СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование ИКТ для обучения детей с умственной отсталостью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Использование ИКТ для обучения детей с умственной отсталостью"»

« Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить»

Адольф Дистервег

тема: «Использование ИКТ для обучения детей с умственной отсталостью»

1. Актуальность и перспективность опыта.   

Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

   Сегодня инклюзивный процесс в образовании требует специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Это требование ставит перед учителями-дефектологами задачи непрерывного поиска новых, более эффективных технологий обучения.     

В качестве одной из них мне видится применение компьютерных технологий на коррекционных занятиях.    Развитие информатизации и всеобщая компьютеризация человечества диктует новые тенденции в формировании человека, понятого и принятого современной общественностью.    

Работа по развитию социализации и формированию психических функций у школьников с нарушением интеллекта является одним из приоритетных направлений в моей практике. Оснащение во время работы с такими детьми компьютерной техникой позволило бы поставить коррекционную работу на более высокую ступень.   

Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения ИКТ в коррекционный процесс.  Поэтому проблему изучения и использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушением интеллекта считаю актуальной и перспективной, имеющей большую  практическую значимость. 



2. Концептуальность.      

Развитие психических процессов учащихся с нарушением интеллекта протекает с рядом особенностей: общее недоразвитие речи, своеобразие развития познавательной сферы и восприятие окружающей действительности.

Сочетание классических, традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных, позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс по развитию психических функций более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для детей с нарушением интеллекта.     

Использование компьютерных презентаций даёт возможность за короткий промежуток времени включить максимально возможное количество видов работ, сделать их красочными, насыщенными разнообразным иллюстративным материалом, который помогает поддерживать у учащихся устойчивый интерес к занятиям.

На сегодняшний день, опыт использования различных коррекционно-развивающих компьютерных мероприятий в процессе обучения является инновационным.

Новизна опыта состоит в том, что, целенаправленно применяя ИКТ на занятиях учитель-дефектолог:

  • более продуктивно корригирует все имеющиеся нарушения  у школьников с интеллектуальной недостаточностью;

  • значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;

  • способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;

  • мотивирует познавательную деятельность ребенка и достигает положительного отношения к коррекционной работе;

  • создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.  

3. Ведущей   педагогической идеей моей работы является изучение и оптимальное использование развивающих компьютерных презентаций на коррекционных  занятиях с целью повышения эффективности коррекционной работы. 

4. Оптимальность и эффективность применения ИКТ    

Специфика работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушение, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Поэтому применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие увлекательным и информационно насыщенным, что делает учебный материал более доступным для восприятия детей.    

С целью оптимизации процесса обучения учащихся мною созданы собственные презентации по учебным темам и собрана медиатека. Она включает в себя – собственные компьютерные разработки для работы по обучению чтению, письму, математике, окружающему миру, ИЗО и технологии в виде компьютерных презентаций; озвученные  мультимедийные презентации из образовательных ресурсов сети Интернет; специализированные интерактивные обучающие компьютерные программы "Учимся читать с домовенком Бу",  "Веселая школа домовенка Бу", "Умные игры. Развитие памяти и внимания",логику и мышление, букварь, математические игры, раскраски на сайте  https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej 

Использование мультимедийных презентаций и развивающих игр имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют применять различные виды речевой, сенсорной деятельности и сочетать их с развитием памяти, мышления, восприятия, внимания, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.    

5. Результативность опыта.            

Практика  показывает, что использование компьютерных технологий  на обучающих и коррекционных занятиях дает положительные результаты. Учащиеся более активно и охотно включаются в работу по усвоению материала, заметно увеличивается время, в течение которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять предлагаемые задания. Развивается познавательный интерес, расширяется кругозор, накапливается словарный запас благодаря возможности соединения речевого материала с иллюстративным.    

Мною  созданы презентации к занятиям для формирования представлений об окружающей среде, видах спорта, профессиях и т.д., подобран обучающий материал, картинки  для формирования правильного восприятия окружающей действительности:     

  • Времена года                                               

  • Явления природы                    

  • Животные

  • Правила маленького пешехода

  • Профессии

  • Виды спорта

С целью совершенствования устной словесной речи  провожу занятия по формированию умений описывать или рассказывать по увиденному и иллюстрированному материалу. Включаю в состав компьютерных презентаций  элементы здоровьесберегающих технологий. Для преодоления зрительного утомления применяю чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой, выполняем  упражнения для снятия напряжения глаз. Для преодоления наступающего утомления - веселые физминутки.

Для лучшего закрепления изученного материала на индивидуальных занятиях использую в работе разнообразные дидактические материалы, а именно: интерактивные сенсорные коврики, умные карточки для выполнения заданий, геометрические фигуры ,трафареты-обводки, лото и тд.

Компьютер на коррекционном занятии – это инструмент и средство обучения, благодаря которому, процесс обучения становится динамичным, посильным и интересным для  школьников.