СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства в 3 классе по программе «Школа 2100»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства в 3 классе по программе «Школа 2100»»





Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства

в 3 классе по программе «Школа 2100»













Тема: Определение имени прилагательного.

Разработка сюжетных композиций «Зимний пейзаж».


  • Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять и с признаками существительного.

  • Развитие умений находить имена прилагательные в процессе разработки сюжетной композиции.

Цель урока:

  • Развитие умений подбирать  прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять и с признаками существительного.

  •  Развитие умений находить имена прилагательные в процессе разработки сюжетной композиции.

Тип урока: открытие новых знаний.

 Урок построен в соответствии ФГОС, используя информационно–коммуникативные технологии.

Этапы

урока

Ход урока

Формирование УУУД,

ТОУУ(технология оценивания учебных успехов)


Учитель


Ученики

Ι.

Формулирование темы и планирование деятельности на уроке.




































II.

Актуализация знаний.





































III.

Открытие новых знаний.













































































































































IV.

Развитие умений.





































V.

Итог урока.

Рефлексия.
















Сели ровно, потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Интересное ждёт вас…

Начнём урок и в добрый час!


-Откройте тетрадь.

На доске: В…сьмое ф.враля

Кла..ная р.бота.

-Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы в словах.

Запишите число.


Отгадайте мою загадку:

Ни ведёрка, ни кисти, ни рук,

А ____сделала крыши вокруг.

– Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные

догадаться, о чём идёт речь?

Послушайте ещё раз:

Ни ведёрка, ни кисти, ни рук,

А белыми сделала крыши вокруг.

– Какое слово помогло отгадать загадку?

– Что оно обозначает?

– О каких словах пойдёт речь на уроке?


















1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

- Послушайте отрывок романса А.Малинина «Королева Зима» .

-Попытайтесь дать определение слову «романс», « пейзаж».















-Перед вами текст ,прочтите текст про себя. В нем пропущены слова.

-Наступила …зима. Сегодня…,…день .Вокруг все … ….,… снег ровным слоем покрыл землю. На деревьях … наряд. … солнце. … время - … пора.

-Слова какой части речи делают нашу речь красивой, выразительной?(имена прилагательные).

-На месте пропусков вставьте имена прилагательные, работаем самостоятельно.


– Назовите из текста слова про зиму, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: что будем делать сначала, что потом, чем закончим урок.

– Как бы вы сформулировали тему урока?

– Откройте учебник на с.75. Прочитайте название раздела.



– Составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.



Сделаем вывод: для чего нужны имена прилагательные речи?





2. Работа с определением в рамке (1-й абзац).

– Прочитайте 1-й абзац текста в рамке на с. 77.

– О какой части речи могут рассказать имена прилагательные?



1. Связь имени прилагательного с именем существительным.

– Прилагательное связано с именем существительным по смыслу, называет признак предмета.

-Сейчас предлагаю выйти в творческую мастерскую, урок продолжится там. Займите, пожалуйста свои места.


Рассмотрите картину Алексея Саврасова «Зима», прослушаем информацию о ней, запомните из описания картины имена прилагательные.

Перед нами картина Алексея Саврасова «Зима». Узенькая тропинка разделила полотно на две части. Слева нашему вниманию открывается дремучий лес и несколько деревьев у обочины. Справа расположились лишь две безжизненные берёзы и молодая сосна. Выпавший снег кажется рыхлым и мокрым. Снег не передаёт радости и морозной свежести. Складывается впечатление, что перед нами оттепель. Автор отдал небу большую часть полотна. Художник использовал тёмные, мрачные цвета, чтобы создать эффект хмурости и грусти. Возникает ощущение, что вот-вот начнется метель или дождь. Драму полотну придаёт молодая сосна, которая растёт недалеко от мёртвых, неживых берёзок. Зритель чувствует угнетающую, хмурую атмосферу. Мне кажется, что картина будто бы не дописана. По нашему мнению, картина лишена какой-либо привлекательности. На полотне отсутствуют тёплые краски. Когда смотришь на эту картину, на душе становится грустно и печально.

-Назовите слова, которые помогли описать картину Саврасова (Снег рыхлый и мокрый ,морозная свежесть, темные, мрачные цвета, молодая сосна)?

К какой части речи они относятся?

-Мы тоже попытаемся изобразить зиму.

Какая бывает зима? Рассмотрите внутренний дворик.

-Каким вы увидели дворик? Говорим только имена прилагательные.

-Берем лист бумаги синего цвета? Под цвет неба. Посмотрите в окно. Скажите, небо какое?

-На кисть набираем белую гуашь, кончиком рисуем линию горизонта. Что такое горизонт?

-Рисуем контур реки, бугорок. Что такое контур?

-Фиолетовой гуашью рисуем лес по линии горизонта, отделяем линию реки. Посмотрите в окно, опишите деревья и кустарники, используйте не менее 3 прилагательных

-Чёрной гуашью намечаем домики ( без крыш) на холме.





-Домики покрываем снегом (белой гуашью). Опишите снег еще раз. Какой он?Не менее 3х прилагательных.

Верхнюю часть картины (небо) тонируем фиолетовой гуашью, постепенно размывая.



-На те крыши, которые попали на белый фон, добавляем немного фиолетовой краски, чтобы их было видно.

-Кончиком кисточки белой краской рисуем дым из труб, немного снега тычком наносим на лес.

- Рисуем берёзку у реки.

- Кончиком кисти, тычком, рисуем крону деревьев, растущих у домиков: на синем фоне – белым цветом.



-На белом фоне – нежно-фиолетовым. Рисуем изгородь у домов.

-На переднем плане, в левом углу картинки рисуем кустик, торчащий из-под снега траву.

-То же самое рисуем в правом углу картинки

-Белой гуашью наложим «снег» на кустики, траву. Повторим ,снег какой?

-Оживим дома, нарисуем жёлтой гуашью окна, в небе – месяц и несколько звёзд.

-Вот такая она – зимушка-зима!

-Скажите слова какой части речи помогли сделать текст ярким ,выразительным, а картину живой и интересной?

-Посмотрите какие прекрасные рисунки у нас получились. Любовь Сушкова и Варвара Рубцова заранее изобразили картину зимнего дворика. Какие интересные, красивые рисунки у них получились.

Лучшие работы мы поместим на выставку.

Вы молодцы

-На картине у зимы( выучить Дмитриева Яна)
Всё бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.
Но порой блеснут на ней
Средь поляны ватной
Красногрудых снегирей
Солнечные пятна.
В. Лунин

-Подведем итог работы в творческой мастерской.

- Слова какой части речи помогли в описании зимней картины?

Тема нашего урока?

-Вновь мы возвращаемся из творческой мастерской в кабинет.

-Становимся у своих мест .Вы хорошо поработали, сделаем зарядку для глаз.

2. Зарядка для глаз.

-Взгляните на снежинки ,подуйте на них, следите внимательно глазами за полетом снежинок. Молодцы. Садимся на свои места.


3. Работа с определением (с. 77).

– Прочитайте 2-й абзац.

– Что вы узнали об имени прилагательном?

– Ответьте на вопрос после определения.

- Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именем существительным, а не со словами другой части речи?




  1. Работа с текстом. (Текст раздаётся каждому ребёнку, с таким же текстом работает ученик у доски)

-А сейчас, вместе с вами, составим небольшой текст. Задание. Продолжите текст, украсьте необходимыми художественными изобразительными средствами. Текст с им.прил.запишите в тетрадь.

Зимний пейзаж.

Великолепен, прекрасен вид ____природы. ____ солнце ярко светит, но не греет. Холодно. Морозно. Кругом тишина. Все замерло, на душе приятно, умиротворенно.

Удивителен _______ пейзаж.


Задание: подобрать прилагательные.

Слова для справок: зимний, зимнее, зимняя. Проверим. Умницы, справились с заданием.


  1. Работа в парах.

А теперь поработаем в парах.

На доске таблица (ученики должны заполните её, поставив знаки «+» или «–» в ячейках):



Изменяются

По числам

По родам

Имя существительное



Имя прилагательное



-Отлично!

Отдохнем, встаньте у своих мест.

  1. Упражнение на релаксацию. Выбрать физминутку с зимней тематикой.



-Ну и в завершении занятия выполним тест. Работать будем самостоятельно. Будьте внимательны.

Тестовые задания(работаем в парах, учебники закрываем).

1. Имя прилагательное:

1) Член предложения

2) Часть слова

3) Часть речи

2. Имена прилагательные:

1) Изменяются по родам

2) Не изменяются по родам

3) Изменяются по родам и числам

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

1) Имя существительное

2) Имя прилагательное

3) Глагол

4. Укажите имя прилагательное множественного числа:

1) Прекрасный

2) Зимние

3) Холодное

5. Укажите имя прилагательное женского рода:

1) Морозная

2) Блестящий

3) Яркое

-Готовы?

-Проверим(читает Кобзев Матвей).Возьмите простой карандашик, ставим плюс, если задание выполнили верно, минус, если есть ошибки, обводим в кружок правильный ответ).




- Вы хорошо работали на уроке, молодцы.

- А какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое вызвало затруднение?

- Как вы себя чувствовали на уроке?


- Наклейте на ваш пейзаж белую снежинку –если настроение хорошее ,синюю снежинку- если настроение хмурое.

-Вы молодцы, наводим порядок на рабочих местах. Спасибо .



VI.

Домашнее задание.


1. Упр. 2, с. 98–99.

2. Знать определение на с. 77. Уметь приводить свои примеры.









Словарные слова: восемь(проверочное слово),февраль, класс, работа.







Ответы могут быть разными.




Отгадка: ЗИМА


- Белыми.

-Признак предмета.

- О частях речи, которые обозначают признак предметов.



















- Слова «пейзаж», «романс». (Детям могут быть знакомы слова, тогда даём точное определение по словарю)


Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная.

Рома́нс (фр. romance) — многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.




Наступила холодная зима. Сегодня ясный, зимний день. Вокруг все белоснежное. Мягкий, пушистый снег ровным слоем покрыл землю .На деревьях белоснежный наряд. Ослепительное солнце..Зимнее время- прекрасная пора.



- Имя прилагательное.

-




Холодная,ясный.елоснежный,ослепительное.

  1. Определение основного вопроса урока.

  2. Вспоминаем, что знаем о словах, обозначающих признаки предметов.

  3. Делаем вывод: что такое имя прилагательное. Сравниваем вывод с выводом автора учебника.

  4. Применяем новые знания об имени прилагательном, развиваем умения находить имена прилагательные.


  1. Итоги урока. Что получилось? Что не получилось?




- Чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предмет.






Об имени существительном.



















Быков Матвей выступает



























К имени прилагательному.




Зима белая, снежная, нежная, смелая.



(заснеженным, белым, зимним)


Небо голубое, высокое, светлое.


Горизонт-граница неба с землей.

Контур-замкнутая линия,

Очертание

предмета,силуэта.

Деревья и кустарники темные, с коричневымиветками. Темная полоса на белом фоне. Вся природа неживая, деревья и кустарники безжизненные.





Снег (какой?) белый, глубокий, искристый.





Небо (какое?) голубое, высокое, светлое.



















.



-Снег (какой ?) белый,глубокий,искристый.





Имя прилагательное.





















Нам помогли имена прилагательные, красота зимнего внутреннего дворика и картина Саврасова.
Имена прилагательные.


Выставка(выбираю лучшие работы, вешу рядом с картиной Саврасова(доску из кабинета).










Имена прилагательные.




- Не может быть признака без предмета.













Зимний пейзаж.

Великолепен, прекрасен вид зимней природы. Зимнее солнце ярко светит, но не греет. Холодно. Морозно. Кругом тишина. Все замерло, на душе приятно, умиротворенно.

Удивителен зимний пейзаж.













Изменяются

По числам

По родам

Имя существительное

+

-

Имя прилагательное

+

+







Тестовые задания.

1. Имя прилагательное:

1) Член предложения

2) Часть слова

3) Часть речи

2. Имена прилагательные:

1) Изменяются по родам

2) Не изменяются по родам

3) Изменяются по родам и числам

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

1) Имя существительное

2) Имя прилагательное

3) Глагол

4. Укажите имя прилагательное множественного числа:

1) Прекрасный

2) Зимние

3) Холодное

5. Укажите имя прилагательное женского рода:

1) Морозная

2) Блестящий

3) Яркое














Подготовить по две снежинки каждому.


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.










Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.























Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



























Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


































































Деятельность учеников:


  • Группировать слова по частям речи.

  • Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.

  • Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.

Показ рисунка Сушкова Любовь.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!