ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02.Преподавание в начальных классах
Учебная дисциплина «Методика преподавания русского языка»
РЕФЕРАТ
«Использование драматизации на уроках литературного чтения»
Выполнила
студентка 3 «А» группы
________________К. Ю. Усаева
Проверил преподаватель
___________ В. В. Шалдаева
Астрахань, 2020
Словесное иллюстрирование (рисование) – это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. Это прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, подобрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание.
Работу иллюстрированного характера в начальных классах следует начать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций, картин. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не действуют, как на экране.
На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использование так называемой «динамической», постепенно возникающей на глазах у детей картины. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная» соответствующая картинка.
На следующем этапе можно использовать такие приемы:
Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации.
Дети словами «рисуют» картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или в учебнике по литературному чтению. Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры сделать словесное рисование к тексту. («В учебнике нет иллюстрации. Попробуем создать ее сами»).
На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.
1) Выделить эпизод для словесного иллюстрирования
2) «Рисуется» место, где происходит событие.
3) Изображаются действующие лица
4) Добавляются необходимые детали
5) «Раскрашивается» контурный рисунок.
Предложенный алгоритм работы годится для создания сложного «рисунка». Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применить предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до деталей, нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их.
Естественно, что овладеть приемом словесного рисования можно лишь после того, как освоены элементарные умения анализировать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропедевтики уже на самых первых порах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя?», «Какой ты видишь обстановку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст?» и т.п.
Фрагмент урока
( стихотворение С.Есенина «Береза»)
- «Нарисуем» картину к этому стихотворению с помощью слов. Представьте, что мы рисуем на этой доске. Что у нас будет главным в картине? (Береза)
- Значит, мы ее нарисуем на переднем плане. Кто покажет, где?
- Где растет береза?
- Как об этом сказал поэт? (…)
- Вот здесь мы нарисуем березу. А где нарисуем дом? ( За березой. Окошки дома «смотрят» на нее.)
- Какая береза – высокая или низкая? (Высокая)
С чего начнем рисовать березу? (Сначала нарисуем ствол с черными пятнами)
А какие ветви у березы? ( Тонкие, раскидистые, покрытые инеем)
А теперь нарисуем двор и дом. Какой нарисуем дом городской или деревенский? (Деревенский.)
Где нарисуем дом? (За березой)
Дом высокий или низкий? (Низкий, ниже березы)
Из чего построен дом? (Из бревен.)
А какая у дома крыша? Какие у дома окна? Чем они украшены?
Нарисовали дом. А в окнах горит свет? (Нет, потому что раннее утро, еще все спят.)
Что еще нарисуем? ( Рядом можно нарисовать дрова, сено, забор и т.д)
А теперь закройте глаза и представьте картину целиком. Расскажите, что вы себе представили.
(Открывается шторка с контурным рисунком)
Во дворе деревенского дома стоит береза. Ветви ее тонкие, раскидистые. За березой домик с красивыми резными ставнями.
А теперь давайте раскрасим ее. Начнем с березы. Какого цвета ее ствол?
Какие ветви?
Как раскрасим дом?
На крыше лежит снег. Какого он цвета? А где еще лежит снег?
Какого цвета небо? (Розовое, потому что восходит солнце)
Такой вы представляли себе картину.