Лариса Александровна Свинарь
Директор ГОСУДАРСВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «МАКЕЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №35»,
учитель-дефектолог, учитель-методист
Использование игровых технологий на уроках истории
Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут, и, какие призваны изменить. А.М. Горький Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Современная школа не остается в стороне от происходящих в нашей стране изменений.
В настоящее время главными задачами учителя специальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умение применять полученные знания в практике, легко адаптироваться в современном мире. Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и способы обучения, повышать активность детей с ОВЗ. Любая технология имеет средства, активизирующие деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Учитель тоже должен пройти свой путь, путь обновления подходов к внедрению современных образовательных технологий.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творчески-поисковом уровне, но и простые шаги по изучению материала, осуществляемого в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности – усвоение фактов, дат. имен и т.д.
Интерес условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и ее разнообразие. Но все эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобные умения поможет дидактическая игра, служащая своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Многими исследователями отмечалось, что игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, энтузиазм, восприятие, мышление. Игра эмоциональна по своей природе и поэтому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать запоминающейся яркой. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен проделать такой объем работы. Который ему совершенно недоступен в обычной обучающей ситуации.
Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, «представить то, что он не видел, может представить себе по чужому повествованию то, чего в его непосредственном опыте не было».
На уроках истории я использую игры в зависимости от их эффективной реализации учебной цели:
- игры для изучения нового материала;
- игры для закрепления; - игры для проверки знаний;
- обобщающие игры;
- релаксационные паузы.
Планируя учебный процесс, я разделяю обучающие игры по источнику познания: игры на основе устного изложения материала, игры на основе работы с наглядностью, игры на основе практической работы школьников, а также по количеству участников: групповые, индивидуальные, парные, массовые.
На этапе изучения нового материала средствами игры могут осуществляться разнообразные методы обучения: словесный (устное и печатное слово), наглядный, практический. Я использую игры «Три предложения», «Из уст в уста», «Древо познания».
Самостоятельная работа с текстовыми материалами реализуется с помощью игр «Три предложения», «Найди ошибки» и т.д. Они требуют от участников выполнения несложных логических операций при чтении текста (выделить главное, сформулировать вопросы, выявить неточности или исторические несоответствия и т.д.).
Работа с наглядностью является составной частью таких игр как Экскурсия, Устный диафильм, в которых для выполнения игрового задания учащимся необходимо внимательно и детально изучить любое изображение (картину, фотографию, карту и др.).
Различные виды практических работ учащиеся выполняют в играх «Творческая лаборатория», «Музей» и т.д. Это создание исторической карты и реконструкция отдельных исторических документов, и конструирование «музейных экспонатов», воспроизводящих реалии прошлого.
В преподавании истории очень важно разделение игр по сущностной игровой основе на ролевые, игры с правилами и комплексные, так как каждая группа по-разному функционирует с точки зрения процесса познания.
Чаще других на своих уроках я использую игры по правилам. Они просты, доступны, больше нравятся детям, как правило, не содержат этапа предварительной подготовки и непродолжительны по времени.
Для закрепления, повторение и обобщение исторического материала я использую словесно-логические игры по правилам: «Исторические пятнашки», «Историческая азбука», «Угадай героя», «Угадай термин» и игры-головоломки «Восстанови изображение», «Рассказ с ошибками». Используя игровые технологии я заметила, что в ходе образовательного процесса учащиеся получают удовольствие от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»); игра имеет творческий, в значительной степени импровизационный, активный характер этой деятельности (поле творчества); заметна эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество и конкуренция («эмоциональное напряжение»).
Планируя игровую деятельность на уроке, я предполагаю реализацию одновременно реального и условного поведения, активизацию возможности личности, побуждаю детей искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных) проблем. Использование игровых технологий в учебном процессе – через повышение заинтересованности учащихся к историческим знаниям позволяет мне добиться лучшего усвоения учебного материала, развития умственной деятельности, творческих способностей учащихся и, как результат, – повышения качественной успеваемости.
Считаю, что при использовании игровых технологий на уроках истории следует соблюдать следующие условия:
- соответствие целям урока;
- доступность в изложении материала для учащихся всех возрастов;
– умеренность в использовании игр на уроках.
Моделируя игры, я стараюсь приблизить их к реальной жизненной ситуации, создать систему рефлексии, разработать систему оценки и самооценки. В процессе игр становится возможно оценить не только учебное, но и вне учебное состояние деятельности учащихся: степень удовлетворенности в себе, способность принять решение, умение работать в коллективе.
Таким образом, игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют следующие функции:
1) правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра – один из приемов преодоления пассивности учащихся.