Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут
и который призваны изменить» А. М. Горький.
Учитель начальных классов Эрдынеева Д.С.
В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с «особыми» детьми, предпочтение, на мой взгляд, следует отдать игровым технологиям. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
В моем классе дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Ребёнок, обучение которого происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приёмами, закрепляя полученные умения и навыки.
Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для обучающихся. В игре мои дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает им сделать любое занятие доступным увлекательным, интересным, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Она стимулирует познавательную активность обучающихся, вызывая у них положительные эмоции. Кроме этого игры развивают у ребят произвольность таких процессов, как внимание и память.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений. Игра представляет собой «цепочку» проблемных ситуаций познавательного,
практического характера.
Интерес к играм, к решению каких-то необычных задач, появляется у учеников не всегда и не у всех детей сразу. Поэтому, на мой взгляд, предлагать игры надо постепенно, не оказывая давления на детей.
При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, они помогают нам выполнять большие образовательные цели и задачи, а именно:
стимулирование мотивации и интереса, например: в продолжении изучения темы;
поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой
форме, например: расширенного осознания различных возможностей и
проблем;
социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество);
восприятия интересов других участников, социальных ролей;
-оценка преподавателем
Приведу примеры нескольких видов игр используемых мною на уроках:
-игры –упражнения;
-игры –путешествия;
-дидактические игры;
Игры –упражнения направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.
Игры –путешествия служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Кроме этого материал таких уроков ненавязчиво обогащает словарный запас, развивает речь, активизирует внимание. Конечно, урок –путешествие требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идей урока. Но эффект таких уроков колоссален, нет ни одного скучающего ребенка на уроке.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия
педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности
детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует
педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы
эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного
материала. Дидактическая игра является ценным средством развития
умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает
у детей живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.