Интегрированный урок народной культуры, литературы и художественного труда по теме:
"Новогодие" Цели:
1. Общеучебные:
формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения;
формировать умения:
ориентироваться в круглогодичном народном и православном календарях;
изготавливать простейшие новогодние сувениры,
соотносить традиции и обычаи проведения праздника в старину и в наши дни.
2. Развивающие:
расширять представления учащихся о культуре своего народа,
развивать коммуникативно-технические умения (творчески подходить к решению поставленных задач, планировать свою работу, оценивать её результаты),
развивать творческий потенциал учащихся, их инициативу, уверенность в своих силах.
3. Воспитательные:
Создавать условия для воспитания:
коммуникативной культуры учащихся,
уважительного отношения к культуре и традициям своего народа.
Оформление кабинета: две гирлянды с ангелочками и звездочками; надписи: Новогодие, Старый Новый год; горница: стол, две лавки или два табурета, вышитая скатерть, самовар (лучше старинный), чайные пары, муляжи (поросенок, свиные ножки, свиные колбаски, лепешки); искусственная елка (средней величины); картинки с изображением примет; картинки с изображением обычаев: колядование, гадание с зеркалом, украшение ёлки, фейерверк.
Оборудование:
1. 3 календаря “Круг светлых дней”.
2. Образцы изделий (фонарик, ангелочек, звездочка).
3. Для изготовления игрушек:
ангелочка: шаблон, белая бумага, скотч, нитки, ножницы.
фонарика: каркас из соломинок, цветные лоскутки, цветные нитки, ножницы.
звездочки: шаблон (с ниткой), фольга, ножницы, скотч.
4. Для игры – пуговица.
5. Печенье “козуля” (по количеству учеников в классе + несколько для запаса).
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех. Вы, наверное, уже догадались, что наш сегодняшний урок посвящен одному из праздников, справляемых на Руси с древнейших времен.
- И какой же это праздник?
- Да, тема нашего сегодняшнего урока “Новогодие”.
Любой из нас, конечно, ждет
Веселый праздник Новый год!
Но больше всех на свете
Ждут этот праздник…(дети)
- Сегодня на уроке Вы узнаете, как праздновали Новый год на Руси, какие обряды выполняли и какие из обычаев этого древнего праздника дошли до наших дней.
2. Актуализация.
- Ребята, посмотрите по календарю “Круг светлых дней”, когда в старину праздновалось
Новогодие.
На партах лежат календари “Круг светлых дней”. По ним учащиеся определяют, что Новый год праздновался в старину во время Святок, после Рождества, но перед Крещением.
- Совпадает ли день празднования Нового года в старину и в наше время?
- Выходит, для нас с вами старорусское Новогодие утрачено?
- Верно, в современном календаре, установленном в феврале 1918г., старорусское Новогодие выпадает на 14 января и называется Старый Новый год.
- Ребята, а что Вам известно об этом празднике?
3. Рассказ об указе Петра I праздновать Новый год 1 января. Украшение ёлочки.
- Новый год – это один из самых любимых народом праздников. Но он не всегда праздновался 1 января. В древности русичи отмечали начало Нового года 1 марта, в конце 15 века праздник был перенесен на 1 сентября. Цари встречали его на Кремлевской площади, сидя в драгоценных одеждах на престоле, окруженные боярами и именитыми людьми. Патриарх кропил всех святой водой, давал целовать крест и поздравлял с Новым годом. В 1699г. Новый год последний раз праздновался, по древнему обычаю, 1 сентября. В декабре этого же года Петр I издал указ, в котором велел вести начало года с 1 января. В этом же указе повелевалось “после должного благодарения Богу и моленного пения в церкви” у домов зажиточных горожан, перед воротами, сделать украшения из хвойных деревьев, а “людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над храминою поставить”. Вскоре ёлки и хвойные ветки стали украшать.
- Как вы думаете, чем?
- Нет, шариками, фонариками и другими стеклянными игрушками елку украшать стали только в начале 20 века, А вот тогда, в начале 18 века, елочку украшали: фонариками из соломки, бумажными ангелочками, рождественскими звездочками.
На доску вывешивается иллюстрация “Украшение елки”.
Учитель показывает образцы изделий.
- Как вы думаете, почему изготавливали именно такие игрушки?
Новый год праздновался после Рождества, поэтому елка украшалась предметами – символами этого праздника. Рождественская звезда – по- другому, Вифлеемская звезда – указала на рождение Иисуса Христа. Трубящий ангелочек – вифлеемским пастухам сообщили о рождении Иисуса Христа ангелы. Фонарик – символ света (огня), т.к. Рождество Иисуса Христа – праздник светлый, а также потому, что в январе солнце светит ярче.
- Хотите сделать такие игрушки?
- Выберите понравившуюся игрушку и сядьте за соответствующий стол. Помогать изготавливать игрушки вам будут девочки (ученицы – помощницы).
Учащиеся работают в группах: 1 группа – изготовление фонарика из соломинок, 2 группа – изготовление трубящего ангелочка, 3 группа – изготовление рождественской звездочки. Учитель оказывает необходимую помощь.
Работа выполняется под музыку из балета П. И. Чайковского “Щелкунчик”.
- Как красива наша ёлка! Однако, украшение елочки – очень древний обычай. Наши предки всегда относились с почтением к этому вечнозеленому дереву, символизирующему здоровье, долголетие и даже бессмертие. К тому же считалось, что морозной зимой добрые летние духи согреваются именно в пушистой еловой кроне. Чтобы задобрить их, наши предки оставляли на ветках елей угощения и всякие дары. Этот-то древний обряд поклонения ёлке был заимствован немцами.
- Как вы думаете, обязательно ли на Новый год ставить живую ёлку?
4. Рассказ о праздновании Нового года в городах и селах.
4.1. Рассказ о праздновании Нового года в городах.
- Начиная с 1 января 1700г. Новый год в городах стал праздноваться пышно и торжественно. Так, в Москве еще накануне все были заняты уборкой улиц и домов. Всюду расставлялись хвойные деревья и развешивались зеленые ветви. Утром 1 января Москва оглашалась торжественным колокольным звоном всех церквей. По улицам шло войско со знаменами, барабанным боем и музыкой. По окончании молебствования, вместе с колокольным звоном раздавался гром пушечных и ружейных выстрелов. Император “с приятною лаской” принимал поздравления, а потом угощал всех знатных особ, с женами и дочерьми, пышным обедом с музыкой и пением, а для народа перед дворцом и у трех триумфальных ворот были расставлены различные яства. Вечером все улицы и дома ярко освещались, а перед дворцом зажигали фейерверк со множеством потешных огней и громом пушечных выстрелов. Заканчивалось торжество балом. Аналогичные торжества устраивались и в других городах.
Показ иллюстрации “Фейерверк”.
-А вот в селах и деревнях Новый год праздновали иначе. Деревенская молодежь, разделившись на группы, ходила от дома к дому.
Хозяин, услышав песню колядниц, обращается к Хозяйке: “Жена, колядницы пришли. Звать?!”.
Хозяйка: “Сядь, на место сядь!”.
Колядницы, входя в “дом”: “Хозяева, овсень кликать?!”.
Хозяйка: “Не кличьте, расходитесь по домам, ничего я вам не дам!”.
Колядницы поют:
У Федула жена
Очень жадная была.
У ней шуба не зашита
И рубаха не помыта.
Да и муж не дюж –
Лентяй, неуклюж. Ха-ха-ха!
Колядницы собираются уходить. Хозяин их останавливает: “Что вы, что вы? Оставайтесь! Чем хотите, угощайтесь!”.
Хозяин говорит Хозяйке: “Что придумала, жена? Ишь, какая сатана!”.
Колядницы возвращаются, поют песню, а хозяева отвечают:
Колядницы:
- Коляда, коляда!
Дома ли хозяева?
- Коляда, коляда!
Пекли ли лепёшки?
- Коляда, коляда!
Варены ли свиные ножки?
- Коляда, коляда!
Начинены ли свиные кишочки?
- Коляда, коляда!
Готовы ли потчевать? - Подайте, Хозяева,
кусок лепешки, свиную ножку.
Хозяева:
- Дома!
- Пекли!
- Варены!
- Начинены!
- Готовы!
- Вот лепешка!
Вот свиная ножка!
Колядницы берут из рукавицы зёрна овса и, бросая их Хозяевам, поют:
Сеем – веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Чтобы здоровеньки были,
Много лет жили!
С Новым годом!
С Новым счастьем, Хозяин, Хозяюшка!
4.3. Беседа по сценке.
- Ребята, кто знает, как называется этот древний обряд?
На доску вывешивается иллюстрация “Колядование”
- Что вам известно о колядовании?
- Колядовали ли вы сами? Какие колядки вы знаете?
- Почему хозяева старались впустить гостей в дом и дать им угощений побольше да получше?
- Что желали гости хозяевам?
- А зачем бросали зерна овса? (Данный обряд призывал к пробуждению природы, возрождению её плодотворящих сил: ведь предстояли весенне-полевые работы.)
- Вспомните, о чем спрашивали колядницы хозяев?
- Как вы думаете, почему колядниц интересовали прежде всего кушанья из свинины? (Новый год в старину совпадал с днем святого Василия, считавшегося покровителем свиней, поэтому на столе обязательно должны были стоять кушанья из свинины.)
4.4. Рассказ о новогодних гаданиях.
- В канун Нового года бывало и страшное, и таинственное. И навстречу этому всегда шли добровольно. Послушайте, как описывает один из самых страшных обрядов Нового года русский поэт XIX века А. А. Фет.
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно говорят зеркала.
Страшно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной нет огня…
Страшное что-то над шеею белою
Плавает, давит меня!
Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вокруг из-за плеч!
Ленты да радуги, ярче и жарче дня…
Дух захватило в груди
Суженый, золото, серебро!.. Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!
- Какой обряд описывает в стихотворении А. А. Фет?
- В канун Нового года, также как и на Рождество, гадали. При этом гадали и в шутку, и всерьез. Девушки поодиночке ходили в баню и там допрашивали свою судьбу. Это было очень страшное гадание. Но чаще гадания превращались в веселую забаву.
- И вот такие веселые, шуточные гадания вам, наверняка, известны. Расскажите о них?
Учащиеся рассказывают о своем опыте гадания.
В процессе чтения стихотворения Фета на доске вывешивается иллюстрация “Гадание”.
- Как вы думаете, почему гадание о будущем, о своей судьбе приходилось на Святки и в частности на Новый год?
4.5. Проведение игры “Я золото хороню”.
- Набрав достаточно еды и угощений, молодежь шла в посиделочную избу. Её откупали заранее, платили две денежки хозяйке, одну за постой, другую за молчание, чтобы раньше времени никто не узнал, кто кому приглянулся. Стол в посиделочной избе ставили посередине, все садились по кругу, взявшись за руки: круг замыкался, очищая и освещая еду. А вот после ужина начинались игры. В одну из них предлагаю вам поиграть.
- Выходи-ка, детвора!Ждет вас русская игра!
Ребята выходят и становятся в ряд.
Кто-нибудь из учащихся рассказывает считалку. Голящий становится на некотором расстоянии от игроков. Задача голящего – узнать, кому из ребят ведущий положил в ладони пуговицу. Если голящий угадываает, у кого пуговица, то становится на место игрока, а ведущий - водит. Если не угадывает, опять водит, а ведущий раскладывает.
Ведущий делает вид, что кладет пуговицу в сложенные лодочкой руки играющих, приговаривая:
Я золото хороню
У батюшки в терему.
Кому золото попало,
Там метелкой распахало.
Игра проводится несколько раз.
5. Рассказ о новогодних приметах.
- Магия первого дня, любого начала послужила основой целого ряда примет, запретов, правил поведения, относящихся к Новому году. Вот некоторые из них.
Как Новый год встретишь, так его и проведешь.
В Новый год первому покупателю отдают товар дешевле.
В Новый год не следует платить долги - весь год будешь расплачиваться.
В Новый год тяжелую работу не выполняют, иначе весь год пройдет в тяжелом труде без отдыха.
Чем богаче стол на Новый год, тем сытнее жизнь будет.
Если на Новый год были гости, то весь год дом будет полон гостей.
Если на Новый год кто-то чихает, то значит год для него будет удачным.
Когда все сядут за стол, самый младший оплетает веревкой ноги сидящих и ножки стола, чтобы весь год все жили вместе и не расставались.
Новогодние приметы называет учитель, а ученики определяют по картинкам, лежащим на столах, о какой примете идет речь. Картинки с изображением этих примет вывешиваются на доску. Учащиеся записывают понравившиеся им приметы в тетрадь.
- А какие новогодние приметы соблюдаете Вы в своих семьях?
Учащиеся приводят примеры примет.
6. Подведение итогов. Выявление причин различного празднования Нового года в городе и деревне. Установление связи прошлого и настоящего.
- Одинаково ли праздновался Новый год в городе и деревне? Как вы думаете, почему сложилось такое различие в праздновании Нового года в городе и деревне?
- Какие обычаи и традиции празднования Нового года дошли до нас?
- Что из того, о чем узнали на уроке, будете использовать при праздновании Нового года?
- Исстари Новый год был семейным праздником. Согласны ли вы с этим? Какие приготовления к Новому году Вы делаете в семье совместно?
7. Домашнее задание.
- Я предлагаю вам 3 варианта домашнего задания. Вы можете выбрать для выполнения любой из них.
1) Узнайте, как празднуется Новый год в других странах.
2) Узнайте у бабушек, как праздновался Новый год в Кузбассе.
3) Проведите фенологические наблюдения и сделайте прогноз будущего урожая.
8. Заключительное слово учителя.
С Новым годом!
Со всем родом!
Чтобы здоровеньки были,
Только в радости жили!
Учитель угощает всех присутствующих печеньем “козуля”.