СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ё-О после шипящих в корне слов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание Ё-О после шипящих в корне слова

Просмотр содержимого документа
«Ё-О после шипящих в корне слов»

    Буквы Ё-О после шипящих в корне Урок русского языка в 5 классе   Буквы Ё-О после шипящих в корне.  Урок русского языка в 5 классе Приходько Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы, МКОУ Копёнкинская СОШ

Буквы Ё-О после шипящих в корне Урок русского языка в 5 классе

Буквы Ё-О после шипящих в корне.

Урок русского языка в 5 классе

Приходько Татьяна Валентиновна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ Копёнкинская СОШ

Словарно-орфографическая работа Современное ..дание, ..жечь дотла, ..брить волосы, ..гладить неприятное впечатление, ..дать кон­спект, ..дешний житель, бе..бородый, бе..цельный, в..бираться (на дерево), .. борный пункт, ..жатое изл..жение, предл..ать, предпо..ложение, прил..гательное, прол..жить.

Словарно-орфографическая работа

Современное ..дание, ..жечь дотла, ..брить волосы, ..гладить неприятное впечатление, ..дать кон­спект, ..дешний житель, бе..бородый, бе..цельный, в..бираться (на дерево), .. борный пункт, ..жатое изл..жение, предл..ать, предпо..ложение, прил..гательное, прол..жить.

Лингвистическая сказка В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справить­ся. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.  Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий . А какие шипящие согласные вы знаете?   Что мы еще о них знаем?

Лингвистическая сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справить­ся. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий .

  • А какие шипящие согласные вы знаете?  
  • Что мы еще о них знаем?
Лингвистическая сказка С буквами Я , Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё. То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Лингвистическая сказка

  • С буквами Я , Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё. То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.
  • Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Внимательно прочитайте слова Пчёлка, шелковый, шорты, щёчка, шоу, моло­дожёны, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей.  Значение каких слов вам незнакомо? Что общего между этими словами? Какой звук слышится после шипящих? Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё ?
  • Внимательно прочитайте слова

Пчёлка, шелковый, шорты, щёчка, шоу, моло­дожёны, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей.

  • Значение каких слов вам незнакомо?
  • Что общего между этими словами?
  • Какой звук слышится после шипящих?
  • Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё ?

Работа в тетрадях и на доске Запишите слова в два столбика: с буквой Ё и буквой О после шипящих. Пчёлка, шёлк, шорты, щёчка, шоу, моло­дожёны, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей . Подберите к каждому однокоренное слово. Какую особенность вы заметили? Сформулируйте самостоятельно правило. Познакомимся с правилом из учебника и сравним их.

Работа в тетрадях и на доске

  • Запишите слова в два столбика: с буквой Ё и буквой О после шипящих.

Пчёлка, шёлк, шорты, щёчка, шоу, моло­дожёны, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей .

  • Подберите к каждому однокоренное слово.
  • Какую особенность вы заметили?
  • Сформулируйте самостоятельно правило.
  • Познакомимся с правилом из учебника и сравним их.
Сделайте вывод Корень нужно проверить, подобрав однокоренные слова. Если в однокоренном слове пишется Е , то и в слове пишется Ё, если нет, то пишется О .  жёлудь – желудевый шёлк – шелковистый

Сделайте вывод

Корень нужно проверить, подобрав однокоренные слова.

Если в однокоренном слове пишется Е , то и в слове пишется Ё, если нет, то пишется О .

  • жёлудь – желудевый
  • шёлк – шелковистый

 С Буратино недавно произошла неприятная история. Послушайте ее и попробуйте найти в ней слова на изучаемое правило.   В сад пришел наш Буратино, А в саду крыжовник рос. Он услышал тихий шорох За кустом цветущих роз. Сразу стало интересно. Он накинул капюшон. Кто ж за розой? Неизвестно? Но не испугался он. Он вперед шагнул бесстрашно. Треск!.. И разорвался шов. «Мой капюшон! О, так ужасно!» И Буратино был таков.  Какие слова вам встретились в этом стихотворении? Обратите внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон. Прочитайте их вслух. Поставьте ударение в этих словах. Какая гласная пишется под ударением?

С Буратино недавно произошла неприятная история. Послушайте ее и попробуйте найти в ней слова на изучаемое правило.

В сад пришел наш Буратино,

А в саду крыжовник рос.

Он услышал тихий шорох

За кустом цветущих роз.

Сразу стало интересно.

Он накинул капюшон.

Кто ж за розой? Неизвестно?

Но не испугался он.

Он вперед шагнул бесстрашно.

Треск!.. И разорвался шов.

«Мой капюшон! О, так ужасно!»

И Буратино был таков.

  • Какие слова вам встретились в этом стихотворении?
  • Обратите внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон.
  • Прочитайте их вслух. Поставьте ударение в этих словах. Какая гласная пишется под ударением?

Вывод: есть такие слова, в которых гласная после шипящих под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами-исключениями. Их написание нужно запомнить. . Ш о мпол, ш о к о лад, ш о фёр, крыж о вник, Ш о в, ш о ссе, обж о ра, ш о рник, Капюш о н, ж о кей, чащ о ба, Ш о рох, ч о порный, трущ о ба. Составьте с этими словами словосочетания.

Вывод: есть такие слова, в которых гласная после шипящих под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами-исключениями. Их написание нужно запомнить.

.

Ш о мпол, ш о к о лад, ш о фёр, крыж о вник,

Ш о в, ш о ссе, обж о ра, ш о рник,

Капюш о н, ж о кей, чащ о ба,

Ш о рох, ч о порный, трущ о ба.

  • Составьте с этими словами словосочетания.
Словарь Маж о рный – бодрый, весёлый; (относится к музыке). Мажорное настроение(перен.). Ч о порный (о человеке) – строгий в соблюдении правил поведения. Ш о рник - мастер, изготовляющий конскую упряжь. Ж о кей - профессиональный наездник на скачках. Чащ о ба – чаща, глушь. Трущ о ба - 1) труднопроходимое место (лесные трущобы); 2) глушь, захолустье. Анч о ус - маленькие серебристые рыбки с зеленовато-черной полосой . Изж о га - это чувство жжения в области груди. Ш о мпол - стержень для чистки ствола в ручном. огнестрельном оружии Артиш о к - многолетнее южное огородное растение.

Словарь

  • Маж о рный – бодрый, весёлый; (относится к музыке). Мажорное настроение(перен.).
  • Ч о порный (о человеке) – строгий в соблюдении правил поведения.
  • Ш о рник - мастер, изготовляющий конскую упряжь.
  • Ж о кей - профессиональный наездник на скачках.
  • Чащ о ба – чаща, глушь.
  • Трущ о ба - 1) труднопроходимое место (лесные трущобы); 2) глушь, захолустье.
  • Анч о ус - маленькие серебристые рыбки с зеленовато-черной полосой .
  • Изж о га - это чувство жжения в области груди.
  • Ш о мпол - стержень для чистки ствола в ручном. огнестрельном оружии
  • Артиш о к - многолетнее южное огородное растение.
Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения  1. Определить часть слова. 2. Если орфограмма в корне, то подобрать однокоренное слово с Е. 3. Можно подобрать такое слово – пишем Ё. Нельзя подобрать такое слово — пишем О.   Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану.   Слова для анализа: чёрный, шоссе, жёлтый, шоколад.

Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения

1. Определить часть слова.

2. Если орфограмма в корне, то подобрать однокоренное слово с Е.

3. Можно подобрать такое слово – пишем Ё. Нельзя подобрать такое слово пишем О.

 

  • Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану.

 

  • Слова для анализа: чёрный, шоссе, жёлтый, шоколад.
Но существует одна особенность в правиле «Буквы ё – о после шипящих»   Если слово с корнем -ЖЁГ- (-ЖОГ-) является существитель­ным - пишем О, если глаголом - пишем Ё. Преступник ночью дом поджёг, Но, совершив такой поджог, Он и лицо себе обжёг. Так, получив большой ожог, Он был наказан за поджог.  Найдите слова-омофоны Сделайте вывод

Но существует одна особенность в правиле «Буквы ё – о после шипящих»

  • Если слово с корнем -ЖЁГ- (-ЖОГ-) является существитель­ным - пишем О, если глаголом - пишем Ё.

Преступник ночью дом поджёг,

Но, совершив такой поджог,

Он и лицо себе обжёг.

Так, получив большой ожог,

Он был наказан за поджог.

  • Найдите слова-омофоны
  • Сделайте вывод
 Закрепление изученного материала   1. Упр. 457 — комментированное письмо. 2. Упр. 458 — выразительное чтение, выполнение заданий (са­мостоятельно). 3. Упр. 459 — выполнение заданий (самостоятельно).

Закрепление изученного материала

  • 1. Упр. 457 — комментированное письмо.
  • 2. Упр. 458 — выразительное чтение, выполнение заданий (са­мостоятельно).
  • 3. Упр. 459 — выполнение заданий (самостоятельно).
 Словарная работа   Запишите слова, помещенные в рамке на с. 38, в тетрадь-словарик; составьте с ними словосочетания

Словарная работа

Запишите слова, помещенные в рамке на с. 38, в тетрадь-словарик; составьте с ними словосочетания

Тестовое задание В каком слове пропущена буква о?  1) ш..рстка;  2) расч..ска; 3) ч..лка;  4) ш..рох.

Тестовое задание

  • В каком слове пропущена буква о? 

1) ш..рстка;

2) расч..ска;

3) ч..лка;

4) ш..рох.

Подведение итогов Можно ли проверить ударением буквы ё — о после шипящих в корне?

Подведение итогов

Можно ли проверить ударением буквы ё — о после шипящих в корне?

Домашнее задание §86. 2. Упр. 460 — составить словарный диктант. 3. Рабочая тетрадь: задания 112, 113 (с. 58-59).

Домашнее задание

  • §86.

2. Упр. 460 — составить словарный диктант.

3. Рабочая тетрадь: задания 112, 113 (с. 58-59).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!