СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ионная химическая связь

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить механизм образования ионной химической связи.

Просмотр содержимого документа
«Ионная химическая связь»

Тема урока: «Ионная связь»

Цель: изучить механизм образования ионной химической связи.

Задачи:

Образовательные: Повторить, скорректировать и закрепить знания по теме «Строение атомов»; Ввести понятия «ионы», «ионная связь»; Изучить новый тип химической связи – ионную связь, ее природу и условия образования; Обучить навыкам сравнения схем строения нейтральных атомов и ионов.

Развивающие: Закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме; Закрепить понятия о металлах и неметаллах; Формировать умения определять вид ионной химической связи.

Воспитательные: Воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день! В начале урока давайте вспомним с вами тот материал, который изучался нами на предыдущем уроке.

На прошлом уроке мы с вами строение электронных оболочек атомов. Дома Вам необходимо было это закрепить упражнениями 5,6 после параграфа 9. Какие вопросы?

Проверка Д/з

2. Актуализация знаний.

Как изменяются свойства химических элементов с увеличением порядкового номера в периодах? Почему? (Слева направо в периодах с увеличением порядкового номера элемента металлические свойства ослабевают, неметаллические усиливаются, т.к. радиус ядра атома уменьшается, количество энергетических уровней не изменяется, число электронов на последнем энергетическом уровне возрастает).

Как изменяются свойства химических элементов с увеличением порядкового номера в группах (главных подгруппах)? Почему? (Сверху вниз металлические свойства в группах с увеличением порядкового номера элемента усиливаются, неметаллические ослабевают, т.к. радиус ядра атома увеличивается, количество энергетических уровней увеличивается, число электронов на последнем энергетическом уровне не изменяется).

Давайте с вами вспомним, что такое металлы и что такое неметаллы? (Металлы – это химические элементы, которые отдают электроны с последнего энергетического уровня при химическом взаимодействии, а неметаллы – это элементы, которые принимают электроны на последний энергетический уровень).

А каков результат приема – отдачи электронов для атомов металлов и атомов неметаллов? Атомы металлов отдают электроны и получают на предпоследнем энергетическом уровне 8 электронов (исключение – металлы II-го периода), добиваясь состояния инертных газов, а атомы неметаллов, принимая электроны на последний уровень, получают 8 электронов на последний уровень, тем самым приобретают состояние благородных газов.

3. Изучение нового материала.

В большом семиэтажном доме на 3 этаже жил был Хлор. Была у Хлора, как у всех неблагородных элементов, своя заветная мечта. Очень завидовал он Аргону – благородному газу, у которого был завершен третий энергетический уровень. Всего одного электрона не хватало Хлору для полного счастья. Вот и решил наш герой, во что бы то ни стало заполучить этот недостающий электрон.

Однажды встретил Хлор Натрий, у которого на внешнем энергетическом уровне был 1 электрон. Хлор попросил отдать или подарить ему его. Но Натрий не так легко было уговорить.

-Что ты, я тоже мечтаю быть благородным! Мне нужно найти 7 электронов, и я стану похожим на Аргон! Сказал Натрий.

Тут Хлор решил прибегнуть к хитрости: «Давай объединим свои электроны, и, когда они будут общими, я стану похожим на Аргон и ты станешь похожим на Аргон!»

Так они и решили. Вот так образовалась молекула хлорида натрия. Обрадовался Натрий, загордился. Но недолго ему пришлось радоваться, так как хитрый и жадный Хлор притянул к себе общую электронную пару, и остался Натрий совсем без своего любимого электрона. Очень не понравилось ему это, решил он уйти от Хлора. Но не смог, так как без электрона превратился он в ион. Назвали люди Натрий – восстановителем, а Хлор – окислителем, реакцию – окислительно-восстановительной, а такую связь ионной.

Давайте запишем с вами сегодняшнее число и тему урока: «Ионная химическая связь».

Цель нашего урока:

  1. Познакомить учащихся с ионами и ионной химической связью.

  2. Научить записывать схемы образования ионной вязи между атомами типичных металлов и неметаллов.


Когда металлы отдают электроны, а неметаллы присоединяют электроны, они уже не будут атомами – электронейтральными частичками, которые содержат одинаковое число протонов и электронов, а станут заряженными частицами – ионами.

Запишите общие схемы перехода электронов для металлов и неметаллов -

Me0 – nē → Me+n

неMe0 + nē → неMe-n

А теперь давайте запишем определение, что такое положительные и отрицательные ионы, для этого откройте страницу учебника, найдите и выпишите определения катиона и аниона.

Чуть позднее в курсе физике вы будете изучать понятия «ион», «анион», «катион».

А что происходит между противоположно заряженными частицами – ионами? (Противоположно заряженные частицы притягиваются).

В результате этого притяжения возникает ионная химическая связь– связь между положительно и отрицательно заряженными частичками (ионами), в которые превратились атомы металлов и неметаллов в результате отдачи или присоединения электронов – это определение запишите к себе в тетрадь. Теперь давайте с вами научимся составлять схемы образования ионной связи с помощью алгоритма для CaF2.

1. Определить число внешних электронов у атома металла и, следовательно, заряд иона, в который он превратится в результате отдачи этих электронов:

Ca0 – 2ē → Ca2+

2. Определить число внешних электронов у атома неметалла и, следовательно, число недостающих до 8 электронов и соответственно заряд получившегося при приеме этих электронов иона:

F0 + 1ē → F-

3. Найти наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов (в нашем случае оно = 2) и определить число атомов металла, которое нужно взять, чтобы они отдали это наименьшее общее кратное число электронов (1 атом Ca) и число атомов неметалла, чтобы они приняли это наименьшее общее кратное число электронов (2 атома F – 2:1)

4. Записать схему образования ионной связи между атомами металла и неметалла:

Ca0 + 2F0 → Ca2+ + 2F- → Ca2+F2-

4. Физминутка

5. Закрепление материала

Памятка к уроку

1.Если общая электронная пара образуется между атомами неметаллов разными и по значению ЭО, то общая электронная пара практически полностью

смещается в сторону более электроотрицательного атома.

2.Ионная связь образуется между атомами 1А и 2А (типичные металлы) с одной стороны и 6А и 7А группами с другой (типичные неметаллы).

3. Ионы – атомы или группа атомов (частицы), которые имеют положительный или отрицательный заряд.

4. Ионы бывают: а) простые (Н+, Nа+) и сложные (SО42-; РО43-)

Б) положительные (катионы) и отрицательные (анионы)

5.Одноименные частицы отталкиваются, а разноименные притягиваются (природа химической связи)

6. Ионная связь - химическая связь, которая возникает за счет притяжения разноименных ионов.

7. К веществам с ионной связью относят: соли, оксиды, основания.

8. Атомы металла при образовании ионной связи, как правило, отдают электроны, а атомы неметалла, как правило, принимают электроны.


а) KBr:

K0 – 1e — K1+Br0 + 1e — Br1–.

б) AlCl3:

Al0 – 3e — Al3+, Cl0 + 1e — Cl1–.


а) MgF2:

Mg0 – 2e — Mg2+, F+ 1e — F1–.

б) NaBr:

Na0 – 1e — Na1+, Br+ 1e —Br 1–.


K2O      Na2S      LiCl

Ионы – это заряженные частицы, в которые превратились атомы в результате отдачи или присоединения электронов.

Связь, которая возникает в результате взаимодействия между ионами, называется ионной.

6. Домашнее задание: пар. 10, упражнения 1,2,4.

7. Подведение итогов урока: сегодня на уроке мы с вами изучили еще один тип химической связи.

1. Ребята, нам удалось сохранить доброжелательную атмосферу к концу урока?

2. Научились ли мы определять в зависимости от молекулярной формулы, относится ли данное вещество к веществу с ионным типом связи?

3. Что было самым трудным?

4. Что нужно сделать, чтобы избежать трудностей?

У каждого из вас на столах есть кружочки разного размера. Уходя из кабинета, я предлагаю Вам распределить их по 3 сосудам: самый большой - я доволен на уроке собой и справлюсь с предложенным домашнем заданием; средний – для успешного выполнения домашнего задания мне необходимо еще раз внимательно изучить пар; самый маленький – сегодня я работал неактивно и возможно домашнее задание выполнять не буду.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!