СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ионная химическая связь

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ионная химическая связь»

Тема урока: «Ионная химическая связь».

Цель:  формирование знаний о механизме образования ионной связи и умений по формулам химических веществ определять ионную связь, а также формирование понятий о единой природе химической связи в соединениях; о катионах и анионах, между которыми возникает ионная связь.  

4. Планируемые образовательные результаты: обучающиеся по окончании изучения темы должны

знать определения таких понятий как «химическая связь», «ион», «ионная связь»;

уметь определять ионную химическую связь в соединениях.

5. Программные требования к результатам.


Личностные

Метапредметные

Предметные

• Демонстрировать ответственное отношение к обучению и проявлять интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов;

• проявлять уважительное отношение к старшим (учителю) и одноклассникам и результатам их деятельности;

• оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность и способы ее корректировки;

• развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

руководствоваться этическими нормами (взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.



Познавательные: 

• делать выводы; давать определения действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями;

• осуществлять поиск информации (из материалов учебника, ПСХЭ), работать с различными источниками информации; сравнивать и анализировать информацию,

• уметь воспроизводить информацию по памяти;

• формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;

Регулятивные:

• организовывать свою учебную деятельность самостоятельно и при помощи одноклассников,

• адекватно воспринимать информацию учителя,

• уметь определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев;

• владеть основами самоконтроля и самооценки;

• составлять план ответа, работать с текстом параграфа и его компонентами;

• проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий;

Коммуникативные:

 • участвовать в  групповой работе,

уметь слушать собеседника, понимать и (или) принимать его точку зрения;

 • оценивать высказывания, свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах;

• владеть монологом и диалогом в соответствии с нормами публичной речи и соблюдать регламент в монологе и дискуссии;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.


Знать: 

• положительно и отрицательно заряженные ионы;

• механизм образования ионной химической связи.



Уметь: 

• устанавливать причинно - следственные связи: состав вещества - вид химической связи - свойства;

• уметь составлять схемы образования молекул соединений с ионной связью;

• делать выводы, анализировать и обобщать полученные знания.



Владеть: 

• навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания.


6. Мировоззренческая идея: формирование системы химических знаний как компонента познания естественнонаучной картины мира.

7. Программное содержание: изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Межпредметные связи: биология, физика, география

План изучения материала. I. Организационный момент (1 минута) II. Актуализация знаний (4 минуты) III. Изучение нового материала (25 минут) IV. Первичное закрепление изученного материала (10 минут) V. Рефлексия (2 минуты)

VI. Подведение итогов урока (2 минуты)

VII. Домашнее задание (1 минута)

9. Основные понятия:  ионы, ионная связь.

10. Технология: интерактивного обучения (работа в группах).

11. Тип урока: изучение нового материала.

12. Форма урока:  традиционная.

13. Методы обучения: проблемный.

14. Оборудование:  ПСХЭ  Д.И. Менделеева, интерактивная доска. Учебник Химия. 11класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ На демонстрационном столе: модель кристаллической решетки хлорида натрия; растворы веществ: NaCl; CuSO4; FeCl3 .


Этапы урока

Содержание учебной деятельности

  1. Актуализация знаний

Актуализация знаний Фронтальная беседа по вопросам:

1. Как изменяется радиус атома в периоде слева направо?

(уменьшается)

2. Как изменяются свойства химических элементов с увеличением порядкового номера в периодах? Почему?

(слева направо в периодах с увеличением порядкового номера элемента металлические свойства ослабевают, неметаллические усиливаются, т.к. радиус ядра атома уменьшается, количество энергетических уровней не изменяется, число электронов на последнем энергетическом уровне возрастает.)

3. Как изменяются свойства химических элементов с увеличением порядкового номера в группах (главных подгруппах)? Почему?

(Сверху вниз металлические свойства в группах с увеличением порядкового номера элемента усиливаются, неметаллические ослабевают, т.к. радиус ядра атома увеличивается, количество энергетических уровней увеличивается, число электронов на последнем энергетическом уровне не изменяется.)

4. Что представляет собой электрон?

(Сгусток отрицательного заряда, непрерывно движутся вокруг ядра с огромной скоростью, обладают разным запасом энергии).

5. Чем же отличаются наружные электронные слои металлов и неметаллов?

(у металлов на внешнем электронном слое один, два, реже три электронов, их валентный слой далек до завершения; электронный слой неметаллов стремится к завершению)

6. С какими простыми веществами могут взаимодействовать металлы?

(Металлы взаимодействуют с неметаллами).

  1. Создание учебной ситуации:

  • мотивация

  • постановка учебной задачи

 Атомы большинства химических элементов не могут существовать поодиночке.

 Исключение составляют инертные газы, имеющие завершённые внешние уровни. Назовите их.  (He,Ne,Ar,Kr,Xe,Rn).

 Молекулы этих элементов одноатомны.

 Атомы всех остальных элементов связываются между собой и образуют различные простые и сложные вещества, число атомов в которых может изменяться от двух до нескольких тысяч. Атомы удерживаются вместе благодаря наличию химической связи.

Химическая связь — это взаимодействие, которое объединяет атомы в более сложные системы —  молекулы или кристаллы.

Причины образования химической связи:

  • неустойчивость  атомов с незавершённым внешним уровнем и стремление к его заполнению;

  • стремление к минимуму энергии.

По современным данным химическая связь определяется взаимодействием положительно заряженных ядер и отрицательно заряженных электронов.

Значит, природа химической связи электростатическая.

 В свободном  атоме электроны притягиваются только к ядру собственного атома.                           

 Когда два атома приближаются друг к другу, между их ядрами и электронами начинают действовать силы отталкивания.

 Но появляются также силы притяжения между ядром одного атома и электронами другого.       Ставим проблему: для достижения завершенного внешнего уровня необходимо 8 электронов. В данном случае не может идти речь об отдаче и принятии электронов, поскольку атомы совершенно идентичны. Остается единственный способ – сделать внешние электроны общими для обоих атомов.

Если сближаются 2 атома и у каждого из них есть по одному внешнему неспаренному электрону, то эти электроны объединяются и становятся общими для обоих атомов, у которых, тем самым, формируется завершенный внешний восьми электронный уровень

  1. Организация познавательной деятельности

На доске вы видите несколько химических формул веществ.

Как вы думаете, что их объединяет? С помощью наводящих вопросов ученики определяют, что в их состав входит металл и неметалл. Чем отличаются атомы металлов и неметаллов? Правильно, содержат разное число электронов на внешнем энергетическом уровне, разные атомные радиусы и поэтому обладают различной способностью к притягиванию чужих электронов. Атомы металлов имеют относительно большие атомные радиусы, небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне. Атомы же неметаллов имеют относительно небольшие атомные радиусы, большое число электронов на внешнем энергетическом уровне. Поэтому атомы металлов легко отдают свои электроны, превращаясь в положительно заряженные частицы - ионы, а атомы неметаллов принимают их, также превращаясь в ионы, но только отрицательно заряженные. Как же будет называться такая связь - ионная. Итак, как же мы сформулируем тему сегодняшнего урока.

Тема сегодняшнего урока «Ионная связь».

Ученики записывают число и тему. А теперь кто-то из вас попробует

сформулировать цель сегодняшнего урока. Ребята пробуют определить цель урока. Итак, цель сегодняшнего урока ознакомиться с механизмом возникновения ионной связи и свойствах веществ с данным видом связи.

Связь между разноименно заряженными ионами в результате электростатических сил притяжения называется ионной. (Уч.стр…)

Задание для всех учащихся: нарисовать схемы строения атомов натрия и хлора.

Как известно, при образовании химической связи каждый атом стремится к завершению внешнего электронного слоя (как у инертных газов).

У атома натрия один валентный электрон, до завершения недостает семи электронов. У атома хлора семь валентных электронов, до завершения недостает одного электрона. Поэтому атому натрия легче отдать один электрон хлору и тогда его внешний электронный слой станет завершенным. Атому хлора легче принять электрон и тогда его внешний слой тоже будет завершенным. Смещение электронов происходит от атомов с меньшей электроотрицательностью к атомам с большей электроотрицательностью. При этом атомы превращаются в ионы,

Ионы — это заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов. Атомы натрия превращаются в положительные ионы Na+, а атомы хлора в отрицательные ионы Cl-. Из курса физики известно, что положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.

Рассмотрим образование ионной связи на примере соединения хлорида натрия:

атом ион

Na + 11) ) ) - е → Na + 11) )

2 8 1 2 8

атом ион

Cl + 17 ) ) ) + e → Cl + 17 ) ) )

2 8 7 2 8 8

Na0 - 1ē → Na+
Cl0 + ē → Cl-
Na0 + Cl0 → Na+Cl- ионное соединение

Число электронов изменилось. У натрия на один электрон больше, а у хлора на один электрон меньше. Ребята, на примере данной схемы попробуйте сформулировать выводы.

Отвечая на наводящие вопросы, учащиеся формулируют выводы,

которые записывают в тетрадь:

1. Связь возникает между металлами и неметаллами.

2. В процессе образования связи электроны от атомов металлов переходят к атомам неметаллов.

3. Атомы металлов и неметаллов превращаются в ионы.

4. Связь, возникающая между ионами, называется ионной.

5. Связь поддерживается за счет сил электростатического притяжения.

Все ионные соединения - твердые вещества. Твердые вещества называют кристаллическими. Ионы занимают строго определенные точки в пространстве. Если эти точки соединить, образуется каркас, который называют кристаллической решеткой (демонстрируем решетку хлорида натрия). В узлах решетки находятся ионы. Решетка называется ионной. Ионная связь очень прочная, поэтому ионные соединения твердые, тугоплавкие. Большинство из них хорошо растворимы в воде. Вы можете это проверить. У вас на столах в пробирках находятся вещества в кристаллическом состоянии. Проведите опыт, доказывающий растворимость веществ воде. Но прежде , какие правила техники безопасности необходимо соблюдать?

В каждую пробирку добавьте немного воды. Что наблюдаете?

Обратите внимание, что вещества и в твердом состоянии, и в растворах имеют окраску.

  1. Подведение итогов:

  • Контроль/самоконтроль

  • Оценка/самооценка/

1.В каком ряду находятся вещества только с ионной связью – назвать выбранные вещества, указать заряды ионов:

1) AlCl3, H2O, NH3;

2) Li2O, KBr, CaS;
3) Na2O, SO3, Cl2.

Самост.работа

1Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ с ионной связью.

I вариант

NH3

Ca S

MgCl2

H2O

KCl

O2

Na2O

SO2

BaF2

2.В каком ряду находятся вещества только с ионной связью – назвать выбранные вещества, указать заряды ионов:

А) K2O; Na2S; LiCl

Б) MgO; H2O; H2S

В) H2SO4; CO2; Cl2

II вариант

1.Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ с ионной связью

Mg

CuS

H2S

KF

Na2S

BaO

Na3N

CO2

PH3

2. В каком ряду находятся вещества только с ионной связью – назвать выбранные вещества:

А) H2S; NH3;O2

Б) K HCl HF

В) NaF; K2SO4; Ca2N3


Рефлексия

Есть ли у кого - то вопросы по пройденному материалу?

Демонстрация коллекции природных соединений с ионным типом связи

Домашние задание

Выучите понятия. Напишите схему образования химической связи в молекуле

Na2S,KI,CaO,BaBr2.