СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по географии и биологии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по географии и биологии в 5 классе является итоговым занятием для закрепленияи обобщения знаний по пройденному материалу.

Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок»

Интегрированный урок по географии и биологии «Материки»

Цель: формирование и закрепление знаний о природе материков. Показать взаимосвязь биологии и географии.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить и обобщить знания о материках, расширить кругозор учащихся.

  2. Развивающая: развивать умение работать с различными источниками информации, умение находить и выделять главное, а также закрепить умения работать в группах.

  3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Учебные Универсальные Действия:

Личностные: воспитывать интерес и любовь к окружающей среде, а также к учебным предметам.

Познавательные: находить достоверные сведения в различных источникам информации, анализировать и обобщать тематический материал, представлять информацию в картографическом виде.

Регулятивные: определять цель и задачи в учебной деятельности.

Коммуникативные: излагать сове мнение и подтверждать его фактами. Умение работать в группе.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: осознание целостности мира. Использование полученных знаний в повседневной жизни.

  2. Предметные: давать определение терминов и понятий по тематике урока. Различать животных разных материков, выявлять особенности маршрута.

  3. Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное.

Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-путешествие.

Методы и формы: частично- поисковый, исследовательский, практический; групповая.



Оборудование: презентация Мicrosoft Оffice power point «Материки», компьютер, проектор, проекторная доска, настенная карта «Физическая карта мира», учебник по географии 5 класс «Введение в географию, Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А., 2013», учебник по биологии «Введение в биологию 5 класс.Плешаков А.А., Сонин Н.И.», атласы за 6 и 7 классы, контурная карта Северной Америки, карточки с заданиями маршрута, иллюстрации животных, кроссворд, дополнительная информация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Сегодня мы с вами проведем интегрированный урок. Что изучает география? (землеописание). А с какими предметами она связана? А что изучает биология? (наука о живых организмах.) А биология связана с географией? Почему? Проверка готовности к уроку (ученики по цепочке называются, что должно лежать на парте)

  1. Актуализация знаний.

Работа с презентацией. На каждом слайде находится задание, решив которое, ученики отгадают один материк.

1 слайд: Материк лежит большой

   Очень жаркий и сухой

   Там и лето круглый год

   Кто его мне назовёт? (Африка)


2 слайд: На каком материки протекает река Амазонка? (Южная Америка)


3 слайд: Здесь горы-великаны – 

Тибет, Алтай, Памир, 

Карпаты и Балканы. 

Их знает целый мир. 

Здесь реки – Обь и Ангара, 

Дон, Волга, Лена и Кура. 

Лесов многообразие

В родной для нас … (Евразии)


4 слайд: Где находятся Кордильеры, и река Миссисипи? (Северная Америка)


5 слайд: Это чудо-материк, Он красив и невелик. 

И на нем всего одна Живописная страна.

В других местах таких зверей 

Смогу найти едва ли я, 

Ведь кенгуру среди степей 

Гуляет лишь в … (Австралии)


6 слайд: Там очень холодно всегда.

Там льды не тают никогда,

Кусты, деревья не растут

И птички гнёздышки не вьют.

Там постоянных нет селений,

Живут пингвины и тюлени.

На южном полюсе она

Материком размещена. (Антарктида)


  1. Мобилизующий этап.

7 слайд:











Расшифруй ребус и узнаешь тему урока. ( Материк)

8 слайд: Учитель: тему мы с вами узнали. Что еще нужно определить? (Цель урока)

На слайде представлена следующая схема:

« ГЛАГОЛ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СОЮЗ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Задача учащихся правильно выбрать из ниже предложенных слов нужные.

  1. обобщить, решить, красивый;

  2. ум, мир, знания, круг;

  3. ах,ух, о, под

  4. океан, земля, материк.

Цель: обобщить знания о материках.

  1. Момент осознания учащимися недостающих знаний.

Происходит деление класса на 2 команды. Каждая команда придумывает ебе название и выбирает командира.

На доске представлена «Физическая карта мира». На карте составлен маршрут, а на каждом маршруте находится задание.

Учитель: ребята, сегодня мы с вами отправился в увлекательное путешествие. На каждом материке мы с вами будем делать остановку и выполнять задание. На проверку вы будете отдавать нашему жюри:

1.

2.

3.

Победит та команда, которая наберет больше баллов. Оценки за урок буду у всех. Одну оценку вы получите от жюри ( победители – «5», остальные –«4»). Другая оценка за работу в команде – вас оценят ваши одноклассники. Средний балл пойдет в журнал.

Готовы? Тогда начинаем!

  1. Игра.



Африка

  • Внимательно прочитайте текст, найдите и исправьте ошибки. За каждую правильно определенную ошибку вы получаете 1 балл (3 мин)

Можно использовать учебник географии (стр. 114-118) и учебник биологии (стр. 110)

«Это самый большой по площади материк. На его территории располагается самая большая пустыня мира: сахара. Материк интересен своими обитателями. Здесь можно встретить большое разнообразие обезьян, которые ловко взбираются на ель или березу. А так же большого бурого медведя, который с удовольствие бродит по джунглям. А какое разнообразие птиц! И страус, и разнообразные попугайчики, колибри. А так же очень важный глухарь, неторопливо прогуливается по степям. ..»



Южная Америка.

Составьте устный рассказ(5 мин.), используя ключевые слова:

  • Об особенностях положения (18 млн.кв.км.,вытянутый треугольник, 6960м,Тихий и Атлантический океан, Панамский перешеек, пролив Дрейка, Магелланов пролив)

  • Все слова лоджны быть использованы. Рассказ около 5-6 предложений.Максимум 3 балла.


Южная Америка.

Составьте устный рассказ(5 мин.), используя ключевые слова:

  • Об особенностях растительного и животного мира (гевея, хинное дерево, помидоры, картофель, кукуруза, капибары, анаконда, арапаима,колибри)

  • Все слова должны быть использованы. Рассказ около 5-6 предложений. Максимум 3 балла



Северная Америка.

  • Используя карты атласа, нанесите на контурную карту Северной Америки следующие объекты (за каждый правильно нанесенный объект вы получаете 1 балл, 3 мин):

Кордильеры, р. Миссисипи, оз. Гурон, п-ов Лабрадор.

Северная Америка.

  • Используя карты атласа, нанесите на контурную карту Северной Америки следующие объекты (за каждый правильно нанесенный объект вы получаете 1 балл, 3 мин):

Р. Колорадо, оз. Верхнее, г. Аппалачи, п-ов Аляска

Евразия

  • Используя учебник по биологии (стр. 112-113) и географии (стр. 108-111), выберите тех животных, которые можно встретить на материке Евразия.

- раздаточный материал с иллюстрациями









Австралия

  • Используя учебный материал и карты атласа, вставьте пропущенные слова. За каждое правильно вставленное слово вы получаете 1 балл (3минуты)

1. Австралию омывают океаны: с запада ______________, с востока ____________.
2. Самое известное растение материка называется: ___________________.
3. Австралия по отношению к экватору находится в ________________ полушарии.
5. Животное Австралии, у которого есть сумка, называется ________________.




Антарктида

Используя дополнительную информацию и карты атласа, разгадайте кроссворд. За каждое правильно отгаданное слово вы получает 1 балл. (5 мин)

- раздаточный материал.



  1. Рефлексия.

Пока жюри подводит итоги, давайте с вами подведем итог урока. Дерево знаний.

  1. Итог. Жюри объявляет итог урока, награждения.



Просмотр содержимого документа
«Штраф. задания»

Подпиши названия материков.







Дайте определения следующим терминам:

  1. Море – это _______________________________________________________

___________________________________________________________________.

  1. Пролив – это ______________________________________________________

___________________________________________________________________.

  1. Залив – это________________________________________________________

_________________________________________________________________.



Ответьте на вопросы:

-Какой из них самый большой?

-Какой – самый маленький?

-Какой – самый жаркий?

-Какой – самый влажный?

-Какой – самый холодный?

-Какой материк самый сухой?

- На каком материке находятся самые высокие горы мира?

- А на каком материке расположена величайшая пустыня нашей планеты Сахара?



«Угадай меня»

  • Культурное растение, в переводе означающее «основа питания человека».Напишите его.

  • Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта.

  • Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. 

  • Растение — рекордсмен по толщине ствола, которое умеет «худеть» и «полнеть». 

  • Это животное утратило способность летать, но зато хорошо плавает и ныряет в ледяной воде. 



Размести животных по материкам.

Материк  Животное

1. Евразия а) кенгуру

2.Северная Америка б) скунс

3. Южная Америка в) бурый медведь

4. Африка г) анаконда

5. Австралия д) олень карибу



Ответьте либо «да», либо «нет»

- На планете 5 материков

- Евразия – это самый большой материк

-Самое глубокое озеро мира- Байкал

-Первыми на нашей планете появились простейшие

- Черви – это беспозвоночные животные

-Растения способны сами образовать питательные вещества











Тест.

1.Количество материков на Земле:

а) четыре; б) шесть; в) пять;

2.Самый большой материк:

а) Африка; б) Северная Америка; в) Евразия;

3. Самый маленький материк:

а) Антарктида; б) Австралия; в) Южная Америка;

4. Баобаб растет в:

а) Африке; б) Северной Америке; в) Евразии;

5. Слоны, жирафы, бегемоты обитают:

а) Австралии; б) Южной Америке; в) Африке;

6. Скунсы, волки – койоты, бизоны – представители материка:

а) Антарктиды; б) Евразии; в) Северной Америки;

7. Деревья – гиганты в Северной Америке:

а) секвойя; б) эвкалипт; в) баобаб.





Приведите примеры животных, характерных для данных материков:

Австралия



Африка



Евразия





Приведите примеры животных, характерных для данных материков:

Южная Америка



Северная Америка



Антарктида



















Ответьте на вопросы:

1.На каком материке водится страус эму?

2. На каком материке нет змей?
3. На каком материке обитает самое медлительное животное – ленивец?


4. На каком материке можно встретить бурого медведя, соболя и белку?


5. На каком материке обитает самый быстрый зверь на Земле?


6. На каком материке встречаются койоты?

























Просмотр содержимого документа
«допол.инфо»

Антаркти́да (греч. ἀνταρκτικός — противоположность Арктике) — континент, расположенный на самом юге Земли, центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом. Антарктиду омывают воды Атлантического, Индийского и Тихого океанов, иногда неофициально выделяемые в отдельный Южный океан.

Площадь континента составляет около 14 107 000 км² (из них шельфовые ледники — 930 000 км², острова — 75 500 км²). При этом средняя высота поверхности Антарктиды самая большая из всех континентов. Антарктиду называют «ледяным континентом». И не случайно. Весь материк покрыт сплошным щитом ледников. Антарктический ледяной щит является крупнейшим на нашей планете и превосходит ближайший по размеру Гренландский ледниковый покров по площади приблизительно в 10 раз. В нём сосредоточено ~30 млн км³ льда, то есть 90 % всех льдов суши. 

Антарктида была открыта 16  января 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, на шлюпах «Восток» и «Мирный».

Суровый климат Антарктиды препятствует её заселению, но в будущем, при потеплении, её освоение возможно. В настоящее время в Антарктиде нет постоянного населения, здесь расположены несколько десятков научных станций, на которых в зависимости от сезона живёт от 4000 человек (граждане России — 150) летом и до 1000 человек зимой (граждане России — ок. 100) Всего в Антарктиде действует около 45 круглогодичных научных станций. В настоящее время у России в Антарктиде имеется семь действующих станций и одна полевая база. Именно в Антарктиде на российской станции была зафиксирована самая низкая температура на нашей планете -89°С!

Антарктические животные полностью зависят от прибрежной экосистемы омывающих океанов: из-за скудости растительности все сколь-либо значимые пищевые цепи прибрежных экосистем начинаются в водах, окружающих Антарктику. Антарктические воды особенно богаты зоопланктоном, в первую очередь крилем. Криль прямо или опосредованно является основой цепи питания многих видов рыбкитообразныхкальмаровтюленейпингвинов и других животных; полностью сухопутные млекопитающие в Антарктиде отсутствуют..

Из наземных животных обитают тюлени (Уэдделлатюлени-крабоедыморские леопарды, Росса, морские слоны) и птицы (несколько видов буревестниковых(антарктическийснежный), два вида поморниковполярная крачкапингвины Адели и императорские пингвины).

В пресноводных озёрах материковых прибрежных оазисов — «сухих долин» — существуют олиготрофные экосистемы, населённые сине-зелёными водорослями,круглыми червями, веслоногими рачками (циклопами) и дафниями, птицы же (буревестники и поморники) залетают сюда эпизодически.



Просмотр содержимого документа
«задания»



Южная Америка.

Составьте устный рассказ(5 мин.), используя ключевые слова:

  • Об особенностях положения (18 млн.кв.км.,вытянутый треугольник, 6960м,Тихий и Атлантический океан, Панамский перешеек, пролив Дрейка, Магелланов пролив)

  • Все слова лоджны быть использованы. Рассказ около 5-6 предложений.Максимум 3 балла.


Южная Америка.

Составьте устный рассказ(5 мин.), используя ключевые слова:

  • Об особенностях растительного и животного мира (гевея, хинное дерево, помидоры, картофель, кукуруза, капибары, анаконда, арапаима,колибри)

  • Все слова должны быть использованы. Рассказ около 5-6 предложений. Максимум 3 балла



Африка

  • Внимательно прочитайте текст, найдите и исправьте ошибки. За каждую правильно определенную ошибку вы получаете 1 балл ( 3 мин)

Можно использовать учебник географии ( стр ) и учебник биологии ( стр 110 )

«Это самый большой по площади материк. На его территории располагается самая большая пустыня мира: сахара. Материк интересен своими обитателями. Здесь можно встретить большое разнообразие обезьян, которые ловко взбираются на ель или березу. А так же большого бурого медведя, который с удовольствие бродит по джунглям. А какое разнообразие птиц! И страус, и разнообразные попугайчики, колибри. А так же очень важный глухарь, неторопливо прогуливается по степям. ..»

Африка

  • Внимательно прочитайте текст, найдите и исправьте ошибки. За каждую правильно определенную ошибку вы получаете 1 балл (3 мин). Можно использовать учебник географии ( стр ) и учебник биологии ( стр 110 )

«Это самый большой по площади материк. На его территории располагается самая большая пустыня мира: сахара. Материк интересен своими обитателями. Здесь можно встретить большое разнообразие обезьян, которые ловко взбираются на ель или березу. А так же большого бурого медведя, который с удовольствие бродит по джунглям. А какое разнообразие птиц! И страус, и разнообразные попугайчики, колибри. А так же очень важный глухарь, неторопливо прогуливается по степям. ..»

Северная Америка.

  • Используя карты атласа, нанесите на контурную карту Северной Америки следующие объекты( за каждый правильно нанесенный объект вы получаете 1 балл, 3 мин):

Кордильеры, р. Миссисипи, оз. Гурон, п-ов Лабрадор.

Северная Америка.

  • Используя карты атласа, нанесите на контурную карту Северной Америки следующие объекты( за каждый правильно нанесенный объект вы получаете 1 балл, 3 мин):

Р. Колорадо, оз. Верхнее, г. Аппалачи, п-ов Аляска





Евразия

  • Используя учебник по биологии ( стр 112-113 ) и географии( стр), выберите животных и растения, которых можно встретить на материке Евразия.





Евразия

  • Используя учебник по биологии ( стр 112-113 ) и географии( стр) выберите животных и растения, которых можно встретить на материке Евразия.















Австралия

  • Используя учебный материал и карты атласа, вставьте пропущенные слова. За каждое правильно вставленное слово вы получаете 1 балл (3минуты)

1. Австралию омывают океаны: с запада ______________, с востока ____________.
2. Самое известное растение материка называется:___________________.
3. Австралия по отношению к экватору находится в ________________ полушарии.
5. Животное Австралии, у которого есть сумка , называется ________________.


Австралия

  • Используя учебный материал и карты атласа, вставьте пропущенные слова. За каждое правильно вставленное слово вы получаете 1 балл (3минуты)

  • 1. Австралию омывают океаны: с запада ______________, с востока ____________.
    2. Самое известное растение материка называется:___________________.
    3. Австралия по отношению к экватору находится в ________________ полушарии.
    5. Животное Австралии, у которого есть сумка , называется ________________.









Антарктида

Используя дополнительную информацию и карты атласа, разгадайте кроссворд. За каждое правильно отгаданное слово вы получает 1 балл. (5 мин)



Просмотр содержимого документа
«протокол»



Название

команды

баллы

1 станция

«Африка»

2 станция

«Южная Америка»

3 станция

«Северная Америка»

4 станция

«Евразия»

5 станция

«Австралия»

6 станция

«Антарктида»

Штраф.задания

Итог






























Название

команды

баллы

1 станция

«Африка»

2 станция

«Южная Америка»

3 станция

«Северная Америка»

4 станция

«Евразия»

5 станция

«Австралия»

6 станция

«Антарктида»

Штраф.задания

Итог






























Просмотр содержимого презентации
«интег.урок»

Материк лежит большой   Очень жаркий и сухой   Там и лето круглый год   Кто его мне назовёт? Африка

Материк лежит большой

  Очень жаркий и сухой

  Там и лето круглый год

  Кто его мне назовёт?

Африка

На каком материки протекает река Амазонка?   Южная Америка

На каком материки протекает река Амазонка?

Южная Америка

Здесь горы-великаны –  Тибет, Алтай, Памир,  Карпаты и Балканы.  Их знает целый мир.  Здесь реки – Обь и Ангара,  Дон, Волга, Лена и Кура.  Лесов многообразие В родной для нас … Евразии

Здесь горы-великаны – 

Тибет, Алтай, Памир, 

Карпаты и Балканы. 

Их знает целый мир. 

Здесь реки – Обь и Ангара, 

Дон, Волга, Лена и Кура. 

Лесов многообразие

В родной для нас …

Евразии

Где находятся Кордильеры и река Миссисипи? Северная Америка

Где находятся Кордильеры и река Миссисипи?

Северная Америка

Это чудо-материк,  Он красив и невелик.  И на нем всего одна Живописная страна. В других местах таких зверей  Смогу найти едва ли я,  Ведь кенгуру среди степей  Гуляет лишь в …  Австралии

Это чудо-материк,

Он красив и невелик. 

И на нем всего одна Живописная страна.

В других местах таких зверей 

Смогу найти едва ли я, 

Ведь кенгуру среди степей 

Гуляет лишь в … 

Австралии

Там очень холодно всегда. Там льды не тают никогда, Кусты, деревья не растут И птички гнёздышки не вьют. Там постоянных нет селений, Живут пингвины и тюлени. На южном полюсе она Материком размещена. Антарктида

Там очень холодно всегда.

Там льды не тают никогда,

Кусты, деревья не растут

И птички гнёздышки не вьют.

Там постоянных нет селений,

Живут пингвины и тюлени.

На южном полюсе она

Материком размещена.

Антарктида

МАТЕРИК

МАТЕРИК

Цель: обобщить знания о материках « ГЛАГОЛ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СОЮЗ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Цель: обобщить знания о материках

« ГЛАГОЛ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СОЮЗ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

  • обобщить, решить, красивый;
  • ум, мир, знания, круг;
  • ах,ух, о, под
  • океан, земля, материк.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс