СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Описание природы. Зима"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок русского языка и изо в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Описание природы. Зима"»


Супринская средняя общеобразовательная школа, филиал

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Бегишевская средняя общеобразовательная школа

Вагайского района Тюменской области









Технологическая карта интегрированного урока в 6 классе


Тема урока «Описание природы. Зима»















Супра

2019 год


Предметы: Русский язык (развитие речи), изобразительное искусство.

Тема урока: «Описание природы. Зима».

Цели урока: 

- совершенствование навыков работы с художественным текстом, умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка;

- на основе примеров художественных текстов создать собственные пейзажные зарисовки, описания природы зимой;

- закрепление понятия о пейзаже как жанре изо;

- знакомство с понятием «колорит»;

- знакомство с художниками-живописцами и произведениями живописи;

- воспитание любови к природе;

Планируемые результаты:

Предметные:

- совершенствовать навыки работы с художественным текстом, уметь вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка;

- на основе примеров художественных текстов и картин природы создавать описания природы зимой;

- познакомить с понятием «колорит»;

- познакомить с произведениями живописи;

Метапредметные:

- определять тему урока и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- осуществлять анализ, сравнение, выявление особенностей, обогащать словарь;

- оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать других, уметь аргументировать своё мнение;

- осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты;

Личностные:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе,

-создавать внутреннюю мотивацию к учению

Тип урока: комбинированный;

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, карточки с текстами.



Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Ι.Организацион ный момент.

- Здравствуйте, ребята.


Приветствует обучающихся.

Приветствуют учителя.





Личностные:

проявляют положительное отношение к учёбе

ΙΙ. Определение темы и цели урока.






























(Показ слайдов с изображением зимних пейзажей) Слайд 1-3

В это время учитель читает отрывок из стихотворения.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф.И.Тютчев

- О каком времени года идет речь в стихотворении? (о зиме, о зимней природе)

- Как вы думаете, какая тема урока?

Тема урока сегодня: Описание природы. Зима. Слайд 4.

Чтобы создавать картины природы художник-живописец использует краски, а писатель использует слово. Сегодня мы проводим интегрированный урок русского языка и изо.

- Чему будем учиться на уроке? (Учиться описывать природу красками и словами)

Цель урока – на основе примеров художественных текстов и картин учиться создавать описания природы.

Читает отрывок из стихотворения.











Проводит беседу, подводящую к теме урока.


Организует формулирование темы урока.









Организует постановку цели урока.

Слушают отрывок из стихотворения.











Участвуют в беседе.



Формулируют тему урока.










Формулируют цель урока.

Познавательные: 

перерабатывают полученную информацию, делают выводы.

Регулятивные:

развитие умения формулировать тему и цель урока; принимают и сохраняют учебную задачу;

Коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной речи, излагают свою точку зрения и аргументируют её;

Личностные:

самоопределение


















ΙΙΙ. Работа по теме урока.








1. Работа с картинами.

Показ слайдов с картинами известных художников. Слайды 5, 6 7, 8.

- К какому жанру относятся картины?

- Нравится ли вам пейзаж? Чем нравится?

(Природа бесконечно разнообразна и красива).

- Какое средство выражения используют художники для передачи состояния и настроения природы?

Цвет – главное средство выражения в живописи. От того какие художник подберёт цвета, зависит настроение в картине. Сочетание цвета и тона в картине называется КОЛОРИТ.

Слайд 9.

По характеру сочетаний колорит может быть тёплым, холодным, радостным, весёлым, грустным, спокойным, напряжённым, тревожным, светлым, тёмным.

Давайте определим колорит данных картин. (холодный, светлый, радостный)

Для изображения зимних пейзажей какие краски использовали художники?

Это цвета, которые близки по цветовому тону (показываю таблицу). Создавая пейзаж, художнику важно подобрать колорит (цвет) картины.

Таким образом, в изобразительном искусстве как и в русском языке, есть средства выразительности. Одно из них это цвет.



2. Повторение о типах речи.

Чтобы наша работа была плодотворной, чтобы добиться главной цели урока, мы должны, прежде всего, вспомнить.

- Какие типы речи вы знаете? (повествование, описание, рассуждение)

Вам даны три текста (Приложение 1). 

Определите тип речи каждого текста. Слайд 10.

1-й текст – повествование. Докажите.
2-й текст – рассуждение.
3-й текст – описание. 

Прочитайте текст-описание.

- Какое настроение вызывает у вас это описание?

Мы мысленно представляем картину, которую создаёт писатель. Мы слушаем звуки природы, проникаемся настроением автора, следим за образным словом писателя.

3. Работа с текстом.

А теперь обратимся к тексту писателя-живописца И.А.Бунина. 

(Приложение 2) Слайд 11.

- Прочитайте текст. Представьте, что мы выглядываем в кусочек окна.

- Что мы видим вместе с И.А.Буниным?

- Какое общее впечатление от увиденного?

- Подчеркните фразу, в которой передаётся это впечатление. («Какое великолепие и спокойствие»)


4. Беседа по изо.

- Какую картину можно нарисовать к этому тексту? (проводим линию горизонта, синее небо, снег голубой, следы от саней синие, зелёные ели)

- Какие краски вы бы использовали? (белую голубую, синюю, зелёную)

- Подходит ли эта картина к тексту? Слайд 12.

6. Работа с текстом.

Продолжаем работу с текстом.

- Определите тему и основную мысль текста.

- Назовите тип речи. Докажите.

- Выделите в тексте композицию описания.

- Какие художественные средства языка вы уже знаете? Слайд 13

- Какая часть речи придает тексту образность, яркость?

- Найдите в тексте красочные прилагательные - эпитеты.

(«золотистый свет», «радужная пыль», «пушистые снега» и т.д.)

- Найдите в тексте сравнение (словно маленькие звездочки)

Итог работы на Слайде 14

6. Физминутка. Слайды 15, 16, 17.

Сейчас мы с вами совершим прогулку на лыжах в зимний лес. Мы вышли из школы. Надели лыжи, взяли в руки палочки и пошли.
Лес нас встречает необыкновенной красотой. Взглянули вокруг - перед нами расстилающийся безгранично во все стороны белый снег. Красавицы – ели, которые повесили свои громадные лапы, склонившись под тяжестью снега. А сейчас посмотрели на небо и зажмурились от необычайно яркого солнца. Двигаемся дальше. Вдруг видим на белом покрывале земли чьи-то следы. Наклонились, чтобы рассмотреть их. Чьи же это следы? Вероятно, это зайчишка пробегал здесь совсем недавно.
Возвращаемся в школу. Сняли лыжи. Сели за парты.

7. Творческое задание в группах. Совершив прогулку по зимнему лесу, мы не только отдохнули, но и понаблюдали за природой, прикоснулись к ее тайне.
А теперь потренируемся в подборе средств художественной выразительности.
Вам дан текст. Одной группе к тексту имеются слова для справок, которые вы можете использовать, для другой группы – без слов для справок.

Озаглавьте текст. Распространите предложения худ. средствами языка. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Слайд 18.

(Приложение 3. Карточка 1, 2)

Проверка. Слайд 19.

- Какой текст понравился больше? Почему?

Каждый из вас побывал в роли писателя. У кого-то получилось лучше, кто-то еще будет над этим работать.

Показывает слайды.




Организует беседу.












Знакомит с новым понятием.















Делает вывод.







Организует повторение.







Раздаёт карточки с текстами


















Организует работу с текстом.












Организует словесное рисование к тексту.






Делает вывод.




Организует работу с текстом.













Подводит итоги работы.




Организует физминутку.





















Организует работу в группах.
















Организует проверку.

Делает вывод.

Рассматривают картины на слайдах.


Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения и предположения.















Определяют колорит картин.



















Называют типы речи.




Читают и сравнивают тексты.

Определяют типы речи.

Читают текст-описание, доказывают, что это текст-описание


Высказывают своё мнение.









Читают текст.

Отвечают на вопросы.











Высказывают свои варианты ответа.











Определяют тему, основную мысль, выделяют композицию, находят художественные средства языка;













Выполняют движения под руководством учителя.



















Самостоятельно работают с текстом.















Проверяют, сравнивают свой текст с образцом.

Познавательные:

извлекают необходимую информацию со слайдов, делают вывод; умение структурировать знания;

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу;

выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению;

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформляют свои мысли в устной форме, аргументируют своё мнение, слушают других;

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость; определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.





















Познавательные:

перерабатывают полученную текстовую информацию: анализируют, сравнивают, делают выводы;

Регулятивные:

находят способ решения учебной задачи;

применяют навыки самоконтроля;

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформляют свои мысли в устной форме, аргументируют своё мнение, слушают других;

Личностные:

определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.







Познавательные:

анализируют текст: определяют тему, основную мысль, выделяют композицию, находят художественные средства языка;

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу; умеют составлять план работы над рисунком

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформляют свои мысли в устной форме, аргументируют своё мнение, слушают других;

Личностные:

проявляют эмоциональную отзывчивость;












































Познавательные:

перерабатывают полученную текстовую информацию: распространяют предложения художественными средствами языка;

Регулятивные:

находят способ решения учебной задачи;

применяют навыки самоконтроля;

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформляют свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные:

определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

ΙV. Итог урока.

Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

- Чему учились на уроке?

*выбирать из ряда текстов текст описания;

*определять композицию описания;

*находить в художественном тексте средства художественной выразительности, использовать их при создании собственных текстов;

*создавать тексты – описания природы.

*создавать собственные рисунки-пейзажи Слайд 21


Оценки за урок.

Проводит беседу, связывая результаты урока с его задачами.












Комментирует оценки.

Высказывают свои варианты ответа.




Осуществляют самооценку.








Ставят оценки в дневник.

Познавательные:

умение структурировать знания

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока,

выделение и осознание того, что усвоено;

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные:

проявляют интерес к изучаемому предмету;

V. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание Приложение 4

Слайд 20

Русский язык: Написать начатое сочинение. Ввести в него описание дерева.

или Дополнить строчки стихотворения.

Изо: Нарисовать зимний лесной пейзаж.
- Урок окончен. Спасибо за урок.

Комментирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник, получают консультацию по его выполнению.

Личностные:

формирование навыков самоорганизации


















Приложение 1

1) Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц гонялся за зайцем. День сверкал от зари до зари. Среди дня солнце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассыпались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетела и сверкала на солнце искорками.
Мы возвращались домой, любуясь неповторимыми красками природы. 2) Бесценное наше сокровище – леса. Чтобы сохранить это богатство, необходимо соблюдать правила поведения в природе.
Во-первых, не рубить и не ломать кустарники. Не рвать дикорастущие цветы, в противном случае они исчезнут с лугов, из лесов и водоёмов.
Во-вторых, беречь лес от пожара. Не разводить на территории леса костров.
В-третьих, не разорять гнёзда птиц, норы животных.
Итак, соблюдая все эти правила, мы сохраним лес для наших потомков. 3) Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как и у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует в своей величавой красе, а береза плачет в лучах солнечного света.

Приложение 2.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! 
Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей,- синее огромное и удивительно снежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. Ветер качнул верхнюю веточку густо-зелёной ели, и с неё густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль, похожая на маленькие звёздочки.
Никого не оставит равнодушным такая красота! (По И. А. Бунину)



Приложение 3. Карточка № 1

Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.

В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота!

Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______.

_____ ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела

_______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на _______.

На ________ поверхности появились ________ узоры.

Снежинки горят__________ огнём, когда попадают в столб солнечного света.

Карточка № 2

Озаглавьте текст. Распространите предложения средствами художественной выразительности. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы.

В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота!

Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______.

_____ ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела

_______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на _______.

На ________ поверхности появились ________ узоры.

Снежинки горят__________ огнём, когда попадают в столб солнечного света.

Слова для справок:

Лес – зимний, снежный, тихий.

Ёлки – стройные, густо-зелёные.

Кустарники – большие, густые, покрытые снегом как покрывалом.

Снег – белый, глубокий.

Огонь – сияющий, серебряный, золотой.

Приложение 4. Домашнее задание

1 группа

Напишите начатое сочинение. Введите в него описание дерева.

Солнечный зимний день. Я брожу неподалёку от дома в березовой роще. Я знаю в ней каждое дерево. Есть в этой рощице и такие деревья, которыми я любуюсь во всякую погоду – и летом, и осенью, и зимой, и весной. Особенно я люблю…

2 группа

Дополните строчки стихотворения:

Ты посмотри, ____________ красота!

___________снег мерцает еле-еле.

Поляна_____________светом залита

Вокруг_____________ели.