На доске вы видите несколько химических формул веществ. Как вы думаете, что их объединяет? С помощью наводящих вопросов ученики определяют, что в их состав входит металл и неметалл. Чем отличаются атомы металлов и неметаллов? Правильно, содержат разное число электронов на внешнем энергетическом уровне, разные атомные радиусы и поэтому обладают различной способностью к притягиванию чужих электронов. Атомы металлов имеют относительно большие атомные радиусы, небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне. Атомы же неметаллов имеют относительно небольшие атомные радиусы, большое число электронов на внешнем энергетическом уровне. Поэтому атомы металлов легко отдают свои электроны, превращаясь в положительно заряженные частицы - ионы, а атомы неметаллов принимают их, также превращаясь в ионы, но только отрицательно заряженные. Как же будет называться такая связь - ионная. Итак, как же мы сформулируем тему сегодняшнего урока. Тема сегодняшнего урока «Ионная связь». Ученики записывают число и тему. А теперь кто-то из вас попробует сформулировать цель сегодняшнего урока. Ребята пробуют определить цель урока. Итак, цель сегодняшнего урока ознакомиться с механизмом возникновения ионной связи и свойствах веществ с данным видом связи. Связь между разноименно заряженными ионами в результате электростатических сил притяжения называется ионной. (Уч.стр…) Задание для всех учащихся: нарисовать схемы строения атомов натрия и хлора. Как известно, при образовании химической связи каждый атом стремится к завершению внешнего электронного слоя (как у инертных газов). У атома натрия один валентный электрон, до завершения недостает семи электронов. У атома хлора семь валентных электронов, до завершения недостает одного электрона. Поэтому атому натрия легче отдать один электрон хлору и тогда его внешний электронный слой станет завершенным. Атому хлора легче принять электрон и тогда его внешний слой тоже будет завершенным. Смещение электронов происходит от атомов с меньшей электроотрицательностью к атомам с большей электроотрицательностью. При этом атомы превращаются в ионы, Ионы — это заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов. Атомы натрия превращаются в положительные ионы Na+, а атомы хлора в отрицательные ионы Cl-. Из курса физики известно, что положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются. Рассмотрим образование ионной связи на примере соединения хлорида натрия: атом ион Na + 11) ) ) - е → Na + 11) ) 2 8 1 2 8 атом ион Cl + 17 ) ) ) + e → Cl + 17 ) ) ) 2 8 7 2 8 8 Na0 - 1ē → Na+ Cl0 + ē → Cl- Na0 + Cl0 → Na+Cl- ионное соединение Число электронов изменилось. У натрия на один электрон больше, а у хлора на один электрон меньше. Ребята, на примере данной схемы попробуйте сформулировать выводы. Отвечая на наводящие вопросы, учащиеся формулируют выводы, которые записывают в тетрадь: 1. Связь возникает между металлами и неметаллами. 2. В процессе образования связи электроны от атомов металлов переходят к атомам неметаллов. 3. Атомы металлов и неметаллов превращаются в ионы. 4. Связь, возникающая между ионами, называется ионной. 5. Связь поддерживается за счет сил электростатического притяжения. Все ионные соединения - твердые вещества. Твердые вещества называют кристаллическими. Ионы занимают строго определенные точки в пространстве. Если эти точки соединить, образуется каркас, который называют кристаллической решеткой (демонстрируем решетку хлорида натрия). В узлах решетки находятся ионы. Решетка называется ионной. Ионная связь очень прочная, поэтому ионные соединения твердые, тугоплавкие. Большинство из них хорошо растворимы в воде. Вы можете это проверить. У вас на столах в пробирках находятся вещества в кристаллическом состоянии. Проведите опыт, доказывающий растворимость веществ воде. Но прежде , какие правила техники безопасности необходимо соблюдать? В каждую пробирку добавьте немного воды. Что наблюдаете? Обратите внимание, что вещества и в твердом состоянии, и в растворах имеют окраску. |