СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование разных видов творческих диктантов на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

   Диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие диктанты) играют огромную роль и процессе формирования и развития основных компетенций учащихся 5 класса: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.

  1. Диктант на расширение способствует обогащению словарного запаса пятиклассников, учит их выбирать языковые средства сообразно речевой ситуации, формирует чувство стиля.

Задание.

Запишите под диктовку отрывок из сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», добавив в текст  недостающие определения. Сравните получившийся у вас текст с авторским. (Выделенные чёрным шрифтом определения не читаются учителем).

   Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным. Продаёт он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева. Он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра да золота. Золотой казной корабли нагружает да домой посылает. Отыскал он заветный гостинец для своей старшей дочери: венец с камнями самоцветными. А от них светло в тёмную ночь, как бы в белый день. Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: зеркало хрустальное. А в нём видна вся красота поднебесная. И, смотрясь в него, девичья красота не стареется, а прибавляется. Не может он только найти заветного гостинца для меньшой, любимой дочери – аленького цветочка, краше которого не было бы на белом свете.

   В слабом классе целесообразно заменить творческий диктант на расширение текста творческим списыванием, предварительно убрав из текста все выделенные определения, поставив вместо них перед  определяемыми словами (реже – после)  вопрос «какой?» в нужной форме.

Задание

   Запишите под диктовку диалог из русской народной сказки  «Лиса и заяц», распространив каждую реплику словами автора. Избегайте повторения одних и тех же слов.

   Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему навстречу медведь.

- О чём, зайчик, плачешь?

- Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

- Не плачь, я твоему горю помогу.

- Нет, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, и тебе не выгнать.

- Нет, выгоню!

   Подошли они к избёнке.

- Поди, лиса, вон!

- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

   Медведь испугался и убежал.

   В недостаточно подготовленном для такого вида работы классе можно предложить слова для справок, предварительно их распечатав. Можно вывести справочный материал на электронную доску. Примерные слова для справок: кричать, рычать, спрашивать, рассказывать, жаловаться, говорить, обещать, успокаивать, не соглашаться, продолжать, настаивать.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!