Доклад на педагогический совет
Использование моделирования на уроках биологии как средства повышения
качества образования
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
Думаю, каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?
Обучение, конечно, двусторонний процесс. Усвоение знаний зависит, как от ученика, так и от преподавателя. Но в большей степени качество знаний – результат профессионального подхода учителя. От искусства преподавания зависит многое. Можно подумать, если ученик не готов, ленится, не хочет воспринимать новые знания, то и самая лучшая на свете методика не поможет, но… даже в этом случае можно постараться найти подход и заинтересовать ребенка.
В ходе своей работы приходится сталкиваться со следующими проблемами:
- отсутствие у учащихся внутренней мотивации к учебной деятельности;
- ребенок не может применить теорию на практике;
- ребенок испытывает страх перед практической деятельностью.
В чем же кроются причины перечисленных проблем? Причины здесь могут быть самыми разными: не интересно, скучно на уроке, так как учитель и не пытается сделать урок интересным; учитель употребляет много непонятных для учащихся терминов, и возникает ощущение того, что он говорит совершенно на другом языке; отсутствие наглядностей; однообразные форм работы на уроках; боязнь оказаться неуспешным; проблемы личного характера; в конце концов, личная неприязнь ученика к учителю или наоборот и многое другое, - всех причин и не перечислишь.
Как же быть? Как постараться решить хотя бы часть перечисленных выше проблем? Очевидно, нужно, во-первых, пересмотреть подходы учителя к конструированию урока. Примерно этого же требуют от нас и новые стандарты.
ФГОС предполагает полноценное усвоение учащимися всех компонентов учебной деятельности, ускоренного совершенствования образовательного пространства школы с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися при активном развитии универсальный учебных действий. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ, причем под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Возникает вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия (регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные) а именно:
- как научить детей устанавливать связь между учебной деятельностью и мотивом;
- определять границы знания и незнания;
- выстраивать алгоритм действий;
- построить логическую цепь рассуждений;
- построить речевое высказывание;
- участвовать в диалоге;
- аргументировать своё мнение;
- учитывать мнения других;
- контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность.
Изучая литературу по этому вопросу, знакомясь с опытом работы коллег, используя собственную фантазию и представляя потребности своих учащихся, я открыла для себя метод моделирования. В пользу этого метода можно привести достаточно сильные, на мой взгляд, аргументы:
Для того, чтобы создать модель какого-то объекта, а тем более процесса, необходимо сначала разобраться в теории;
Процесс создания модели напоминает игру а мы знаем, что для детей, особенно младших, игровая деятельность очень важна. Даже мои семиклассники – казалось бы, уже подростки, к процессу моделирования подходят с восторгом;
Процесс моделирования пробуждает творческие способности детей, включает фантазию;
На своих уроках я организую работу над созданием моделей в группах, позволяю детям свободно общаться между собой, тем самым создавая условия для развития коммуникативных УУД;
При создании модели для каждого ребенка создается ситуация успеха, так как каждый может выбрать для себя деятельность согласно своим способностям и уровню подготовки: те, кому «не дается» теория, могут реализовать себя в практической деятельности;
В процессе создания модели работают сразу несколько видов памяти, поэтому знания, «добытые» таким путем, запоминаются достаточно прочно;
Немаловажная деталь: при создании моделей приходится много работать руками, выполняя подчас достаточно тонкую работу, а здесь мы выходим на развитие мелкой моторики, в чем многие современные дети ограничены. Возможно, именно здесь кроется корень проблемы плохих почерков современных учеников;
Небольшая хитрость: созданные модели можно использовать в качестве наглядных пособий при проведении уроков.
Вот далеко не весь список достоинств использования моделирования на уроках.
Моделирование я использую на уроках биологии и географии в 5 – 7 классах. В качестве материалов для создания моделей используются: цветная бумага, картон, пластилин, нитки, бисер, проволока и др. С ребятами мы моделировали слоевища лишайников (накипные, кустистые, листоватые), растительную и животную клетки, паукообразных, бактериофагов, грибы – шляпочные, плесневые, дрожжи, процессы развития насекомых, процесс накопления воды в тканях кактуса, горы и равнины, речные системы, залегание горных пород и другое.
Моделированием я начала заниматься не так давно – в прошлом учебном году и пока нахожусь, как говорится, в начале пути. Много еще остается вопросов, много, наверное, несовершенств. Среди таковых могу назвать следующие:
Часто случается, что ребята в своей работе не укладываются в отведенный отрезок времени;
Ребята невнимательно читают инструкции, причем стремятся как можно быстрее приступить к практике, мало времени уделяя теории;
Также следует отметить, что данный метод требует от учителя длительной подготовки и подбора материалов, которые приходится приобретать за свой счет.
Несмотря на все минусы, метод моделирования даже за такое короткое время (1,5 года) дал больше плюсов, чем минусов, а занимаясь этим вопросом больше и оттачивая свое мастерство, я уверена, что все минусы в конце концов сойдут на нет. Я намерена и дальше использовать этот метод на своих уроках и советую коллегам тоже его попробовать. Спасибо за внимание.