СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проблемных ситуаций на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.  Конфуций

Просмотр содержимого документа
«Использование проблемных ситуаций на уроках математики»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шило-Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»





Использование проблемных ситуаций

на уроках математики



Выполнила: учитель математики

Шувакина Раиса Николаевна





2016 год



Гипотеза. Современный урок математики характеризуется усилением функции управления процессом формирования новых знаний.

Как на сегодняшний день я реализую требования к современному уроку.


Проблема.

В условиях перехода школы на новые стандарты, большая роль в организации учебного процесса, отводится учителю.

Учитель должен быть и преподавателем, и воспитателем, и тьютором, и исследователем, легко владеть методикой преподавания своего предмета, знать и применять передовые педагогические технологии, уметь отбирать оптимальные методы и способы обучения, способствующие активизации обучения.

И все-таки, каждый учитель в своей педагогической деятельности сталкивается со следующими проблемами:

- низкий уровень мотивации;

- снижение или отсутствие интереса к предмету;

- высокий уровень тревожности учащихся;

- быстрая утомляемость на уроках и др.

Задачи:

Данные проблемы заставили меня пересмотреть подходы к преподаванию математики.

Ведущей задачей моей работы стало пробуждение и развитие у детей интереса к изучению математики средствами развивающего обучения.











Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. 

Конфуций

В классах, которые обучаются по новым образовательным стандартам, я не работала, поэтому знакома лишь с теорией, я так считала.

Изучив концепцию развивающего обучения и положения теории развивающего обучения, я поняла, что

1. Обучение и умственное развитие - два взаимосвязанных процесса.

2. Ученик полноценный субъект деятельности.

3. Развитие в процессе обучения происходит в двух планах.

4. Об уровне развития школьников судят по комплексу признаков.

Оказывается, над проблемой развивающего обучения фактически учителя работали всегда. Технологии развивающего обучения включают в себя: проблемное обучение, индивидуально-дифференцированное обучение, интегрированное обучение, укрупнение дидактических единиц, диалоговые модели обучения, игровые модели обучения и т.д. А ведь данные технологии, называемые методами, учителя применяли всегда.

Исследование педагогической литературы и собственный опыт, позволили определить условия повышения развивающего эффекта обучения. Это:

а) формирование предметных знаний и умений;

б) формирование приемов умственной деятельности;

в) овладение рациональными приемами учебной работы;

г) применение активных методов и форм обучения.


Вопросы активизации обучения издавна волновали педагогическую общественность. Педагоги разных стран и эпох всегда искали методические пути превращения учебной деятельности в радостный процесс познания мира, пути развития умственных сил учащихся.

Согласно высказываниям американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. Впоследствии, за «трудностями», которые нужно преодолеть, размышляя над поиском решения, закрепилось название «проблема».

Я сегодня остановлюсь на проблемном обучении на уроках математики как одной из технологий развивающего обучения.

Учитель осуществляет проблемное обучение, если не даёт информацию в готовом виде, а организовывает работу так, что ребята сами открывают новое знания. От учителя требуется лишь правильное использование всех тех ресурсов, которые скрыты в курсе преподаваемого предмета.

На основании обобщения собственного опыта с учетом передового педагогического опыта можно указать несколько основных приёмов создания проблемных ситуаций:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • сталкивает противоречия практической деятельности;

  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

  • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

  • определяет проблемные теоретические и практические задания;

  • ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим);

  • предлагает составить задачи самостоятельно.


Покажу эти приёмы на конкретных заданиях.




Учитель подводит школьников к проблеме и предлагает им самим найти способ её разрешения.

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется вопросами учителя: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?».

Тема: «Обозначение натуральных чисел»

Соедини линией равные числа











Тема: «Прямая. Луч. Отрезок»

а)Проведи прямую линию так, чтобы она пересекала кривую линию:

в двух точках; в трех точках; в пяти точках; в шести точках;

б)Проведи луч так, чтобы он пересекал кривую линию:

в двух точках; в трех точках; в пяти точках; в шести точках;

в)Проведи отрезок так, чтобы он пересекал кривую линию:

в двух точках; в трех точках; в пяти точках; в шести точках;


Тема: «Простые и составные числа»

Прочитай “лишнее” число: 2, 3, 5, 7, 9, 11,13,17.


Тема: «Сравнение чисел».

  1. Какие однозначные числа можно вставить в “окошки”, чтобы получились верные неравенства?    9 9 8 

  2. Какие двузначные числа можно вставить в “окошки”, чтобы получились верные неравенства?    99 9 11 

  3. Сравните зашифрованные числа:

Первое число

Знак сравнения

Второе число

***


****

32**


31**

1**01


1*001

2**9


1*99


Сталкивает противоречия практической деятельности

Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?».

Тема:«Построение треугольника по трем элементам. Неравенство треугольника»

Построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами:

а) 5см; 6см; 7см;

б) 9см; 5см; 6см;

в) 1см; 2см; 3см; 

г) 3см; 4см; 10см.


Тема: «Сумма внутренних углов треугольника»

Построить треугольник по трем заданным углам:

1)А=90°, B=60°, С=40°.

2) А=70°, B=30°,С=50°.


Тема «Задачи на построение» разделить данный отрезок пополам

а) с помощью циркуля и линейки без делений

б) с помощью линейки с параллельными краями и без делений.

в) острого угла и односторонней линейки

г) транспортира и односторонней линейки



Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос


Тема «Теорема Пифагора»



Площадь всей фигуры равна, с одной стороны, площади квадрата со стороной (a+b), а с другой стороны сумме площадей четырех треугольников и внутреннего квадрата.

Что и требовалось доказать.



Для треугольника АВС: квадрат, построенный на гипотенузе АС, содержит 4 исходных треугольника, а квадраты, построенные на катетах - по 2. Теорема доказана.



Решение текстовых задач


Методы: уравнением, арифметическим, с помощью графического моделирования. 


Предлагает рассмотреть явление с различных позиций


Тема:«Сумма углов треугольника»


 

Через вершину В проведем прямую а || АС.

Обозначим получившиеся углы.

5=1и 4=3 (как накрест лежащие углы)

5+2+4=180°, так как В развернутый

Учитывая равенство (1), получаем

1+2+3=180°  или

А+В+С=180° .
Теорема доказана.


По Киселёву:



Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения)


Тема: «Натуральные числа»

Отметьте верные высказывания, в неверных высказываниях укажите ошибку

Высказывание

Это верное высказывание

В чём заключается ошибка?

Самое маленькое натуральное число — нуль. 



Число 23 не является натуральным числом



Двузначные,трехзначные, четырехзначные, пятизначные и т. д. числа называют многозначными



Из двух разных чи­сел всегда меньшим будет то, которое в натуральном ряду стоит раньше



Результат счета не зависит от того порядка, в каком мы считаем предметы



Самое большое натуральное число - 10. 



Для чтения многозначных чисел их разбивают, начиная справа, на группы по три цифры в каждой (самая левая группа может состоять из одной или двух цифр). Эти группы называют классами. 



Все цифры, кроме нуля, называются значащими цифрами



Цифра 0 означает отсутствие единиц данного разряда в десятичной  записи числа. Она служит и для обозначения числа «нуль». Это число  означает «ни одного».



Всего существует 990 натуральных трёхзначных чисел





Тема: «Основное свойство дроби»

Отметить дроби:

а) на координатной прямой и

б) на круге и


Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские)



Заполните таблицу, используя следующие обозначения:

«+» Я это знаю.

«!» Это новая для меня информация, мне понятно.

«?» Это новая для меня информация, но не совсем понятная, требуется

помощь (учителя, одноклассника, учебника и др.)

(все высказывания, приведённые в таблице, верные)


Длину отрезка АВ называют также расстоянием между точками А и В. 


Для измерения длин кроме сантиметра применяют и другие единицы длины. 


Десять сантиметров называют дециметром: 10 см = 1 дм. 


Сто сантиметров называют метром: 100 см = 1 м. 


Один сантиметр равен десяти миллиметрам: 1 см = 10 мм. 


Большие расстояния измеряют в километрах. 


Один километр равен одной тысяче метров: 1 км = 1000 м. 


Ломаная линия — это несколько отрезков, соединенных между собой так, что конец первого отрезка является началом второго отрезка, а конец второго отрезка — началом третьего отрезка и т. д., при этом соседние (имеющие одну общую точку) отрезки расположены не на одной прямой. Если конец последнего отрезка не совпадает с началом первого, то такая ломаная линия называется незамкнутой.


На этом рисунке изображены треугольник АВС, четырехугольник DEKM и пятиугольник OPXYT. Вершинами четырехугольника являются точки D, Е, К и М, а его сторонами — отрезки DE, ЕК, КМ и MD.  Такие фигуры, как треугольник, четырехугольник и т. д., называют многоугольниками.


Длина отрезка равна сумме длин частей, на которые он разбивается любой его точкой.


Два отрезка называются равными, если они имеют равные длины.


Треугольник— это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три не лежащие на одной прямой точки. Три точки, образующие треугольник, называются вершинами треугольника, а отрезки — сторонами треугольника. 


Поделите отрезок АВ точкой С так, чтобы:

АС=СВ


АС=2СВ


0,5АС=СВ


Отрезок АС больше СВ на 2 см


Отрезок АВ больше СВ на 2 см


Тема: «Свойства степени с натуральным показателем»

Какое из выражений больше?

2³ºº или 2²ºº?

3³ºº или 3²ºº?

2³ºº или 3²ºº?



Ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения), анализирует умение применять полученные знания



"Обманные задачи"

  1. Постройте прямоугольник со сторонами 2; 3 и 5 см. 

  2. Больший угол треугольника равен 50°. Найдите остальные углы. 

  3. Диагональ ромба в два раза больше его стороны. Найдите углы ромба. 




Найди ошибку!

a=b

а =ab

a - b=ab-b

(a+b)(a-b)=b(a-b)

(a+b)=b

a+a=b

2a=b

2=1 !!!

Найди ошибку:

(-2)2 = -4

-23 = -6

(-5)2 = -25

-32 = -9

(-8)2 = 64

-33 = -9

Заполните пропуски


Решить уравнение - значит найти все его __________ или доказать, что ____________ нет.

Иррациональным уравнением называется уравнение, содержащее __________ под знаком ________.

Если в уравнениивычеркнуть в левой и правой его частях слагаемое ___________, то получится уравнение ,являющееся следствием исходного: второе уравнение имеет корни _____ и____ , а первое - единственный корень ____.

Решите уравнение .

Решение. Возведем обе части этого уравнения в квадрат и получим ________________, откуда следует, что х= -5 или х= ____.

Проверка. 1)если , то . Это ___________ числовое равенство, значит, число ___________ корнем данного уравнения.

2) если х= _____, то ________________ . Это _______ числовое равенство, значит, число _____ является корнем данного уравнения.

Ответ. х=____.

Корнем уравнения называется значение _________, обращающее данное уравнение в _________ числовое равенство.

Произведение двух или более множителей равно нулю тогда и только тогда, когда _________ из множителей равен _________




Задача с недостающими данными.

1.Банка с медом весит 500 г. Такая же банка с керосином - 350 г. Сколько весит пустая банка? (Нужно знать отношение веса меда и керосина.)

2. Даны две окружности, радиус одной из них - 3 см, расстояние между их центрами - 10 см. (Требуется знать радиус другой окружности.)


Заключение.

Организация проблемного обучения действительно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения). Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Но существуют и слабые стороны проблемного обучения:

  • значительно большие расходы времени на изучение учебного материала;

  • малая эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт;

  • в меньшей мере применимо при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.


Для успешного развивающего обучения необходимо применение всех технологий обучения, в совокупности с созданием особой воспитательно-образовательной среды, осуществляющей педагогическую поддержку каждому ребенку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться.

Для того чтобы работать по ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Но этого недостаточно.

Каждый учитель должен найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным нововведением, которое так и не даст положительных результатов.

Таким образом, мне предстоит достичь следующей цели:

1.           Продолжать совершенствовать методическое мастерство с целью повышения качества образования посредством расширения применения современных образовательных технологий  средствами ИКТ с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся на основе ФГОС ООО второго поколения.

2.   Создавать оптимальные условия для овладения учащимися стандартами образования и оказывать содействие становлению личности, способной реализовать себя в продуктивной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

3.           Создавать условия для самоопределения, построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов, тем самым формировать у учащихся выпускных классов базу знаний для успешного прохождения независимой экспертизы оценки знаний, сдачи ЕГЭ, ОГЭ и поступление в ВУЗы и ССУЗы.

4.           Активизировать развитие творческих способностей, познавательной активности у учащихся, формирование навыков проектной и исследовательской деятельности.



Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни... 
К.Д.Ушинский



Литература:

  1. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2004.-320 с.

2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.

3. Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011.






13