СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке дети познакомятся с историей гжельской росписи  и приемами ее выполнения, с историей гжельской росписи  и техникой  исполнения элементов росписи. Мы будем формировать навыки работы с художественными материалами; развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность и воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру,  чувство гордости за традиционное искусство своего народа и других народов России.

Просмотр содержимого документа
«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

5 класс

Раздел 2. «Связь времен в народном искусстве».


Тема: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла». Урок 1.

Тип урока:

Цель урока:

Задачи урока:

А) образовательные



Б) развивающие



В) воспитательные



Методы и методические приемы:

Оборудование урока для учителя:





Для обучающихся:







Структура урока:





















Содержание урока:

Организационное начало.

Проверка готовности детей к уроку.

Повторение изученного материала.





















































Постановка задач.





Объяснение нового материала.















































































Практическая работа учащихся.





















































Итоги урока.









Окончание урока.

Комбинированный.

Ознакомление с историей гжельской росписи и приемами ее выполнения.

Знакомить обучающихся с историей гжельской росписи и техникой исполнения элементов росписи.

Формировать навыки работы с художественными материалами;

развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность.

Воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, чувство гордости за традиционное искусство своего народа и других народов России.



Словесные, наглядные, практические.

/

репродукции с изображениями произведений гжельской росписи, раздаточный материал с изображением элементов гжельской росписи и орнаментальных композиций. Таблица с изображением предметов гжельской росписи, мел, доска, гуашь, кисти, лист бумаги, баночка с водой.


альбом, краски гуашевые, кисти беличьи, простой карандаш, баночка для воды, палитра, тряпочка.



  1. Организационное начало (1 мин.)

  2. Проверка готовности детей к уроку (1 мин.)

  3. Постановка целей и задач урока (1 мин.)

  4. Повторение изученного материала на тему «Древние корни народного искусства; народные промыслы» (2 мин)

  5. Объяснение нового материала (15 мин.)

  6. Практическая работа обучающихся (20 мин.)

  7. Итоги урока, задание на дом (3 мин.)

  8. Рефлексия (1 мин.)

  9. Окончание урока (1 мин.)







Здравствуйте!

Я рада приветствовать вас и наших гостей сегодня на уроке.

Ребята, посмотрите с чем вы пришли на урок? Что лежит у вас на партах? Молодцы. К уроку все готовы.

Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца теплыми и добрыми чувствами.

Ребята, давайте вспомним, что мы изучили на прошлых уроках, чему научились?

Я предлагаю вам поиграть, (класс делится на 2 команды, для каждой из команд вопросы), я буду задавать для каждой из команд вопросы, вы выбираете из двух ответов один правильный.

Вопросы:


1. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д.:

а) водные знаки;  б) солярные знаки.

2. Как называются постройки из дерева:

а,) зодчество;  б,) архитектура.

3. Орудие для ручного прядения

а) прялка;  б) иголка.

Тест№2

4. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу:

а) роспись; б) вышивка

5. Как называется главный угол в избе:

а) красный,. б,) синий.

6. Где находились лавки в избе:

а) вокруг стола,  б) вдоль стен.

А теперь общий вопрос для обеих команд:

Что такое промысел? А где можно посмотреть определение этому слову? (словарь, книга, интернет).

Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия. Это труд, который заслуживает похвалы, награды и восхищения.

А какие промыслы народного искусства знаете вы? (показываю картинки: вышивка, росписи, игрушки, глиняная посуда, изделия из дерева и ткани, резьба по дереву).

Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься?

Да, мы будем рассматривать народные промыслы.

Я бы хотела вас познакомить с одним из народных промыслов, как роспись. Посмотрите на картинки, знакомы ли вы с этими росписями? Знаете ли вы, что существует много видов росписи? (Показываю картинки различных видов росписи).

Чем они отличаются друг от друга? (цвет, элементы)

Давайте определим, какую роспись мы с вами будем рассматривать сегодня. (На экране тема урока: Искусство_____. Истоки и современное развитие промысла) Вы видите одно слово пропущено, найдем его (на доске перевернутые квадраты с буквами, дети по очереди выходят и переворачивают их – слово Гжель).

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель. 
Это называется
Просто роспись… (Гжель.)

На экране картинки с гжельской росписью.

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.

Ребята, а что бы хотели узнать об этой росписи?

(Дети дают ответ)

Чему мы должны сегодня научиться?

-Познакомиться с искусством Гжели.

-Узнать о Гжели,

Об особенностях этого промысла и о приемах росписи

Вывод:

Сегодня мы узнаем, что такое Гжель. Научимся выполнять элементы росписи  кистью и красками.

  • Как вы считаете, зачем нам нужно изучение этой темы? Где нам пригодятся эти знания?

Вам понятна тема и цели?

  • -Вот теперь мы можем приступить к достижению целей и задач, которые вы запланировали для себя.


 

Снежно – белая посуда, расскажи – ка, ты откуда?  

(детям раздаю слова, они выходят и читают).


Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Московской области, 60 км от Москвы.

Своё название деревня получила от слова «жгель», т. е. «жечь» или «обжечь»

История промысла. Начиналось всё с глины. (глину дать детям рассмотреть).

Издавна жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все в этой местности занимались гончарством.

Глину копали сами. Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями. Всем хотелось напасть на хорошую глину.

Когда мастер отец заканчивал свою работу звал детей своих.

Мальчишки помогали обливать глазурью. Девочки раскрашивали.

Потом всю посуду несли на обжиг в печку. Кроме утвари лепил отец детишкам и глиняные свиристели и фигурки.

Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству.

Простую, обыденную вещь мастер превращал в сказочный предмет; по сюжетам  можно узнать чем занимались люди, как отдыхали……

Изначально, Гжель была из красной глины многоцветной, цветы жёлтые, красные и зелёные.

Как же она называлась? Найдите в учебнике, название.

Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, цвет неба и воды. Агашка - Роза является главным узором.

 Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

Как же мастера гжельской росписи создавали такую красоту? Вы хотите узнать? А научиться?

Хорошо, тогда приступим. Нам понадобится белый лист, синяя или голубая краска, кисть среднего размера и вода. А теперь повторяем за мной.

Мастера гжельской росписи расписывая изделия используют такие технические приемы росписи как:

    1. Мазок на одну сторону или мазок тенями – одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти.

    2. Четкие мазки с разным нажимом кисти.

    3. Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики)

Тренировка в выполнении элементов: капелька, цветы из капельки, односторонний стебелек, двусторонний стебелек, бордюры.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!


Везде ли на рисунках цвет синий одинаковый?

- а как можно получить такие оттенки?

Учитель обращает внимание детей, что у них в палитре есть 2 цвета: синий и белый. Именно эти 2 цвета совершают сказочные чудеса.


Динамическая пауза

(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).

По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
И красненьким и жёлтеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

Возьму у солнца чашку я,

Водички я напьюсь.

И хохломскому мастеру

За это поклонюсь.


Рефлексия.

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Чему новому научились?

А у всех все получилось?

А как вы думаете, почему не все получилось?

Правильно, нужно больше тренироваться. На следующем уроке у нас будет такая возможность. (показываю картинки расписанного чайника и не расписанного)

Скажите какой вам нравится больше?

Какой красивее? На след уроке вы попробуете создать красивый чайник.

Заключительное слово учителя.

Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки.

На следующем уроке мы продолжим рассматривать эту роспись и попробуем с вами расписать изделие гжельской росписью. Для того, чтобы у нас все получилось вам необходимо будет прочитать тему в учебнике, взять альбомы, краски.

Мы с вами хорошо поработали, а сейчас, ребята, помогите мне все убрать.

























































































Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ



Вопрос

Ответ

















































Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ