Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Жемчужинка» г. Полярный ЗАТО Александровск
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учитель-дефектолог
Вишнякова Карина Анатолиевна
Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний (П. И. Пидкасистый).
Средства обучения
— одна из важнейших категорий педагогики, однако
в науке до сих пор нет ее однозначного толкования. В общем смысле под
средствами обучения понимают материалы и орудия учебного процесса,
благодаря использованию которых достигаются цели обучения. Средства
обучения это способы организации педагогом учебно-познавательной
деятельности обучаемых;
— это инструменты деятельности педагога и детей, то, с помощью чего
педагог реализует учебный процесс, а учащиеся приобретают знания.
Средства обучения выполняют информационную, дидактическую,
контрольную функции, позволяют стимулировать учебно-познавательную
деятельность учащихся и управлять ею. Главное дидактическое назначение
средств обучения — оптимизировать процесс, обеспечить эффективность
усвоения учебного материала детьми с наименьшей затратой сил и времени.
Средства обучения чрезвычайно многообразны, активно развиваются
вместе с развитием педагогики, дидактики, учебной техники. Растет интерес
разработчиков и производителей учебных материалов к средствам обучения
детей дошкольного возраста.
В последнее десятилетие, в дошкольном образовании появились новые
средства обучения:
· разнообразные развивающие игры и игровые пособия,
· конструкторы,
· экспериментальные наборы для практических работ по
знакомству с окружающим миром и наборы для детского творчества,
· рабочие тетради на печатной основе
· атласы,
· магнитные плакаты
· слайд - альбомы,
· учебное видео и обучающие телепрограммы,
· развивающие компьютерные игры и электронные
наглядные средства обучения,
· интегрированные творческие среды
· электронные учебно-методические комплексы,
содержащие разнообразный дидактический материал для занятий по
программе,
· мультимедийные презентации,
· видео и фотоматериалы с элементами анимации,
· диагностические материалы и др.
В детских садах появляются технические средства обучения нового
поколения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные
интерактивные доски, значительно расширяющие возможности педагогов.
Средства обучения различают:
материально-экономические средства: наглядные пособия, ТСО,
педагогические средства – это методы и формы обучения.
оборудование, дидактические материалы, учебно-методические пособия;
Конструкторы Лего позволяют ребенку фантазировать, мыслить и действовать. Через использование данных конструкторов можно реализовать все 5 образовательных областей (речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое, познавательное и социально-коммуникативное), в зависимости от того, какую цель поставил педагог на том или ином занятии.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение LEGO – технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Лего-конструирование
Использование Лего-конструкторов на занятиях по ФЭМП
Математическицй поезд
Развитие ФЭМП при помощи Лего-конструктора
Использование на занятиях набора «Дары Фрёбеля»
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 — 21 июня 1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».
В 1840 году Фрёбель начал издавать воскресную газету, с девизом: «Будем жить для наших детей!»
Тогда же им были подготовлены первые «детские садовницы». Фрёбель также разработал развивающий детский конструктор «Киндергартен».
Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания
«Дары
Фребеля»:
- у детей развиваются социальные и коммуникативные
умения;
-мелкая моторика;
-познавательно-исследовательская деятельность;
-логические способности;
-формируются элементарные математические умения.
Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это
уникальный комплекс обучающих
материалов, созданный для развития и
воспитания личности. Возможности
комплекта способствуют развитию
физических, интеллектуальных и
индивидуальных качеств ребенка.
Ф. Фребель определил свой дидактический материал отправной точкой в умственном развитии ребенка, в частности математического мышления. Разработал ряд методических правил организации игр детей с «дарами», указывая которые педагоги могут формировать у дошкольника элементарные математические представления о пространстве, числе, геометрических фигурах, форме предметов, времени.
Развитие мышления
Дары Фребеля
Дары Фрёбеля: объемные и плоскостные фигуры, сходства и различие.
Пескотерапия Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного». По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, в коррекции которого используются различные методы, одним из которых является песочная терапия. Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости.
Чем полезны игры с песком? Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; Формируют у ребенка представления об окружающем мире; Развивают мелкую моторику, глазомер Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение; Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!) Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Эффект песочной терапии: позитивное влияние на эмоциональное состояние детей; положительная динамика в развитии: образного мышления; тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсо-моторного восприятия.
Чем полезны игры с песком?
Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; Формируют у ребенка представления об окружающем мире; Развивают мелкую моторику, глазомер Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение; Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!) Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Эффект песочной терапии:
позитивное влияние на эмоциональное состояние детей; положительная динамика в развитии: образного мышления; тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсо-моторного восприятия.
Су-Джок терапия
Су-Джок терапия
Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Су –Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенка. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо
Развивающие компьютерные игры
С помощью развивающих компьютерных игр дети учатся различать цвета, считать, объединять предметы по признакам, сравнивать предметы по величине, а также многому другому. Обучающие игры развивают мышление ребенка, учат его самостоятельно выражать свои мысли и чувства.
Детям представлены обучающие игры разной степени сложности.
Интерактивные игры «Мерсибо»
Это работает
Игры Мерсибо состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок видит только первую: он ищет клад, чистит море и помогает индейцам. Одновременно с этим дети закрепляют звуки, отрабатывают предлоги, учатся считать — это развивающая часть игр. Игры продуманы до мелочей: Баба Яга говорит «жутким» голосом, в играх для малышей персонажи крупные и яркие, в конце игры ведущий похвалит ребенка.
Адаптация игр
Игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с трудностями в психологическом развитии, здоровье и интеллекте. Ими легко заинтересовать и раскрепостить ребенка, вовлечь в занятие.
Для адаптации игры к возможностям детей используйте настройки: длительность, скорость, сложность.
Есть настройки для уточнения задач специалиста: звуки для отработки, сила воздушной струи и другие параметры.
Использование в работе пособий «Мерсибо»
Карточки «Мерсибо»: «Что за дверью?», «Стишата-малышата»
Игры «Бедный дракончик» направлены на развитие ФЭМП и развитие речи.
Игры «Тряпки по порядку» и «Бусы для русалки»
Таким образом, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности.
Спасибо за внимание!