР + слушание видеоролик

1. Зимою морозной шла шайка людей,

Шла шайка людей и не знала путей. 2 раза

2. Ничто не шелохнет, ни ель, ни береза,

Лишь снег под ногами хрустит от мороза. 2 раза

3. «Куда ты завел нас? Ужасная даль!»

«Веду, куда знаю! - Сусанин сказал. – 2 раза

4. Предателя, мнили, во мне вы нашли.

Их нет, и не будет на русской земли! 2 раза

5. «Злодей! – закричали враги, закипев. –

Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев! 2 раза

6. Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!» 2 раза

- Народная песня оренбуржских казаков по сюжету поэмы К. Рылеева "Иван Сусанин" 1822 года.

Не метель, не вьюга
На Руси святой.
Попался полякам
Сусанин седой.

- Веди нас, Сусанин,
Будет те за труды.
Аль бойся: недолго 
С тобой до беды.

- Речка Бирюсайка, 
Вот её исток.
Едете вы, ляхи, 
Прямо на восток!

Подвёл их Сусанин
К горелому пню:
«Едете вы, ляхи, 
А я не пойду!

Предателя мнили 
Во мне вы найти:
Их нет, и не будет 
На русской землИ!»


Многие композиторы воспевали подвиги русских людей в разные времена.

- А каких, назовите?

/Кантата «Александр Невский» Кантата (итал. cantata, от итал. и лат. cantare - петь; нем. Kantate) - крупное вок.-инстр. произведение, предназначенное, как правило, для одного или неск. солистов, хора и оркестра С.С.Прокофьева - хор «Вставайте, люди русские»; С.Прокофьев опера «Война и мир» - ария Кутузова; М.И.Глинка опера «Иван Сусанин» - ария Сусанина/.

На уроках музыки мы уже знакомились с музыкальным произведением, посвященному подвигу И. Сусанина.

  • Как называется это произведение, и кто его написал?
    /опера «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя» м.И.Глинки/.

  • Чем примечательна эта опера? /первая опера на русском языке./

Слайд

В память об Иване Сусанине на его Родине в Костроме был возведен памятник. По повелению императора Николая I торжественное открытие памятника было назначено на 14 марта 1851 года – на день Федоровской иконы Божией Матери, главной святыни костромского края, с 1613 года считавшейся покровительницей династии Романовых. Предусматривалось возвести памятник на центральной площади, которая в связи с этим переименовывалась из Екатеринославской в Сусанинскую (при этом император переименовывал площадь, названную в честь его царственной бабушки, дав ей имя крестьянина). По этому поводу графиня Е.П.Ростопчина сочинила стихотворение «На памятник, сооружаемый Сусанину».

Тебе ль, чугун, тебе ли мрамор ставить,

Сусанин, доблестный и верный гражданин,

Святой Руси достойный сын?

Тебя ли можем мы через памятник прославить?

Увековечим ли тебя в стране своей

Деяньем рук и грудами камней?

Чугун растопится... полудни мрамор белый

Раздробят долгие морозы русских зим.

Есть памятник иной: он тверд, несокрушим,

Он силен и велик, как ты, Сусанин смелый!

Сей, вечный памятник давно сооружен

Тебе в сердцах признательных потомков:

В дни крамолы и смут, из пепла, из обломков,

С Россией новою восстал как феникс он, -

И с нею все растет, могучий и спокойный

Да!... Благоденствие и слава Россиян,

Да!... Громкие хвалы позднейших сограждан

Вот памятник, Сусанина достойный!

Учитель истории:

Разрушение памятника было начато накануне первой годовщины Октябрьской революции в соответствии с декретом Совнаркома от 12 апреля 1918 года «О памятниках республики». В числе установленных декретом мероприятий значилось снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг». С колонны и постамента были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина. Тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году). Бронзовые фигуры, по одним сведениям, были утоплены в Волге, по другим — будто бы где-то закопаны, по третьим — отправлены в переплавку. Почти десять лет колонна была закрыта деревянным обелиском, увенчанным красным флагом. На четырёх сторонах обелиска были укреплены портреты вождей российского и международного революционного движения. Пьедестал использовался как трибуна во время революционных торжеств. К 1928 году деревянный обелиск пришел в ветхое состояние, и городские власти распорядились сбросить колонну с постамента и закопать тут же в сквере. Окончательный снос памятника был произведен в 1934 году. Гранитная и мраморная облицовка была разбита на щебень и использована для мощения «несколько метров мостовой на площади и по Советской улице».

Колонна была позже выкопана при земляных работах и сохранилась. В настоящее время на месте снесенного памятника на Сусанинской площади установлен памятный знак. В рамках подготовки к празднованию в 2013 году 400-летия династии Романовых памятник планируется восстановить.

28 сентября в 1967 году в Костроме был поставлен новый памятник герою /показывает репродукцию памятника/.

Слайд

Учитель истории:

Навечно в народной памяти остались имена К.Минина и Д.Пожарского. В 1818 году скульптор И.Мартос соорудил памятник этим героям /показывается репродукция памятника/.

Памятник представляет собой скульптурную группу. Автор изобразил их в позах и одежде древнеримских воинов /так было принято в начале 19 века/. Пожарский сидит, опершись на щит. Минин стоит с протянутой вперед рукой. Внизу барельеф, изображающий сбор пожертвований на народное ополчение и надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

Всем известен памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, установленного в Москве на Красной площади у Храма Василия Блаженного. Однако мало кому известно, что в Нижнем Новгороде находится его точная, но немного уменьшенная копия скульптора Зураба Церетели. Он установлен под стенами Нижегородского кремля у церкви Рождества Иоанна Предтечи. С паперти именно этой церкви в 1611 году земской староста Кузьма Минин произнес свое знаменитое воззвание, в котором призвал нижегородцев собрать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.

Установлен в честь празднования нового праздника Дня народного единства, который стали праздновать с 2005 года.


В 1649 году указом царя Алексея Михайловича Романова день Казанской иконы Божьей Матери, 4 ноября, был объявлен государственным праздником, за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Этот день праздновался в течение столетий до 1917 года. В настоящее время День народного единства празднуют 4 ноября с 2005г.

Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1612 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей».  Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».

Учитель истории:

  • Кто сыграл решающую роль в освобождении России?

  • Почему они победили?

Решающую роль в освобождении России сыграл народ. Любовь к Родине, смелость, героизм позволили им освободить страну. В ходе освободительной борьбы возросло национальное самосознание русского народа.

Сегодня вспоминая имя Ивана Сусанина, мы с гордостью говорим.

Всегда на Руси были и будут такие люди, которые на деле доказывают преданность своей Отчизне, готовы пожертвовать ради ее благополучия и процветания, своей жизнью. Примеры мужества и героизма наших предков рождают чувство уважения и гордости за свою страну. Именно таких людей и называют защитниками земли русской. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и другие. Можно долго перечислять имена защитников земли русской. Главной их чертой характера является патриотизм, то есть беззаветная любовь к Родине.



Слайд

Учитель музыки:

Закончить наш урок хочется на высокой патриотической ноте.

Заканчивается действие оперы «Иван Сусанин» на Красной площади в Москве, где собрался народ, чтобы отпраздновать свою победу над поляками. Звучит хор «Славься», в котором народ славит родную землю и погибших героев, славит воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу России, прославляет подвиг Сусанина. Сам М.И.Глинка назвал этот хор гимном - маршем.

- Как вы думаете, почему Глинка назвал хор гимном - маршем?

А сейчас вы станете участниками праздника Победы над поляками, который проходил на нынешней Красной площади в Москве, но в начале 17 века. Представьте, что вы стоите на площади в Москве рядом с дочерью И. Сусанина Антониной, ее женихом Собининым, мальчиком Ваней и со всеми теми, кто героически сражался за освобождение своей Родины, и поёте гимн своей родной земле.

Исполняют хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин" М.И.Глинки.

Уч-ся поют под караоке

Подведение итогов урока. В ходе Смуты Россия понесла огромные потери. Погибло около трети её населения, были потеряны многие земли, хозяйство страны было разрушено. Но русский народ смог отстоять независимость своей страны. Была восстановлена русская государственность. Новая династия правителей давала надежду на лучшее будущее.


Блиц-опрос.

  1. Заповедные и урочные … (лета).

  2. Боярин, ставший русским царем в 1598 году. (Борис Годунов)



  1. Первый российский патриарх. (Иов)

  2. В миру - Федор Никитич Романов, в монашестве … (Филарет).

  3. Предводитель восставших (И. Болотников)

  4. Так звали сыновей Ивана Грозного и Бориса Годунова. (Федор)

Рефлексия

Пословицы об отваге.

Один за всех, и все за одного.

Один в поле не воин.

Пока мы едины, то мы непобедимы.

Где нет борьбы, там нет и победы.

За свою Отчизну не жаль и жизни.

Знали кого били, потому и победили.

Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.

Родина – мать, умей за нее постоять.

№ Позиции

В начале урока (10-бал. система)

В конце урока (10-бал. система)

1. Я испытываю чувство гордости за Россию.



2. Я умею вести беседу.




3. Я умею высказывать свою точку зрения и её доказывать.



Оценки, Д/з п.16, готовиться к контрольной работе

Россию терзали свои более, нежели чужие…»

А.Палицин










Один за всех, и все за одного.

Один в поле не воин.

Пока мы едины, то мы непобедимы.

Где нет борьбы, там нет и победы.

За свою Отчизну не жаль и жизни. Знали кого били, потому и победили.

Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.

Родина – мать, умей за нее постоять.










Разбор оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Увертюра начинается воинственным вступлением. Основной раздел показывает и предвосхищает все основные события оперы. При создании увертюры композитор создал три ее варианта, а использовал третий.

Первое действие. Все события разворачиваются в доме И. Сусанина, где идет подготовка к свадьбе Антониды и ратника Собинина.

Интродукция начинается мужским хором «Родина моя». Здесь Глинка  показывает силу, героизм и неустрашимость народа через  русские народные, старинные, молодецкие и солдатские песни. Женская тема «На зов своей родной страны»  первый раз появляется в оркестре, потом звучит в   исполнение  хора. Интонации хора напоминают хороводные, крестьянские, лирические песни,  посвященные весеннему пробуждению природы. Оба хора образуют величественную развернутую фугу, создавая музыкальное полотно, в котором объединяются интонации хоров из интродукции.  Это и есть объединенный образ народа.          

Каватина и Рондо Антониды. Каватина раскрывает прекрасные черты русской девушки – искренность, простоту, нежность и верность ее чувств. Каватина  медленная часть арии. Музыка рондо выражает светлый и радостный образ энергичной  невесты. В мелодии опевается V ступень, как в арии Сусанина из IV действия. Экспозиция главного героя И. Сусанина «Что гадать о свадьбе…», интонация певучая, с распевами. Автор использовал данную песню, услышанную им от извозчика из Луги.           

Трио «Не томи, родимый…» в составе: Собинина, Антониды и Сусанина, в котором передает грустные и печальные переживания жениха  – Богдана Собинина. Антонида и ее отец стараются успокоить его из-за переноса свадьбы. Это лирическая задушевная мелодия, близка к городскому бытовому романсу. Глинка использует имитацию и переклички, как средство объединения  героев. Первое действие завершается финалом, в котором Глинка показывает, что героев вдохновляет на подвиг весь народ. Звучит заключительный хор.

Второе действие состоит из танцевальной сюиты: – полонез, краковяк, вальс, мазурка. В зале польского короля Сигизмунда – богатый бал с участием знати шляхты. Поляки хвалятся  победами и уверены, что завоюют Русь. Во время бала к заносчивым шляхтичам появляется гонец с вестью, о сборе русского ополчения под руководством Минина и Пожарского. Второе действие ярко контрастирует с первым действием. Русская линия выделена вокальными номерами, а польская – танцами. Хор поляков является дополнением к оркестру. В развитии действий, польские танцы  полонез, краковяк, мазурка будут звучать при столкновении двух линий оперы.     

Третье действие – звучит драматический антракт, основанный на интонациях романса Антониды «Не о том скорблю, подруженьки…» и сцены ее отчаяния после ухода Сусанина с поляками. Это действие можно разделить на две части: первую – до прихода поляков, вторую – с момента их появления. В первой части господствует светлый образ, характеризующий Сусанина спокойным отцом в кругу любимой семьи.

Звучит песня Вани – «Как мать убили…» в исполнении контральто. Он выражает отцу благодарность и уважение. Песня напевная, мелодичная, отображающая душевность, доброту и отзывчивость Вани. Данная мелодия близка к интонациям и построению русских народных песен (несимметрична). Песня переходит в дуэт, при вступлении Сусанина и приобретает черты марша.

Звучит хор и квартет крестьян «Сейчас мы в лес пойдем». Хор  полифонического склада изложения. В квартете Антониды, Вани, Собинина, Сусанина выражены настроения покоя, благоденствия и мира. Начало звучит в гомофонно – гармоническом изложении, переходящее в народную имитацию.  

Далее звучит тема семейного счастья Сусанина «Ну вот, я дожил…». Данная тема резко обрывается «Полонезом». Появляется отряд поляков. Происходит столкновение двух главных линий оперы – русской и польской. Образ шляхты основан на интонациях полонеза и мазурки, но не  как на балу, а зловеще, грубо и угрозой.

В эпизоде Сусанина и поляков «Боже, дай силы мне…» партия Сусанина звучит в размере 4/4, а поляков – 3/4. Это наивысший драматический диалог Сусанина с интервентами.

В реплике Сусанина «Велик и свят наш край родной», зарождается тема хора «Славься».    Достойные, спокойные и гордые ответы Сусанина шляхтичам, подчеркивают его осознанный, обдуманный патриотический поступок.

Ответ Сусанина «Страха не страшусь…», делает интонационную арку с мужским хором из интродукции «Родина моя». Сусанин  прощается с Антонидой притворно соглашаясь помочь полякам. Подружки невесты пришли на свадьбу.

Звучит  свадебный хор, исполняя песню «Разгулялися, разливалися…» в размере 5/4. По характеру хор напоминает русские свадебные величальные песни.

Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки…» – один из самых поэтичных, задушевных, трогательных музыкальных номеров оперы.

Финал. В тревожных музыкальных интонациях, народ  отправился во главе с Собининым на поиски Сусанина. Автор впервые показывает  народ в действии – главным героем оперы. Звучит оркестровый антракт к 4 действию. В начале и в конце показан лес в зимнем оцепенении. В середине звучит тема Сусанина из развязки четвертого действия «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал…».   Эта тема многократно подвергается разработке и будет звучать далее.

Четвертое действие состоит из трех картин.

Первая картина показывает тревожный хор крестьян в лесу и большую героически призывную арию Собинина. Крестьяне и Собинин приобретают патриотические черты характера И. Сусанина.     

Вторая картина. Монолог Вани раскрывает многие благородные, решительные стороны его характера. Речитативы Вани  выразительны, короткие, передают волнения и усталость. Далее следует его небольшая ария, в которой выражается уверенность о скором освобождении Руси. Его интонации становятся  героическими, патриотическими, похожими на интонации Сусанина.

Третья картина «Сцена И. Сусанина с поляками в лесу» – кульминация драмы всей оперы. Хор польских захватчиков изображает их бег ночью по зимнему лесу, используется ритм мазурки, но не бравурный, а мрачный и угнетенный. Автор подчеркивает, через использования неустойчивые интонации (ув. 5/3, ум. 5/3, ум VII7), что шляхтичи почувствовали свою гибель. Эти фразировки и гармонии придают музыке ощущение тоски и скорой погибели.

Ария Сусанина начинается с речитатива «Чуют правду…». Он основан на широких, неторопливых, уверенных интонациях героя в решительный предсмертный момент. В оркестре повторяется нисходящие фразы из антракта к четвертому действию.

Ария «Ты взойдешь моя заря…», полна глубоких раздумий, скорби и волнения. Иван Сусанин осознанно, с достоинством, мужественно, с чувством исполненного долга, возвышенностью и твердостью   духа, жертвует  с воодушевлением и героизмом своей жизнью, с твердой мыслью о том, что он защищал Родину, и поляки из лесного болота не выберутся.

Эпилог разворачивается на Красной площади в Москве. Народ со всех земель собрался на праздник Победы Руси над интервентами. В первом разделе Антонида, Собинин, Ваня, односельчане, повествуют народу о героическом поступке И. Сусанина. Центральное место эпилога принадлежит хору.

«Славься». Этот гениальный хор воплотил в себя богатырский образ народа – победителя, который в трудный момент для Руси, собрался вместе и победил врага. Музыка хора многогранна и обобщает гимнообразные интонации, народно-песенные, торжественные, эпические, героические, исторические. Мелодия хора плавная, в ней есть поступенное движение и обороты, напоминающие колокольный перезвон. Скачок на б. сексту вверх объединяет его с хором «Родина моя». В гармонии «Славься» – диатонические аккорды, плагальные обороты и использование побочных ступеней. В хоре упругие ритмические акценты, симметрическое строение, а фанфарные возгласы придают черты военного шествия.  Хор «Славься» особенно торжественный, когда исполняется тремя хорами и двумя оркестрами, (духовой оркестр – на сцене). К ним присоединяются колокола, а в оркестровой партии звучит триольное сопровождение. В хоровых партиях звучат ликуюшие подголоски, в которых слышатся интонации из женского хора интродукции. В финале дважды упоминается героический поступок Сусанина «Запомнит весь русский народ…». Эти фразы выделяются гармоническими сдвигами. Так Глинка выразил мысль, что подвиг Сусанина совершен ради народа и остается бессмертным.

Заключение

Создание данной оперы явилось поворотным пунктом в развитии русского оперного искусства и важным событием оперного жанра. Глинка создал первую отечественную оперу. Опера является цельным, неразрывным произведением с героико – патриотической идеей, на протяжении всего произведения.

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин», являлась образцом для композиторов «Могучей кучки» при создании их шедевров.









Приложение:



Текст этой песни:

Народная песня оренбуржских казаков по сюжету поэмы К. Рылеева "Иван Сусанин" 1822 года.

Не метель, не вьюга
На Руси святой.
Попался полякам
Сусанин седой.

- Веди нас, Сусанин,
Будет те за труды.
Аль бойся: недолго 
С тобой до беды.

- Речка Бирюсайка, 
Вот её исток.
Едете вы, ляхи, 
Прямо на восток!

Подвёл их Сусанин
К горелому пню:
«Едете вы, ляхи, 
А я не пойду!

Предателя мнили 
Во мне вы найти:
Их нет, и не будет 
На русской землИ!»



Текст песни М. И. Глинка - Славься!

Современный вариант

Музыка: М.Глинка

Славься, славься, родная земля!
Славься, святая Отчизна моя!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна.

Славься, славься из рода в род
Славься великий наш русский народ
Врагов посягнувших на край родной
Сражай (вариант: рази) беспощадно могучей рукой

Слава, слава героям бойцам
Родины нашей отважным сынам
Кто кровь за Отчизну свою прольёт,
Того никогда не забудет народ

Славься, славься, родная земля!
Славься, святая Отчизна моя!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна.
Ура! Ура! Ура!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!