Комбинированный. Ознакомление с историей гжельской росписи и приемами ее выполнения. Знакомить обучающихся с историей гжельской росписи и техникой исполнения элементов росписи. Формировать навыки работы с художественными материалами; развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность. Воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, чувство гордости за традиционное искусство своего народа и других народов России.
Словесные, наглядные, практические. / репродукции с изображениями произведений гжельской росписи, раздаточный материал с изображением элементов гжельской росписи и орнаментальных композиций. Таблица с изображением предметов гжельской росписи, мел, доска, гуашь, кисти, лист бумаги, баночка с водой. альбом, краски гуашевые, кисти беличьи, простой карандаш, баночка для воды, палитра, тряпочка.
Организационное начало (1 мин.) Проверка готовности детей к уроку (1 мин.) Постановка целей и задач урока (1 мин.) Повторение изученного материала на тему «Древние корни народного искусства; народные промыслы» (2 мин) Объяснение нового материала (15 мин.) Практическая работа обучающихся (20 мин.) Итоги урока, задание на дом (3 мин.) Рефлексия (1 мин.) Окончание урока (1 мин.)
Здравствуйте! Я рада приветствовать вас и наших гостей сегодня на уроке. Ребята, посмотрите с чем вы пришли на урок? Что лежит у вас на партах? Молодцы. К уроку все готовы. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца теплыми и добрыми чувствами. Ребята, давайте вспомним, что мы изучили на прошлых уроках, чему научились? Я предлагаю вам поиграть, (класс делится на 2 команды, для каждой из команд вопросы), я буду задавать для каждой из команд вопросы, вы выбираете из двух ответов один правильный. Вопросы: 1. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д.: а) водные знаки; б) солярные знаки. 2. Как называются постройки из дерева: а,) зодчество; б,) архитектура. 3. Орудие для ручного прядения а) прялка; б) иголка. Тест№2 4. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу: а) роспись; б) вышивка 5. Как называется главный угол в избе: а) красный,. б,) синий. 6. Где находились лавки в избе: а) вокруг стола, б) вдоль стен. А теперь общий вопрос для обеих команд: Что такое промысел? А где можно посмотреть определение этому слову? (словарь, книга, интернет). Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия. Это труд, который заслуживает похвалы, награды и восхищения. А какие промыслы народного искусства знаете вы? (показываю картинки: вышивка, росписи, игрушки, глиняная посуда, изделия из дерева и ткани, резьба по дереву). Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься? Да, мы будем рассматривать народные промыслы. Я бы хотела вас познакомить с одним из народных промыслов, как роспись. Посмотрите на картинки, знакомы ли вы с этими росписями? Знаете ли вы, что существует много видов росписи? (Показываю картинки различных видов росписи). Чем они отличаются друг от друга? (цвет, элементы) Давайте определим, какую роспись мы с вами будем рассматривать сегодня. (На экране тема урока: Искусство_____. Истоки и современное развитие промысла) Вы видите одно слово пропущено, найдем его (на доске перевернутые квадраты с буквами, дети по очереди выходят и переворачивают их – слово Гжель). Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре – Синяя купель. Это называется Просто роспись… (Гжель.) На экране картинки с гжельской росписью. «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Ребята, а что бы хотели узнать об этой росписи? (Дети дают ответ) Чему мы должны сегодня научиться? -Познакомиться с искусством Гжели. -Узнать о Гжели, Об особенностях этого промысла и о приемах росписи Вывод: Сегодня мы узнаем, что такое Гжель. Научимся выполнять элементы росписи кистью и красками. Вам понятна тема и цели? Снежно – белая посуда, расскажи – ка, ты откуда? (детям раздаю слова, они выходят и читают). Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т. е. «жечь» или «обжечь» История промысла. Начиналось всё с глины. (глину дать детям рассмотреть). Издавна жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями. Всем хотелось напасть на хорошую глину. Когда мастер отец заканчивал свою работу звал детей своих. Мальчишки помогали обливать глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг в печку. Кроме утвари лепил отец детишкам и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Простую, обыденную вещь мастер превращал в сказочный предмет; по сюжетам можно узнать чем занимались люди, как отдыхали…… Изначально, Гжель была из красной глины многоцветной, цветы жёлтые, красные и зелёные. Как же она называлась? Найдите в учебнике, название. Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, цвет неба и воды. Агашка - Роза является главным узором. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Как же мастера гжельской росписи создавали такую красоту? Вы хотите узнать? А научиться? Хорошо, тогда приступим. Нам понадобится белый лист, синяя или голубая краска, кисть среднего размера и вода. А теперь повторяем за мной. Мастера гжельской росписи расписывая изделия используют такие технические приемы росписи как: Мазок на одну сторону или мазок тенями – одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. Четкие мазки с разным нажимом кисти. Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики) Тренировка в выполнении элементов: капелька, цветы из капельки, односторонний стебелек, двусторонний стебелек, бордюры. Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Везде ли на рисунках цвет синий одинаковый? - а как можно получить такие оттенки? Учитель обращает внимание детей, что у них в палитре есть 2 цвета: синий и белый. Именно эти 2 цвета совершают сказочные чудеса. Динамическая пауза (Учащиеся выполняют упражнения за учителем). По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками). И любо мне, и весело, Смотрю по сторонам, И красненьким и жёлтеньким Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами). Возьму у солнца чашку я, Водички я напьюсь. И хохломскому мастеру За это поклонюсь. Рефлексия. Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему новому научились? А у всех все получилось? А как вы думаете, почему не все получилось? Правильно, нужно больше тренироваться. На следующем уроке у нас будет такая возможность. (показываю картинки расписанного чайника и не расписанного) Скажите какой вам нравится больше? Какой красивее? На след уроке вы попробуете создать красивый чайник. Заключительное слово учителя. Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. На следующем уроке мы продолжим рассматривать эту роспись и попробуем с вами расписать изделие гжельской росписью. Для того, чтобы у нас все получилось вам необходимо будет прочитать тему в учебнике, взять альбомы, краски. Мы с вами хорошо поработали, а сейчас, ребята, помогите мне все убрать. |