СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование драматизации на уроках литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование драматизации на уроках литературы»

Государственное автономное профессиональное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Черепановский педагогический колледж» Овчинникова Ксения Вячеславовна  студентка 201 группы Использование драматизации на уроках литературного чтения МДК. Руководитель: Иванова Татьяна Владимировна

Государственное автономное профессиональное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Черепановский педагогический колледж»

Овчинникова Ксения Вячеславовна

студентка 201 группы

Использование драматизации на уроках литературного чтения

МДК.

Руководитель: Иванова Татьяна Владимировна

Актуальность исследования   Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Общение – неотъемлемая часть любого урока и любого занятия во внеурочное время, поэтому организация творческой деятельности будет способствовать формированию универсальных учебных действий обучающихся, что ведет к повышению качества образовательного процесса. Уровень сформированности универсальных учебных действий влияет и на результативность обучения детей, и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Актуальность исследования

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Общение – неотъемлемая часть любого урока и любого занятия во внеурочное время, поэтому организация творческой деятельности будет способствовать формированию универсальных учебных действий обучающихся, что ведет к повышению качества образовательного процесса. Уровень сформированности универсальных учебных действий влияет и на результативность обучения детей, и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Проблема исследования: эффективное использование приемов драматизации на уроках литературного чтения для формирования универсальных учебных действий.

Проблема исследования:

эффективное использование приемов драматизации на уроках литературного чтения для формирования универсальных учебных действий.

Цель исследования: теоретическое обоснование эффективности приема организации творческой деятельности- драматизации в образовательном процессе. Задачи исследования: 1.изучить литературу по теме исследования. 2.раскрыть сущность понятия «драматизация» и особенности использования приемов драматизации в образовательном процессе в начальной школе. 3 Изучить методику использования приемов драматизации как приема организации творческой деятельности в образовательном процессе. 4.подобрать комплекс занятий с использованием приемов драматизации .

Цель исследования: теоретическое обоснование эффективности приема организации творческой деятельности- драматизации в образовательном процессе.

Задачи исследования:

1.изучить литературу по теме исследования.

2.раскрыть сущность понятия «драматизация» и особенности использования приемов драматизации в образовательном процессе в начальной школе.

3 Изучить методику использования приемов драматизации как приема организации творческой деятельности в образовательном процессе.

4.подобрать комплекс занятий с использованием приемов драматизации .

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: драматизация как приём организации творческой деятельности младших школьников в образовательном процессе.  Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение. Теоретическая значимость курсовой работы состоит в обосновании методических приемов организации и драматизации, направленных на организацию творческой деятельности и формирование универсальных учебных действий у младших школьников в образовательном процессе. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные уроки и занятия могут использовать в педагогической практике для организации творческой деятельности в процессе формирования у младших школьников универсальных учебных действий.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: драматизация как приём организации творческой деятельности младших школьников в образовательном процессе.

Методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в обосновании методических приемов организации и драматизации, направленных на организацию творческой деятельности и формирование универсальных учебных действий у младших школьников в образовательном процессе.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные уроки и занятия могут использовать в педагогической практике для организации творческой деятельности в процессе формирования у младших школьников универсальных учебных действий.

Основные понятия: Драматизация - это форма перевоплощения в художественный образ, означающая, во-первых, глубокое эмоциональное и логическое осмысление произведения, а во-вторых, представление, разыгрывание его в лицах. (По мнению Мали Л.Д) Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Основные понятия:

Драматизация - это форма перевоплощения в художественный образ, означающая, во-первых, глубокое эмоциональное и логическое осмысление произведения, а во-вторых, представление, разыгрывание его в лицах. (По мнению Мали Л.Д)

Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Методология исследования:

Методология исследования:

Требования ФГОС НОО к условиям реализации ПООП НОО

Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Данные результаты, которые относятся к предмету «Литературное чтение» мы можем найти в пункте 12.1 «Русский язык и литературное чтение», а именно нас интересует подпункт 6, в котором говорится о сформированности необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития: эмоционального отклика на прочитанное (прослушанное) произведение; выразительного чтения наизусть и участие в драматизации.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Понятие «коммуникативная компетентность» образовательного процесса в начальной школе Коммуникативная компетентность - это обобщающее свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. Компоненты: 1.Эмоциональный 2.Когнитивный 3.Поведенческий

Понятие «коммуникативная компетентность» образовательного процесса в начальной школе

Коммуникативная компетентность - это обобщающее свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения.

Компоненты:

1.Эмоциональный

2.Когнитивный

3.Поведенческий

Сущность понятия «драматизация». Творческая деятельность. Приёмы драматизации. По мнению Львова М.Р., «драматизация – это методический прием развития речи учащихся, используемый на уроках чтения в начальных классах, повышающий полноту восприятия идейно-художественногосодержания произведения, способствующий эстетическому развитию». По мнению Кубасовой О.В., «драматизация – это есть послесловие того психологического процесса, при котором все виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слова, интонации, жеста, мимики, позы, группировки». Приемы драматизации: восприятия текста; произнесение отдельной реплики героя произведения; чтение по ролям с опорой на интонацию.

Сущность понятия «драматизация». Творческая деятельность. Приёмы драматизации.

По мнению Львова М.Р., «драматизация – это методический прием развития речи учащихся, используемый на уроках чтения в начальных классах, повышающий полноту восприятия идейно-художественногосодержания произведения, способствующий эстетическому развитию».

По мнению Кубасовой О.В., «драматизация – это есть послесловие того психологического процесса, при котором все виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слова, интонации, жеста, мимики, позы, группировки».

Приемы драматизации:

  • восприятия текста;
  • произнесение отдельной реплики героя произведения;
  • чтение по ролям с опорой на интонацию.
Методика использования драматизации как приема организации творческой деятельности в образовательном процессе у младших школьников. На уроках литературного чтения для формирования коммуникативных УУД могут быть успешно использованы следующие методические приемы: 1.Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация). 2. Учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации). 3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. 4. Ситуации формирования речевых умений.

Методика использования драматизации как приема организации творческой деятельности в образовательном процессе у младших школьников.

На уроках литературного чтения для формирования коммуникативных УУД могут быть успешно использованы следующие методические приемы:

1.Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация).

2. Учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации).

3. Постановка вопросов по изучаемому произведению.

4. Ситуации формирования речевых умений.

Выводы: Под коммуникативной компетентностью понимается обобщающее свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. Под драматизацией понимается совокупность приемов творческой интерпретации художественного произведения. Использование приемов драматизации на уроках литературного чтения может способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников.

Выводы:

Под коммуникативной компетентностью понимается обобщающее свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения.

Под драматизацией понимается совокупность приемов творческой интерпретации художественного произведения.

Использование приемов драматизации на уроках литературного чтения может способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!