МОУ Орехологовская средняя общеобразовательная школа
Интегрированный урок в 1 классе
Тема: Буквы Г г, Звуки [г], [г,]
Грибы съедобные и несъедобные.
Учитель: Кудайбергенова Е.М.
С. Орехов Лог
2006
Интегрированный урок
Азбука – Мир вокруг нас
Тема: Буквы Г г, Звуки [г], [г,]
Грибы съедобные и несъедобные.
Цель: Познакомить детей с новыми звуками и буквами, учить отличать новые звуки и буквы от других букв и звуков; Совершенствовать умение плавного слогового чтения с переходом на целые слова, учить читать слитно слоги-слияния с изучаемой буквой. Формировать умение работать с текстом. Развивать память, мышление, речь, наблюдательность. Воспитывать способность любоваться окружающей природой, бережно относиться к животному и растительному миру.
Оборудование: алфавит, магнитная азбука, картинки грибов, елочные шары с гласными буквами на них, елочные веточки. (модель елки)
Психологический настрой.
Сообщение цели и темы урока
Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей. Так же в гости пришли наши друзья Тимка и Томка. Они пришли не просто так, им нетерпится узнать, чему мы научились за время пребывания в школе и познакомят нас с новой буквой.
Не станем терять время.
Друзья хотят провести звуковую разминку. Юля поможет им
А теперь проведем звуковую разминку гласных. Рома проведет ее:
- Давайте вспомним:
- Какая бывает речь?
- Из чего она состоит?
- Из чего состоят предложения?
- Сколько букв в алфавите?
- На какие две группы они делятся?
- Что вы знаете о гласных звуках?
- Что вы знаете о согласных звуках?
Работа с магнитной азбукой.
Выложите на 1 ряд гласные, которые обозначают твердость согласного звука.
На 2 ряд гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.
Среди этих букв, есть особенные буквы, хитрые.
Назовите их.
- Почему их так называем?
Убрали азбуки.
Глазки подняли на доски.
Повторим: прочитаем хором слова
Яблоня. Таня. Стая.
Язык. Змея. Якоря.
Определите сколько букв и сколько звуков имеет каждое слово.
Тимка и Томка рады за вас.
Новая тема.
Друзья хотят познакомить вас с новой буквой и новыми звуками.
Отгадайте загадку:
И на горке, и под горкой
Под березкой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
Произнесем слова и разделим на слоги
/
Г
РИ / БЫ. Сколько слогов?
Какой слог ударный
Закрасим схему
Какой 1 звук? Твердый или мягкий?
Следующий слог-слияние
Р
И Какой новый звук?
П
осмотрим на этот рисунок 
Это круги. Закрасим схему.
Какой новый звук?
Дадим ей характеристику
Итак: Новая буква. Зовут её буква Гэ
В верхнем правом углу печатная – это письменная
Где встречается письменные буквы?
Где встречается печатные буквы?
Что происходит во рту?
Воздух с силой и шумом выталкивается изнутри.
Значит эта буква согласная. Она имеет 2 звука. Она звонкая и парная.
Её подружка глухая буква КА. На каком этаже мы её поселим?
Хором даем характеристику букве ГЭ.
Давайте подружим эту букву с гласным.
Найдем, где живет эта буква в кассе букв?
Г протянула руку букве а тянет руку к букве у. Теперь к букве и подружилась с буквой о а теперь и с С.
Давайте откроем свои учебники на стр. 122. Мы попали в Сказочное грибное царство. Здесь и домики из грибов и жители города грибочки. А грибы все съедобные, добрые. Злых здесь не встретишь. Чем заняты жители городка?
Физминутка.
Мы шли-шли-шли
И грибочек нашли
Раз грибочек, 2 грибочек
Положили в кузовочек
1, 2, 3, 4, 5
Мы идем искать опять.
Томка предлагает поиграть в игру: «Съедобные – несъедобные».
Если он съедобный вы хлопаете в ладоши, если несъедобный – нет хлопка.
Подберезовик, поганка, груздь, подосиновик, мухомор, опята, лисички, белый гриб. (боровик)
Ребята, а чем отличаются грибы друг от друга?
(Они разноцветные, одни большие, другие маленькие, одни толстые, другие тоненькие)
А могут грибы иметь характер?
Тимка подсказывает – Могут.
Мухомор – веселый, озорной, довольный собой, не боится грибников, хвастается своей пестрой, яркой шляпкой.
- Давайте вместе с ним прочитаем слоги-слоги слияние. Хвастаясь
А какой характер у подосиновика?
Он может быть гордым, заносчивым, стеснительным, или испуганным, если к нему подходят грибники или заползет на шляпку улитка.
Давайте прочтем вместе с ним слоги испуганно! Гордо!
А у поганки, какой характер?
Может быть озорной и веселый, а может быть и грустный, потому что все считают её ядовитой. В прочем вместе с ней обиженно.
Вот когда я была в лесу, подслушала вот такой разговор грибов. (Чтение сказки Поганка)
Бледная поганка.
- Сорвите нас, мы очень вкусные! – кричали два гриба всем, кто проходил мимо.
Один был с серовато-зеленой, а другой с беловато-желтой шляпкой
- Мы настоящие шампиньоны!
- Ай-ай-ай! Какие вы обманщики! – пристыдила их Белка. – Вы самые настоящие бледные поганки.
- А как ты об этом узнала? – удивились поганки.
- На ножках-то у каждого из вас бугорочек, а на нем пленка, будто воротник.
Такие приметы и у вашего дружка, мухомора. Ну-ка ответьте, какой цвет пластинок под вашими шляпками?
- У меня они белые.
- А у меня, а у меня… кремовые
- Чтобы вы знали, у шампиньонов пластинки грязно-розовые, темно-коричневые или даже черно-бурые. Грибы виновато опустили шапки.
- Опять нас никто не хочет собирать,- вскрикнул один.
- И почему мы родились ядовитыми? – добавил другой. А так хочется попасть в корзинку к другим грибам.
П. Машканцев.
Томка предлагает прочитать текст.
- Что такое текст?
- Хоровое чтение. Чтение цепочкой.

Почему в первом предложении в середине есть слово с большой буквы? Сколько слов в первом предложении?
Какие грибы в корзине у Гали? (Боровиком – называют белый гриб)
- А у Гены? (Поганки)
Найдите в тексте предложения соответствующие схеме на доске.
Ребята, если мухомор, поганки ядовитые грибы, можно ли их уничтожать? (Нет)
Почему? Мухомор является лекарством для животных. (например для лося)
А теперь прочитаем на доске скороговорку. Значит, говорю скоро, проговаривая четко все звуки.
В перелеске у пригорка
Собирал грибы Егорка.
IV. Закрепление
На парте у вас лежат листки. Я прочитаю вам текст. А вы следите за моим чтением, за интонацией.
Т.к. в тексте есть не только предложения с. на конце есть и? Он спрашивает
Дома вы подготовьте чтение на «5» и выучите скороговорку.
Наш урок подходит к концу.
Приближается Новый год, я проходила мимо домика наших друзей и в окне увидела, как готовятся к празднику Тимка и Томка, у них уже готовы елочные украшения, но они спутались, и они просят нас им помочь. Томка наряжает свою елочку только с гласными, обозначающими твёрдость согласного звука, а добрый Тимка с гласными, обозначающими мягкость согласного звука.


Они благодарят вас и в преддверии праздника принесли маленькие подарочки в этом мешочке.
За урок спасибо, все хорошо поработали
Итог: С какой буквой нас познакомили наши друзья? Дайте ей полную характеристику.