Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Урок- презентация в 5 классе по ИЗО программа Б.М.Неменского
Автор : Найданова Соелма Дондоковна
Цель : ознакомить учащихся с искусством Гжели.
Задачи урока:
Образовательные:
- научить учащихся определённым методам и техническим приёмам работы;
- расширить эстетическое познание о народном декоративно-прикладном искусстве.
Развивающие:
- прививать интерес к изучению декоративно-прикладного искусства;
- развивать творческие способности и художественный вкус;
- развивать эстетическое восприятие, чувство формы и узора, ритма,
цвета.
Воспитательные:
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру; любовь к Родине, уважение к её культуре и труду народных умельцев;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость и внимание .
Гжель – название народного «сине- белого» гончарного промысла, керамический центр России.
Родина Гжели – подмосковный регион. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы.
Издавна край был богат залежами гончарных глин. Из глины делали посуды, сувениры. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.
В истории Гжели были не только творческие взлеты, но и периоды забвения, но, к счастью всегда находились люди, возрождавшие традиционное искусство гжельских мастеров
Гжельский фарфор - это вазы, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры
Фарфо́р — вид керамики , непроницаемый для воды и газа . В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. делают из высшего сорта белой глины.
Гжель не всегда была сине - белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью.
Это майолика . Её делают и сейчас.
Гжельская майолика
В 1802 году были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета. В результате длительных экспериментов по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс» .
Гжельский полуфаянс
- Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель.
Это фаянс.
Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской .
Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.
Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок».
Бордюры
Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой .
Последовательность росписи птицы
Приёмы росписи
- Если набрать краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением положить мазок на поверхность – получится мазок с переходом от темного к светлому. Такой прием росписи называют «мазок с тенями».
А роспись «одной кистью» получается тогда, когда василек или веточка пишутся одним набором краски на кисть – тогда первые лепестки будут темные, а остальные постепенно светлеют.
- - Концом кисти наносят жилки, штриховку, завитки и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Чёткие мазки лепестков и листьев тёмно – синего цвета и мазки с мягкими размытыми краями наносят всей кистью. Форма цветков упрощённая, но живописная и декоративная