Государственное автономное профессиональное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Черепановский педагогический колледж»
Овчинникова Ксения Вячеславовна
студентка 201 группы
Использование драматизации на уроках литературного чтения
МДК.
Руководитель: Иванова Татьяна Владимировна
Актуальность исследования
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Общение – неотъемлемая часть любого урока и любого занятия во внеурочное время, поэтому организация творческой деятельности будет способствовать формированию универсальных учебных действий обучающихся, что ведет к повышению качества образовательного процесса. Уровень сформированности универсальных учебных действий влияет и на результативность обучения детей, и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Проблема исследования:
эффективное использование приемов драматизации на уроках литературного чтения для формирования универсальных учебных действий.
Цель исследования: теоретическое обоснование эффективности приема организации творческой деятельности- драматизации в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1.изучить литературу по теме исследования.
2.раскрыть сущность понятия «драматизация» и особенности использования приемов драматизации в образовательном процессе в начальной школе.
3 Изучить методику использования приемов драматизации как приема организации творческой деятельности в образовательном процессе.
4.подобрать комплекс занятий с использованием приемов драматизации .
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: драматизация как приём организации творческой деятельности младших школьников в образовательном процессе.
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение.
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в обосновании методических приемов организации и драматизации, направленных на организацию творческой деятельности и формирование универсальных учебных действий у младших школьников в образовательном процессе.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные уроки и занятия могут использовать в педагогической практике для организации творческой деятельности в процессе формирования у младших школьников универсальных учебных действий.
Основные понятия:
Драматизация - это форма перевоплощения в художественный образ, означающая, во-первых, глубокое эмоциональное и логическое осмысление произведения, а во-вторых, представление, разыгрывание его в лицах. (По мнению Мали Л.Д)
Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.
Методология исследования:
Требования ФГОС НОО к условиям реализации ПООП НОО
Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Данные результаты, которые относятся к предмету «Литературное чтение» мы можем найти в пункте 12.1 «Русский язык и литературное чтение», а именно нас интересует подпункт 6, в котором говорится о сформированности необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития: эмоционального отклика на прочитанное (прослушанное) произведение; выразительного чтения наизусть и участие в драматизации.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Понятие «коммуникативная компетентность» образовательного процесса в начальной школе
Коммуникативная компетентность - это обобщающее свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения.
Компоненты:
1.Эмоциональный
2.Когнитивный
3.Поведенческий
Сущность понятия «драматизация». Творческая деятельность. Приёмы драматизации.
По мнению Львова М.Р., «драматизация – это методический прием развития речи учащихся, используемый на уроках чтения в начальных классах, повышающий полноту восприятия идейно-художественногосодержания произведения, способствующий эстетическому развитию».
По мнению Кубасовой О.В., «драматизация – это есть послесловие того психологического процесса, при котором все виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слова, интонации, жеста, мимики, позы, группировки».
Приемы драматизации:
- восприятия текста;
- произнесение отдельной реплики героя произведения;
- чтение по ролям с опорой на интонацию.
Методика использования драматизации как приема организации творческой деятельности в образовательном процессе у младших школьников.
На уроках литературного чтения для формирования коммуникативных УУД могут быть успешно использованы следующие методические приемы:
1.Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация).
2. Учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации).
3. Постановка вопросов по изучаемому произведению.
4. Ситуации формирования речевых умений.
Выводы:
Под коммуникативной компетентностью понимается обобщающее свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения.
Под драматизацией понимается совокупность приемов творческой интерпретации художественного произведения.
Использование приемов драматизации на уроках литературного чтения может способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников.