СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивная игра по физике "Своя игра" по теме "Свет" 11 класс (задание +ответы)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интерактивная игра по физике "Своя игра" по теме "Свет" 11 класс (задание +ответы)»

Урок - игра «Своя игра»

1-й тур.

Оптика.

1. Придет в дом - не выгонишь колом,

Пора придет - сам уйдет. (Солнечный луч)

2. При переходе луча из стекла в воду угол преломления будет больше или меньше угла падения (больше)?

3. Как называется зрачок (хрусталик)?

4. Во время хирургических операций тень от рук хирурга закрывает операционное поле. Как устранить такое неудобство? (Разместить над операционным столом много ламп).

5. Иногда классная доска отсвечивает. Почему и когда это происходит? (Доска, как и любая непрозрачная и гладкая поверхность, отражает падающий свет. Чем ближе угол падения луча к прямому, тем этот эффект более заметен).

Великие открытия.

1. С его фамилией связывается название силы, с которой магнитное поле действует на движущуюся заряженную частицу.(Лоренц)

2. В 1812 г. ученый записал в своем дневнике «Превратить магнетизм в электричество». Через 10 лет эта задача была им решена. (Майкл Фарадей).

3. Ученый-энциклопедист, мыслитель материалист, первый российский академик. (Ломоносов.)

4. Он экспериментально доказал существование электромагнитных волн. (Герц)

5. В 1901г. передал радиосигнал через Атлантический океан. Когда в 1937 г. он скончался, все радиоприемники мира молчали 2 мин. (Гульельмо Маркони)

Квантовая физика

1. В чем сущность гипотезы Планка (Атомы испускают электромагнитную энергию отдельными порциями - квантами.)

2. Первый закон фотоэффекта. (Фототок насыщения пропорционален световому потоку, падающему на металл).

3. Энергия фотона. (E=hν).

4. Корпускулярно-волновой дуализм. (При распространении свет проявляет волновые свойства. При взаимодействии с веществом корпускулярные свойства).

5. Первый постулат Бора. (Атомная система может находиться только в особых стационарных квантовых состояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия. В стационарном состоянии атом не излучает)

Физика и природа

1.Объясните мне, ребята,

Отвечая на вопрос:

Почему такой расцветки

Чудо-крылья у стрекоз? (Окраска крыльев стрекоз объясняется интерференцией солнечного света в прозрачной пленке, покрывающей крылья стрекоз и имеющей разную толщину в разных местах)

2. Необходимо расположить по прямой линии молодые деревья, высаживаемые в землю при озеленении улицы. Каким свойством световых лучей пользуются при этом? (Прямолинейное распространение)

3. Почему в процессе созревания растения обычно меняют цвет, например рожь, овес и др.? (Во время своего развития растения имеют зеленую окраску, т.е. они отражают зеленые лучи и поглощают красную часть спектра. Красные лучи обладают наибольшим тепловым эффектом и способствуют образованию хлорофилла. В процессе созревания растение не нуждается больше в органических веществах и меняет окраску на золотисто-оранжевую или беловатую. Растения такого цвета поглощает значительно меньше красных лучей).

4. Как изменится диаметр зрачка при резком увеличении освещенности? (Уменьшится)

5. Гнезда термитов имею форму крыла, плоскости которого обращены точно к востоку и западу. Почему термиты так строят свои жилища? (такой формы и так сориентированные сооружения термитов поглощают меньше солнечного тепла в полдень, но собирая излучаемое тепло от восхода солнца и до самого захода, увеличивают продолжительность теплового дня для находящихся в них личинок)




2-й тур.

Оптика.

1. Попутчица за мною ходит в след,

Мне от нее ни зла, ни пользы нет. (Тень)

2. Как распространяется свет в однородной прозрачной среде (прямолинейно)?

3. Какое изображение дает рассеивающая линза (мнимое)?

4. Сколько изображений предмета дадут два зеркала, расположенные параллельно друг к другу, если между ними поставлен источник света? (Получится много изображений в результате многократных отражений).

5. Почему в воде, открыв глаза, мы видим всё расплывчато? (Это происходит из-за того, что относительный показатель преломления воды близок к величине относительного показателя преломления оптической системы глаза и лучи слабо преломляются и фокусируются не на сетчатке глаза).

Великие открытия.

1. Создатель специальной и общей теории относительности, коренным образом изменивший представление о пространстве, времени и материи.(Эйнштейн)

2. Физик-экспериментатор, установивший законы внешнего фотоэффекта, создавший первый фотоэлемент. (Столетов)

3. Кто предсказал существование светового давления и кто его измерил? (Предсказал Д. Максвелл, измерил П.Н.Лебедев)

4. Он усовершенствовал нового типа телескоп-рефлектор, открыл явление дисперсии. (Ньютон).

5. О каком русском ученом наш великий поэт А.С.Пушкин сказал, что он создал первый в России университет, что «Он, лучше сказать, сам был первым русским университетом»? (Ломоносов)

Квантовая физика.

1. Порция энергии. (Квант)

2. Что называется фотоэлектрическим эффектом. (Вырывание электронов с поверхности металла под действием света).

3. К каким выводам пришли ученые относительно природы света после получения явления интерференции и дифракции света? (корпускулярно-волновой дуализм)

4. Можно ли считать фотон материальным объектом, ведь его масса равна нулю? (Да)

5. Электрический ток, представляющий собой направленное движение фотоэлектронов. (фототок)


Физика и природа

1. Объясни ты нам, ныряльщик,

Загорелый, удалой,

Почему предметы видим

Мы неясно под водой? (На границе сред воздух - вода свет частично отражается, а частично преломляется, а т.к. предмет находится под водой, то на него падает только тот свет, который преломляется, поэтому предмет будет менее ярким)

2. Способность воспринимать свет, излучаемый или поглощаемый объектом. В виде ощущений яркости, цвета и формы, позволяющих получать информацию об окружающем мире. (Зрение)

3. Почему столбы линий электропередач по мере их удаления кажутся все меньше и меньше? (По мере удаления предмета уменьшается угол зрения наблюдателя)

4. У зайца широко расставлены глаза и его очень трудно поймать, а можно ли подобраться к нему поближе и сфотографировать его? (Поле обзора глаза зайца почти 180о. Но он плохо видит то, что расположено прямо у него перед носом).

5. Почему ночью при вспышке молнии движущиеся предметы кажутся как бы остановившимися? (Вспышка молнии длится всего около 0,001 с, в течение которых глаз не реагирует на изменение положения движущихся предметов, а продолжает сохранять первоначально возникшее зрительное впечатление)







3-й тур.

Оптика.

1. Какой огонь не дает дыма? (свечение гнилушки, т.е. люминесценция).

2. Сколько фокусов у всякой линзы (два)?

3. Как называется расстояние от оптического центра до фокуса (фокусным)?

4. Почему трудно попасть палкой в лежащую на дне ручья монету? (Т. к. изображение монеты на дне ручья мнимое и смещённое).

5. У вас не осталось ни одной спички, ни одной зажигалки на крайнем севере. Как вам развести огонь, чтобы согреться? (Нужно изготовить изо льда несколько собирающих ледяных линз и, разумеется днём, сфокусировать свет на горючий материал).

Великие открытия.

1. Основоположник современной космонавтики. (Циолковский).

2. Основоположник квантовой физики. (Планк).

3. Он был рыцарем Почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов»(Алессандро Вольта).

4. Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 г., используя для этого крутильные весы. Прием, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. (Шарль Кулон)

5. По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов (Джоуль)

Квантовая физика.

1. Как изменится частота излучения, если энергию кванта увеличить в два раза? (увеличится в два раза)

2. Квант электромагнитного излучения. (Фотон)

3. Что называется красной границей фотоэффекта?

4. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта?

5. Квантовый генератор электромагнитного излучения оптического диапазона. (Лазер)


Физика и природа

1. Над лучами, над водой

Хлынул дождик проливной,

Но почему потом повисло

Цветное в небе коромысло? (Радуга возникает вследствие полного отражения и дисперсии лучей в дождевых каплях. При этом цветные лучи рассеиваются с наибольшей интенсивностью в направлении, образующем угол 42 с направлением солнечных лучей. ГМТ, дающих лучи, направленные под углом 42, представляет дугу окружности, т.е. коромысло.)

2. Ближайшая к Земле звезда, источником энергии которой являются термоядерные реакции. (Солнце)

3. Почему с наступлением темноты мы становимся, как бы близорукими и очертания предметов перестают быть резкими? (Когда освещенность уменьшается, зрачок глаза расширяется, и края хрусталика начинают играть большую роль в образовании изображения. Но эта краевая зона деформирована и «близорука» по сравнению с центральной частью).

4. Почему тигры, кошки и некоторые другие животные видят в темноте? (Зрачки этих животных могут сильно расширяться, что способствует попаданию в глаз большого количества рассеянных световых лучей. Вследствие этого они могут видеть и в темноте)

5. Какие животные используют «перископ» для наблюдения предметов из-за укрытия? («Перископ» используется рыбкой периоф-тальмус: зарывшись в ил, она выдвигает глаза на тонких стебельках и наблюдает за происходящим)

Финал

Объясните с точки зрения оптики выражение: «Ночью все кошки серы». (Глаз ощущает свет при помощи светочувствительных клеток: колбочек и палочек. При слабом освещении свет воспринимается палочками, а не колбочками. Но палочки не обусловливают цветовых ощущений, поэтому все предметы кажутся серыми)