Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре, как средстве обучения и воспитания. Фольклор дает прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Ведь речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.
Детский фольклор, как специфическая область устного творчества, в которой художественный текст теснейшим образом связан с игрой, является частью народной педагогики: его жанры основаны на учете физических и психических особенностях детей разных возрастных групп.
Детский фольклор полуфункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, эстетическая. Известно много источников народной мудрости.
К малым фольклорным жанрам относятся загадки, прибаутки, считалки, скороговорки, пословицы и поговорки. Естественно, может возникнуть вопрос: а зачем нам опыт предков, которые жили несколько веков назад? Возможны различные точки зрения, но нельзя оспаривать нравственную ценность этого исторического материала. В наши дни, как никогда актуальны проблемы милосердия, гуманности, патриотизма, духовности в отношениях между людьми.
Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм.
Поговорка – это выражение преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Необходимо помнить: пословицы строятся на антитезе, чаще всего они имеют прямой и переносный смысл. Синтаксически они чаще всего двучленны, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например: «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года!». Поговорка, повторим, не имеет нравоучительного, поучающего смысла, тем не менее, ей свойственна метафоричность. «Убил двух зайцев», «Мастер на все руки». Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Выверенные опытом многих поколений эти выражения народной мудрости служат борьбе за то, чтобы честность, доброта, справедливость, храбрость, любовь к труду, к Родине, матери стали жизненными нормами каждого члена общества.
Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений.
Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре:
«Правда светлее солнца»;
«Будь в малом правдив – и в большом станут верить»;
«Ссора до добра не доведет».
В своей работе с детьми широко использую пословицы, и поговорки при этом опираюсь на принципы постепенности и последовательности усложнения данного материала. Предложила детям завести альбом и записать туда уже известные им пословицы и поговорки, которые воспитывают в человеке нравственные и патриотические качества. Так же можно сделать альбом-передвижку, в который вписывают только новые выражения народной мудрости. Ребята узнавали их от родителей, из книг и «приносили» их в детский сад. Дети с помощью воспитателя записывают новую пословицу и рисуют к ней картинку. Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные.
Например:
Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».
Дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.
«Пословица недаром … молвится».
«С родной земли … умри – не сходи».
«Без дела жить – только … небо коптить».
Можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде.
«Нет друга – ищи, а найдешь береги»
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
«Родная земля и в горести мила».
«Родина мать умей за неё постоять»
Можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу. Например: на картинке изображен какой-нибудь вид работы – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».
Изобрази пословицу пантомимой.
Пословицу показывает желающий ребенок, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.
Нарисуй пословицу.
Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Педагог показывает рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.
Изобрази пословицу схемой.
Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме.
Найди лишнюю пословицу.
«Дело мастера боится»;
«Не бойся работы, пусть она тебя боится»;
«Не спеши языком – торопись делом»;
«Язык до Киева доведет».
Найди пару. Среди нескольких найти пары пословиц, близких по смыслу:
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»;
«Руби дерево по себе»;
«Знания никому не в тягость»;
«Без корня и полынь не растет»;
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха»;
«По Сеньке и шапка».
Правильно будет ответ 1-3, 2-6, 4-5.
Картинка + рассказ + пословица.
Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица.
Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию нужно обязательно использовать пословицы и поговорки, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет».
Так, при обсуждении понравившегося произведения Л.Кассиля «Твои защитники» ребята восхищались мужеством и находчивостью героев, делали обобщение, используя пословицы: «Тот побеждает, кто смерть презирает», «Тот герой, кто за Родину горой».
Еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.
«Где храбрость и отвага – до победы два шага»;
«В бою нужна не только винтовка, но смекалка и сноровка»;
«Человек без друзей – что солнце без лучей»;
«Работай смелее – будешь жить веселее».
К.Д. Ушинский говорил, что пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события. Изучая пословицы о труде можно показать значение труда в жизни людей.
«Без дела жить – только небо коптить».
«Кто лениться – тот не цениться».
«Не сиди сложа руки, так не будет скуки».
Изучая пословицы о Родине, у детей зарождается чувство гордости за свой народ.
«Человек без Родины, что соловей без песни».
«Родина мать умей за нее постоять».
«Жить – Родине служить».
«Один за всех и все за одного».
«Жизнь пройти, не поле перейти».
Пословицы и поговорки помогают включить в словарь дошкольника такие слова, как «боец, герой, Родина, народ, побеждать, защищать и т.д.»
Правильное понимание содержания пословиц и поговорок научит ребенка широко использовать их в повседневной жизни. Ведь мы все, взрослые хотим, чтобы наши дети выросли умными, честными, трудолюбивыми. Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности – учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы воспитателями в работе с детьми.