СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.П.Сухомлинский.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроках музыки»

Использование игровых технологий на уроках музыки.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире.
^ Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.П.Сухомлинский.

Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее.

Урок музыки- это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Система творческих заданий  существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.

Творчество- это  процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким  продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. 
И чтобы вовлечь учащихся в этот  процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую  разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.

Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Ну  и, конечно, игра является одной  из любимых  форм  работы учащихся на уроке.

Целью применения технологии игровых форм обучения является для меня  развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету музыка.

Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.

Существует большое количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках.
1.Один из основных видов  деятельности на уроке музыки является пение  и  моя задача заключается  в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению я использую игровую методику. Это различные   упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации.  Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.  
А в среднем звене- это сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке» , как бы  передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация.

2.Остановлюсь ещё на одном из видов вокальных  игр – ритмодекламации.
Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.

У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыка неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно-поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.

3.Музыкально- дидактические игры - это игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель.
Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой.

  Пластическое  интонирование - один из игровых приёмов на уроках музыки.  Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. 
При этом решается целый ряд проблем: 

1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие,  мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания. 
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания.

Здесь можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время "играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки.

Особенно интересен метод под названием «Зеркало» - «Мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка».  Я своими руками начинаю рассказывать     без слов  детям  о музыке. Ребята начинают повторять за мной, причём  с удовольствием работают все, воплощая звучащую музыку в жестах.

К пластическому интонированию близок игровой метод - «музыкальное рисование», который тоже развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие  звучащему музыкальному образу.
4.Следующий игровой метод, применяемый мною на уроках  -Инструментальное музицирование.

Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением. 

Особенно нравится детям исполнять русские  народные  песни  и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов- и ложки, и трещётки, и колокольчики, и бубны, и  самодельные  погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.

5.Следующий вид игровой деятельности - это    интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.  «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра»

«В мире музыкальных инструментов» - эти  игры  расширяют  представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных  стилях разных эпох  и т. д.  Ученики приобретают  опыт работы в группах  по сочинительству  и исполнению.

Игры- путешествия   совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие  игры  применяются  при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты.
6.Сюжетно-ролевые игры  также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные – «Я- композитор» , «Я- сочинитель» . Это игры на знание средств музыкальной выразительности.                                                           

Для развития у учащихся целостного восприятия музыкального произведения я использую  ролевую игру «Художники — декораторы».
В начальных классах это задание предлагается в отношении небольшого вокального, программного произведения и способы выполнения тщательно обговариваются. В старших классах художники — декораторы выполняют функцию оформителей шоу-программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, классическому концерту.

Следующий творческий прием - Ситуация «Я — психолог». Почти каждый ребенок считать себя знатоком людских характеров. Поэтому «Психологу» даётся задание нарисовать  словесный портрет героя музыкального произведения.

Или другой вариант- через прослушивание одного или ряда произведений одного из композиторов  рассказать о нём — человеке, которого они никогда не видели , не знали, но который оставил им «звуковое письмо» о себе и о своем времени.

Назову ещё несколько игровых приёмов, развивающих творческие способности детей и способствующих развитию мышления - «Найди пропущенное слово» и, наоборот,  «найди ненужное слово». Эти задания ребята выполняют  как устно, так и письменно.   

«Логические цепочки» и «Ассоциативные сети». Эти   игры  я использую начиная с 5 класса. Ребята учатся  совершать логический переход от  одного  понятия  к другому  в  три- четыре  промежуточных  слова (например: в 7 классе в  теме «Что значит современность в музыке» нужно составить несколько «логических цепочек», чтобы перейти от слова «современность» к слову «музыка»- (современность — жизнь; жизнь — красота; красота — музыка). Учатся  узнавать по стилю музыкального произведения композитора или круг предполагаемых композиторов, похожих по стилистическим   особенностям.

Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через игровые методы  дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.

Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!