ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД
Инициативные учителя в своей работе широко используют интерактивный метод, который позволяет повысить активность учащихся на уроке. С помощью этого метода ученикам прививается умение держать правильную научную позицию в исследуемом вопросе, вести культурный диалог с одноклассниками, уметь мыслить вне устоявшихся рамок, развивать творческие способности. Основной особенностью этого метода является то, что учитель при проведении урока использует не один какой-нибудь метод, а сразу несколько. Количество видов работы с учащимися зависит от содержания учебника, в большинстве случаев оно соответствует количеству подтем в параграфе.
Существуют два принципиальных отличия интерактивного метода от других методов. Первое — это проведение учителем на одном уроке сразу нескольких видов работы. В этом интерактивный метод напоминает комбинированный урок. Вторым отличием интерактивного метода является его направленность на усиление активности взаимообмена информацией среди учеников. При использовании интерактивного метода, каким бы ни был вид работы, он не оставляет ученика равнодушным, заставляет его думать, участвовать в дискуссии. Интерактивный метод помогает активно развивать творческие способности учащихся, мыслить системно, излагать идеи в научном стиле.
Виды работы, проводимой с учащимися с использованием интерактивного метода, многообразны. Они могут проводиться с классом, группами, парами учащихся или индивидуально.
При интерактивном методе большое внимание уделяется работе учащихся в малых группах. Эта работа отличается от уроков, проводимых другими методами. Здесь ученики всем классом активно занимаются решением проблемы, а небезучастно взирают на учителя, который работает на уроке один.
При работе в группах повышается активность учащихся, они все выполняют задание учителя. Работу ученики проводят вместе. Каждый как член коллектива участвует в обсуждении высказанной мысли или идеи. Они задают друг другу вопросы, учатся оказывать поддержку и помощь. Групповая работа учит школьников самостоятельно отбирать и фиксировать необходимую информацию, помогает раскрыть способности.
Иногда подростки, страдая различными комплексами или стесняясь, боятся показать свои умения и знания, не проявляют активности. При работе в группах эта проблема очень хорошо решается. Здесь знания и способности ученика оцениваются его же товарищами, и они многому учатся друг у друга.
В группе школьники чувствуют себя более свободно. Обычно ученики, отвечая у доски перед всем классом, боятся ошибиться, скованны, не могут сформулировать свою мысль. При работе в группах такой обстановки нет, ученики более уверены в себе.
Работа в группе способствует осознанию учеником своей причастности к коллективу. Учащиеся переходят от мышления типа "я и они" к типу "мы", учатся с пониманием относиться друг к другу, быть терпимее к чужому мнению, уважать права и свободы других людей, т. е. постигают ценности демократического общества.
Для организации работы учеников в группах учитель должен внимательно изучить текст учебника и программу, привести их в соответствие с развитой научной формой. Способы, с помощью которых лучше усваиваются новые знания, у всех людей различны. Одни лучше воспринимают лекцию, другие предпочитают самостоятельно знакомиться с текстом учебника. Учитель всегда должен помнить о том, что все ученики имеют различный уровень способностей, разные стили восприятия. Это следует учитывать при составлении групп и подготовке заданий. Будет справедливо, если каждому ученику будет предоставлена возможность показать себя с лучшей, сильной стороны. Для этого наилучшим образом подошли бы такие задания, как, например, написание стихотворения на заданную тему или создание рисунка.
До того как ученики будут высказывать свои идеи, можно с помощью вопросов сформировать их способность к критическому мышлению. Для этого, кроме вопросов, направленных на выявление уровня знаний, им задаются вопросы для определения их точки зрения. Учитель должен поддерживать желание учащихся искренне отвечать на вопросы. В поддержке также нуждается их стремление сравнивать свое мнение с мнением окружающих. Учащиеся должны уметь делать выводы, обосновывать свое решение. Упражнения, развивающие логическое мышление на основе сравнения различных мнений, умение формулировать свои мысли способствуют формированию у учащихся демократизма. Учащиеся должны научиться вести дискуссию. Если ученик умеет только повторять сказанное учителем, он никогда не сможет стать активным членом демократического общества. Нужно решительно отвергать тезис о том, что на любой вопрос существует только один ответ. В противном случае в нашем обществе никогда не утвердится плюрализм мнений и демократия.
Далее приведены некоторые виды работы с учащимися, используемые учителями в рамках интерактивного метода.
"Мозговой штурм" — вид работы, используемый для определения закономерности, правила или составления комплекса понятий. Этот метод работы давно и довольно широко используется в науке. Принцип его прост: перед группой людей ставится научная проблема, которую необходимо решить. По этой проблеме каждый член группы высказывает свое мнение. Все мнения записываются. Высказанные идеи не должны анализироваться или критиковаться, поэтому они могут быть самыми разными, кое-кому показаться даже абсурдными. Здесь доминирует принцип, что любая мысль имеет право на существование. Участникам обсуждения дается полная свобода, они должны без стеснения высказывать любую мысль, приходящую им на ум. Любую идею можно дополнять, развивать. В конце концов по рассматриваемой проблеме формируется наиболее приемлемый вариант решения.
Например, этот метод может быть результативно использован при изучении темы о правах человека. Обычно ученики знают, что граждане Республики Казахстан имеют широкий спектр прав: избирательное право, право на свободу слова, свободу совести, образование и т. д. Однако практически ни один ученик не может назвать все закрепленные в Конституции РК права человека. При совместной же работе, дополняя друг друга, учащиеся могут их назвать.
"Займи позицию". Особенностью предмета "Основы обществознания" является то, что не все происходящие события и явления могут быть оценены однозначно. Иногда некоторые вопросы могут иметь два взаимоисключающих ответа, причем оба из них в своем роде будут правильными. В таких случаях учитель с помощью вопросов должен определить две или несколько позиций. Затем он предлагает ученикам занять и отстаивать свою позицию. Приведем пример.
Учитель ставит вопрос: "Есть казахская поговорка "Акыл — жастан" (примерный перевод: "Умного ищи среди молодых"). Наверное, поэтому в нашей стране лица, достигшие 21 года, могут быть избраны в мажилис, а лица, достигшие 25 лет, — в сенат парламента республики. Во многих странах мира представителем народа может быть избрано лицо, достигшее 30 и более лет (в США, Индии, Японии — 30, Бразилии, Франции — 35, Бельгии, Турции — 40 лет). Что, на ваш взгляд, правильнее?"
На этот вопрос один ученик может ответить следующее.
Позиция 1. Достигших совершеннолетия следует считать способными отвечать не только за свои действия, но и за государственные дела. Молодежь обычно бывает более энергичной, инициативной. Молодой человек, только окончивший вуз, имеет самые передовые знания. Он — специалист, вооруженный самыми последними научными знаниями. Молодежь обладает упорством и высоким чувством патриотизма. Пожилые люди боязливы, консервативны, во многих случаях попадают под влияние окружающих.
Другой ученик может дать противоположный ответ.
Позиция 2. Молодежь опрометчива, часто поступает по велению чувств, а не разума. Вследствие этого многие вопросы находят не лучшее решение. Зрелые люди дела государственного значения решают последовательно, обдуманно. В государственной политике они рассчитывают каждое действие, предвидя последствия, прогнозируя будущее на много шагов вперед. Поэтому представителями народа нужно избирать только зрелых людей.
Учитель группирует учащихся в две команды (в зависимости от точки зрения) и организует дискуссию. Каждая группа старается убедить в своей правоте оппонентов. По окончании дискуссии учитель подводит итог.
Решение дилеммы. Здесь учащимся предлагается решить особо важную морально-нравственную проблему, которая может встретиться им в жизни. Ученик должен, руководствуясь своими нравственными качествами, выбрать одну из предложенных альтернатив. Конечно, дилемма должна вытекать из содержания текста учебника.
Для примера рассмотрим дилемму под названием "Проблема Маната". Сауле — ученица 9 класса. У нее есть два младших брата и две сестренки. Отец ее умер, а мать, не достигнув пенсионного возраста, осталась без работы. У них были две дойные коровы и пять овец, которые служили источником пропитания для семьи. Однажды воры проникли в хлев и угнали весь скот. Через несколько дней до них дошла весть, что воры пойманы. Однако суд оправдал этих людей, объявив, что они не крали скот. Но есть один мальчик, который знает, что задержанные люди действительно воры, но они откупились, дав судье взятку. Его имя — Манат. Манат — сын районного судьи, который и освободил воров. Он учится в одном классе с Сауле и питает к ней нежные чувства.
После ознакомления с этой ситуацией учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
— Какую помощь может оказать Манат Сауле?
— Что бы вы сделали, окажись на месте Маната?
В последнее время многие учителя организуют уроки в форме различных игр, транслируемых по телевидению, или используют некоторые их элементы. К их числу можно отнести такие игры, как "Студия", "Колесо истории", "Брейн-ринг", "Поле чудес", "КВН" и др. Остановимся на игре под названием "Лицом к лицу".
К игре "Лицом к лицу" можно прибегнуть, если требуется рассмотреть две противоположные точки зрения на проблему. В этой игре могут быть противопоставлены взгляды на темы: материалистическая и идеалистическая точки зрения на происхождение мира; вера в Бога; установки партии власти и оппозиции; счастье, богатство, любовь, смысл жизни человека и др.
Игра протекает следующим образом: два ученика выходят вперед и садятся за стол напротив друг друга. Они поочередно обмениваются вопросами и отвечают на них. Присутствующие в классе "телезрители" также задают вопросы. Через определенное время пары меняются. Таким образом, все ученики класса по очереди участвуют в диалоге.
Учителя-практики при преподавании общественных дисциплин используют множество творческих видов работы. Особенно часто можно встретить необычные формы построения урока, направленные на повышение активности взаимообмена информацией между учащимися. Среди них — формы уроков с использованием ролевых игр.
При проведении урока с использованием элементов ролевой игры следует помнить вот о чем:
1. Ролевые игры приемлемы в младшем и среднем звене. В старших классах их использование должно быть уменьшено.
2. Использование ролевых игр при проведении урока не должно приводить к превращению всего урока в игру.
3. Использование ролевой игры приведет к желаемому результату только в случае соответствия ее содержанию изучаемой темы.
4. Использование интерактивного метода не означает исключения других традиционных методов преподавания.
При проведении урока интерактивным методом количество видов работы с учащимися не ограничивается, а их названия могут быть самыми различными. Этот метод дает большую свободу действий учителю, позволяет работать творчески, фантазировать, придумывать новые, интересные для учеников виды работы.