КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья №16 VIII вида»
« Использование ИКТ на уроках математики в коррекционной
школе»
(из опыта работы)
Подготовила:
учитель математики:
Ушакова Людмила
Владимировна
Омск-2013 г.
Содержание.
Введение. Актуальность применения ИКТ технологий в обучении детей с особыми образовательными технологиями.
II. Основная часть.
1.Использование ИКТ на уроках математики в коррекционной школе:
- задачи ИКТ;
- особенности создания и применения ИКТ.
2.Использование ИКТ в формировании теоретических и практических знаний у учащихся на уроках математики.
Заключение.
Литература.
I. Введение.
В законе «Об образовании» отмечается, что, государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Актуальность задачи специальной (коррекционной) школы заключается в том, чтобы подготовить школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.
На протяжении ряда лет работала над темами: «Методы и приемы обучения математике в специальной (коррекционной) школе», «Использование коррекционно-развивающих заданий на уроках математики для развития интеллектуальной деятельности учащихся коррекционных школ». Цель моей деятельности в рамках методической системы сводится к включению в процесс обучения не только традиционных, но и современных образовательных технологий, способных исправить дефект ребёнка с одновременным раскрытием его возможностей. А развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления) позволит усвоить учебный материал по предмету.
Решение этой задачи возможно через: развитие индивидуальных особенностей учащихся, совершенствование учебного процесса - на коррекционно-развивающих уроках, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, обоняния, осязания) каждого конкретного ученика.
. Содержание предмета модифицирую, исходя из того, в рамках какой технологии выстраиваю конкретный урок. Применяю совокупность педтехнологий (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, коммуникативные, игровые, информационные, дифференцированного обучения, организации самостоятельной работы, коррекционно-развивающие). Учитель является организатором эффективных условий обучения, который применяет различные дидактические методы и приёмы; используя коррекционно-развивающие упражнения и задания, разрабатывает свой методический и дидактический материал. Используя образовательные программы коррекционных школ, ища пути исправления недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, с позиций максимальной активности работы всех анализаторов ребенка, и способствующих эффективности обучения, стараюсь использовать современные технологии.
II. Основная часть.
1.Использование ИКТ на уроках математики в коррекционной школе.
Рассмотрим использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе (из опыта работы). Задачи ИКТ, в том числе презентации, сводятся к тому, чтобы решая учебные, коррекционные, воспитательные задачи:
- сделать урок более эффективным, интересным, красочным;
- помочь включить в работу как зрительные, так и слуховые анализаторы, для более прочного удержания в памяти изучаемого материала;
- помочь разнообразить работу, используя различные методы и приемы;
-помочь учителю на уроке экономить время (отпадает необходимость выполнения чертежей на уроке), рационально использовать доску (что особенно важно на уроках геометрии).
При создании и применении презентаций, слайдов необходимо учитывать :
- психологические особенности детей,
- цели и задачи урока;
- продумывать последовательность демонстрации слайдов и задаваемые к ним вопросы;
- текст к слайдам должен быть доступен детям по содержанию;
- предложения писать коротко (располагать их лучше горизонтально, под рисунком);
- темп и частота кадров дозируется самим учителем;
- не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку;
- предпочтительно использовать не урок-презентацию, а демонстрацию слайдов.
2. Использование ИКТ в формировании теоретических и практических знаний у учащихся на уроках математики.
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Структура каждого конкретного урока зависит от выбранной технологии для овладения учебным содержанием. Структура урока математики не является статичной, а значит, порядок и количество его элементов, методов и приемов могут быть разными. Важно, чтобы они были обоснованы, взаимосвязаны, давали положительные результаты в развитии учащихся и усвоении ими математических знаний, которые они смогут использовать во взрослой жизни.
Применение коррекционно-развивающих заданий с использованием ИКТ возможно на любом этапе урока. Использовать можно для индивидуальной и дифференцированной работы, как работу с текстом, для расширения кругозора, развития интереса к предмету.
Первый этап - организационный момент. Его можно использовать для воспитания самостоятельности, нравственных качеств ребенка, сделав интересным, познавательным. Для решения этих задач подходят поговорки и пословицы, которых огромное количество в русском языке. Например, учитель читает частушку (возможно чтение учеником старших классов):

Выясняем, для чего нужно хорошо учиться. Её объяснение предполагает умение детей анализировать ситуацию, найти пути её реализации, выслушивать ответы одноклассников, соглашаться с ними или отрицать их. Воспитывать в детях желание трудиться, выполнить работу в тетради аккуратно, а устные ответы формулировать верно. Задача слайда – вызвать интерес детей к уроку красочным оформлением.
На этапе актуализации опорных знаний, создания проблемной ситуации, при изучении темы «Римская нумерация» в старших классах можно предложить слайды:






После просмотра ставлю вопрос: «Как вы думаете, какие цифры мы будем сегодня повторять?» Задача этих кадров - помочь включить в работу как зрительные, так и слуховые анализаторы, для более прочного удержания в памяти изучаемого материала. Метод наблюдения предполагает коррекцию зрительного восприятия через упражнения в узнавании и различении цифр. Чтобы выполнить задание, ученики должны сравнить образы различных цифр, выделить из них знакомые.
На этапе устного счета, при изучении темы «Все действия с целыми числами» в 6,7 классах можно предложить задания или их часть из презентации для выработки беглости вычислений, повторения знаний, для подготовки к восприятию нового, поддержания интереса к уроку.

В 5,6 классах задания можно выполнять письменно. Презентация помогает разнообразить работу, задействуя зрительные и слуховые анализаторы. Эти задания позволяют ребенку удивиться новизне, творчески их исследовать, сделать умозаключение. Прослеживается взаимосвязь с другими предметами.
Для урока геометрии в 5 классе по теме «Треугольники» презентация используется на этапе обобщения имеющихся знаний по данной теме с целью помочь учителю на уроке экономить время (отпадает необходимость выполнения чертежей на уроке). Задание: «Назвать виды линий». Для обратной связи (для подтверждения правильности выполненной работы, поддержания интереса) выходит смайлик.

А на этапе изучения нового материала- применяется как метод использования образца, прием - работа по плану, где построение треугольника демонстрируется пошагово, а диалог учителя и учащихся позволяет им не только получить готовые знания, но и самим попытаться объяснить новый материал. Коррекция зрительного, слухового восприятия выполняется через упражнения на внимание, воображение, на умение соотнести прочитанное с практической работой по вычерчиванию.
На этапе закрепления материала, для активизации мыслительной деятельности, детям дается задание: «Дать определение треугольника по видам углов». Демонстрируется слайд:


Цель демонстрации слайда помочь включить в работу как зрительные, так и слуховые анализаторы, для более прочного удержания в памяти изучаемого материала. Коррекция зрительного и слухового восприятия проводится через сопоставление устных высказываний со зрительным образом.
Мониторинг индивидуальных достижений ученика является важным компонентом учебного процесса, так как позволяет своевременно внести изменения в содержание и методы обучения. Качество знаний можно проверить с помощью теста, слайд которого демонстрирую на уроке .

Даю задание: « Внимательно посмотри, подумай. Запиши ответы словами: ДА, НЕТ»
В первом ряду выделенный треугольник прямоугольный.
Во втором ряду выделенный треугольник прямоугольный.
В третьем ряду выделенный треугольник прямоугольный
Проверка (один из вариантов). Читаю ответ. Дети исправляют неверные ответы и выставляют себе в тетрадь отметку. Устно выясняем, какой ответ правильный. Почему? Этот вариант проверки позволяет учителю оценить не только знания, но формировать самооценку детей. Демонстрация слайда включает в работу как зрительные, так и слуховые анализаторы, для более прочного удержания в памяти изучаемого материала. Помогает разнообразить работу, экономить на уроке время учителя.
На этапе подведения итогов урока для расширения кругозора учащихся, формирования интереса к предмету, использую занимательные вопросы, задачи и загадки. Они тренируют память, внимание, мышление. Знакомят детей с окружающим миром, вызывают у детей интерес, повышают активность, стремление ответить правильно. Демонстрируется рисунок, выясняем, из каких фигур он состоит.

Задание: «Найди треугольник. Покажи его. Дай ему определение».
Для сохранения здоровья учащихся, на уроке необходимо провести физминутку, в том числе – зрительную гимнастику, повторив понятия: вверх-вниз, вправо-влево.

III. Заключение.
Ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. ИКТ позволяют создать мультисенсорное обучающее окружение, с привлечение всех органов чувств, что помогает исправлять недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. более прочно усвоить изучаемый материал по предмету.
Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока.
Их можно использовать на одном этапе урока или в течение всего урока на разных этапах.
Возможно многократное использование одного или нескольких слайдов на различных уроках, в разных классах в зависимости от поставленных целей обучения.
Пробуждает интерес учащихся к уроку.