«Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе» Байкова Алёна Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ№5 г. Тайшета
Особенности критического мышления:
- оценочность,
- открытость новым идеям,
- собственное мнение,
- рефлексия собственных суждений.
Цель данной технологии -
- Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)
Актуальностью технологии является:
- проводить уроки в оптимальном режиме;
- высокий уровень работоспособности учащихся;
- усвоение знаний в процессе постоянного поиска.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
- Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ
ЭТАПЫ
ТЕХНОЛОГИИ
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ
- - «Корзина» идей, понятий ….;
- Инсерт или «Пометки на полях»;
- составление таблицы «ЗУХ»;
- «Написание синквейна»;
- «Составление кластера»;
- «Мозговой штурм»;
- «Написание эссе»;
- «Чтение с остановками»;
- Тонкие и толстые вопросы;
- Плюс-минус-вопрос
- Бортовой журнал и т.д.
Практическое применение технологии развития критического мышления
Стадия вызова Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
- … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
- … почва – наша кормилица?
- - Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
- - Мы говорим почва . А что же такое почва?
Приём «Корзина идей».
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
- Почва – это …
- … земля
- … растительная земля
- … вещество
- … суша, а не вода
- … место обитания, дом животных
- Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Постановка целей урока.
Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.
- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве. Заслушиваются вопросы детей. (Например - Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть?
Приём «Концептуальная таблица». Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес»
- Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу».
Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?
а) первая линия сравнения
Для работы класс делится на три группы:
1 группа работает с информацией о тайге
2 группа работает с информацией о смешанном лесе
3 группа работает с информацией о широколиственном лесе
б) вторая линия сравнения
1 группа работает с информацией о растениях тайги,
2 группа работает с информацией о растениях смешанного леса,
3 группа работает с информацией о растениях широколиственного леса.
в) третья линия сравнения
1 группа работает с информацией о животных тайги,
2 группа работает с информацией о животных смешанного леса,
3 группа работает с информацией о животных широколиственного леса .
Линии сравнения
Тема «Дикие и домашние животные»
Линии сравнения
Дикие животные
Сами добывают пищу
Домашние животные
+
Сами устраивают себе
жильё
-
+
Выводят потомство и
ухаживают за ним
-
+
Защищаются от врагов
+ -
+
-
Окружающий мир. Тема «Леса России» Приём- диаграмма Венна Лиственные Хвойные
Имеют листья
Листья растут и опадают
Осенью меняют цвет
Имеют хвою ( иголки)
Вечно зелёные
Иголки колючие
Деревья
имеют
ствол, корень,
ветки
«Кластер»
Без цвета
Без вкуса
Без вкуса
Неосязаемый
Без формы
Сжимается
Проводит
звуки
«Синквейн»
- Воздух.
- Прозрачный, упругий, неосязаемый.
- Проводит, сжимается, сохраняет.
- Воздух необходим всем!
- Это жизнь.
Окружающий мир. Тема: «Человек – разумное существо»
- Человек.
- Разумный, беспощадный.
- Разрушает, помогает, думает.
- Заботься о матушке природе!
- Я.
Таблица " толстых " и " тонких " вопросов. Тема: «Вода в природе»
«Толстые»
«Тонкие»
● Дайте объяснение, почему у каждого облака своя форма?
● Где и как рождается снег?
● Почему снежинки шестиугольные?
● В чем разница между инеем и изморозью?
● Предположите, что будет, если выпадет крупный град
● Что, случится с каплей воды если она впитается в землю?
● Кто не может жить без воды?
● Что можно увидеть летом на траве?
● Когда бывает град?
● Может ли град причинить вред?
● Что будет на деревьях в тихую морозную погоду?
● Мог ли лёд превратиться в пар?
● Роса бывает от дождя?
● Когда бывает гроза?
«Лови ошибку»
- Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Задание содержит в себе ошибки 2 уровней: •явные, которые легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; •скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Тема урока «Город на Неве» 2 класс
- Санкт-Петербург- один из самых красивых городов мира. Это столица нашей Родины. Санкт-Петербург стоит на реке Волга . Этот город основал князь Юрий Долгорукий более 300 лет назад. В Санкт- Петербурге много достопримечательностей: Зимний дворец, Петропавловская крепость, Кремль .
Тема урока: «Органы дыхания» 4 класс
V
+
Уже знал
-
Новое
Строение органов дыхания
?
Думал иначе
Клеткам нашего организма постоянно нужен кислород. Без кислорода клетки нашего организма погибают.
Не понял, есть вопросы
Легкие по размеру одинаковые. Оказывается, правое больше, чем левое.
Почему человек зевает.
Приём таблица «ЗХУ» по теме «Разнообразие растений» .
Знали
Хотим узнать
1. Растения – часть живой природы. 2.Растения выделяют в воздух кислород. 3.Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений. 4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы
Узнали
Почему?
Какие ещё есть группы растений?
Что такое виды растений?
Какие названия дают им учёные?
Растения делятся на несколько групп. В каждой группе растений много видов. Науку о растениях называют ботаникой. Существует 350 тысяч видов растений. Названия видов дают им учёные. Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше садить растения и ухаживать за ними. Охранять растения - значит заботиться о живом.
Окружающий мир, 3 класс, «Нервная система человека».
- Прием РАФТ
- Р - роль ( любой человек нашей планеты)
- А - аудитория ( кому вы будете писать- жителям планеты Венера)
- Ф - форма- рассказ
- Т - тема « Нервная система человека»
Результативность профессиональной деятельности
- Анализируя проведенную работу по обобщению опыта, можно сказать, что использование в учебном процессе приемов технологии развития критического мышления дает положительную динамику в развитии и обучении детей.
- Уровень развития коммуникативных навыков возрастает. Учащиеся научились договариваться и приходить к общему решению, убеждать друг друга, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности. Увеличилось количество детей, которые с удовольствием и интересом относились к совместной деятельности.
Размышляйте над этим...
Только критически !
Спасибо за внимание!