Интегрированный урок по географии и биологии «Материки»
Цель: формирование и закрепление знаний о природе материков. Показать взаимосвязь биологии и географии.
Задачи:
Образовательная: закрепить и обобщить знания о материках, расширить кругозор учащихся.
Развивающая: развивать умение работать с различными источниками информации, умение находить и выделять главное, а также закрепить умения работать в группах.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Учебные Универсальные Действия:
Личностные: воспитывать интерес и любовь к окружающей среде, а также к учебным предметам.
Познавательные: находить достоверные сведения в различных источникам информации, анализировать и обобщать тематический материал, представлять информацию в картографическом виде.
Регулятивные: определять цель и задачи в учебной деятельности.
Коммуникативные: излагать сове мнение и подтверждать его фактами. Умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание целостности мира. Использование полученных знаний в повседневной жизни.
Предметные: давать определение терминов и понятий по тематике урока. Различать животных разных материков, выявлять особенности маршрута.
Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное.
Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-путешествие.
Методы и формы: частично- поисковый, исследовательский, практический; групповая.
Оборудование: презентация Мicrosoft Оffice power point «Материки», компьютер, проектор, проекторная доска, настенная карта «Физическая карта мира», учебник по географии 5 класс «Введение в географию, Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А., 2013», учебник по биологии «Введение в биологию 5 класс.Плешаков А.А., Сонин Н.И.», атласы за 6 и 7 классы, контурная карта Северной Америки, карточки с заданиями маршрута, иллюстрации животных, кроссворд, дополнительная информация.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Сегодня мы с вами проведем интегрированный урок. Что изучает география? (землеописание). А с какими предметами она связана? А что изучает биология? (наука о живых организмах.) А биология связана с географией? Почему? Проверка готовности к уроку (ученики по цепочке называются, что должно лежать на парте)
Актуализация знаний.
Работа с презентацией. На каждом слайде находится задание, решив которое, ученики отгадают один материк.
1 слайд: Материк лежит большой
Очень жаркий и сухой
Там и лето круглый год
Кто его мне назовёт? (Африка)
2 слайд: На каком материки протекает река Амазонка? (Южная Америка)
3 слайд: Здесь горы-великаны –
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки – Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас … (Евразии)
4 слайд: Где находятся Кордильеры, и река Миссисипи? (Северная Америка)
5 слайд: Это чудо-материк, Он красив и невелик.
И на нем всего одна Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в … (Австралии)
6 слайд: Там очень холодно всегда.
Там льды не тают никогда,
Кусты, деревья не растут
И птички гнёздышки не вьют.
Там постоянных нет селений,
Живут пингвины и тюлени.
На южном полюсе она
Материком размещена. (Антарктида)
Мобилизующий этап.
7 слайд:

Расшифруй ребус и узнаешь тему урока. ( Материк)
8 слайд: Учитель: тему мы с вами узнали. Что еще нужно определить? (Цель урока)
На слайде представлена следующая схема:
« ГЛАГОЛ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СОЮЗ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Задача учащихся правильно выбрать из ниже предложенных слов нужные.
обобщить, решить, красивый;
ум, мир, знания, круг;
ах,ух, о, под
океан, земля, материк.
Цель: обобщить знания о материках.
Момент осознания учащимися недостающих знаний.
Происходит деление класса на 2 команды. Каждая команда придумывает ебе название и выбирает командира.
На доске представлена «Физическая карта мира». На карте составлен маршрут, а на каждом маршруте находится задание.
Учитель: ребята, сегодня мы с вами отправился в увлекательное путешествие. На каждом материке мы с вами будем делать остановку и выполнять задание. На проверку вы будете отдавать нашему жюри:
1.
2.
3.
Победит та команда, которая наберет больше баллов. Оценки за урок буду у всех. Одну оценку вы получите от жюри ( победители – «5», остальные –«4»). Другая оценка за работу в команде – вас оценят ваши одноклассники. Средний балл пойдет в журнал.
Готовы? Тогда начинаем!
Игра.
Африка
Можно использовать учебник географии (стр. 114-118) и учебник биологии (стр. 110)
«Это самый большой по площади материк. На его территории располагается самая большая пустыня мира: сахара. Материк интересен своими обитателями. Здесь можно встретить большое разнообразие обезьян, которые ловко взбираются на ель или березу. А так же большого бурого медведя, который с удовольствие бродит по джунглям. А какое разнообразие птиц! И страус, и разнообразные попугайчики, колибри. А так же очень важный глухарь, неторопливо прогуливается по степям. ..»
Южная Америка.
Составьте устный рассказ(5 мин.), используя ключевые слова:
Об особенностях положения (18 млн.кв.км.,вытянутый треугольник, 6960м,Тихий и Атлантический океан, Панамский перешеек, пролив Дрейка, Магелланов пролив)
Все слова лоджны быть использованы. Рассказ около 5-6 предложений.Максимум 3 балла.
Южная Америка.
Составьте устный рассказ(5 мин.), используя ключевые слова:
Об особенностях растительного и животного мира (гевея, хинное дерево, помидоры, картофель, кукуруза, капибары, анаконда, арапаима,колибри)
Все слова должны быть использованы. Рассказ около 5-6 предложений. Максимум 3 балла
Северная Америка.
Кордильеры, р. Миссисипи, оз. Гурон, п-ов Лабрадор.
Северная Америка.
Р. Колорадо, оз. Верхнее, г. Аппалачи, п-ов Аляска
Евразия
- раздаточный материал с иллюстрациями
Австралия
1. Австралию омывают океаны: с запада ______________, с востока ____________.
2. Самое известное растение материка называется: ___________________.
3. Австралия по отношению к экватору находится в ________________ полушарии.
5. Животное Австралии, у которого есть сумка, называется ________________.
Антарктида
Используя дополнительную информацию и карты атласа, разгадайте кроссворд. За каждое правильно отгаданное слово вы получает 1 балл. (5 мин)
- раздаточный материал.
Рефлексия.
Пока жюри подводит итоги, давайте с вами подведем итог урока. Дерево знаний.
Итог. Жюри объявляет итог урока, награждения.