Использование инновационных технологий при обучении иностранным языкам
Бабкина С.И.
преподаватель ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»
г. Острогожск, Воронежской обл.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в учебном процессе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Это обусловлено тем, что именно компьютеризация и применение новых информационных технологий является той возможностью, которая поможет создать новую систему образования.
Образование сегодня идет в ногу со временем и современный урок иностранного языка представляет сложное образование, подготовка и проведение которого требуют от преподавателя большой затраты творческих сил. На сегодняшний день в преподавании иностранного языка складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность применения информационных технологий на уроках иностранного языка уже не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что, чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное внедрение информационных технологий в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания. Применение компьютера в учебной деятельности относится к группе «технических» инноваций.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающихся, обучение практическому овладению иностранным языком, и создание условий практического овладения языком для каждого обучающегося. Необходимо выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, своё творчество активизировать познавательную деятельность обучающегося в процессе обучения иностранным языкам - в этом и состоит задача учителя.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, а также использование новых информационных технологий, средств телекоммуникационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности.
Компьютерные технологии позволяют видоизменить стиль обучения: различные навыки и умения, по всем видам речевой деятельности обучаемые приобретают одновременно. При обучении аудированию, каждый студент получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый студент может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений - каждый обучающийся может выполнять грамматические упражнения. Обучающиеся могут создавать устные сообщения на иностранном языке: биографии, поздравительные открытки, анкеты, а также проблемные тексты, рефераты, проекты. При работе над печатным текстом, активизируются такие виды речевой деятельности, как чтение и письмо, кроме этого, достигается эффект и в сфере устной речи - благодаря расширению лексического запаса, умений конструировать текст. Письмо выступает в роли «универсального закрепителя». Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Структура программ побуждает обучающихся думать, анализировать, делать выводы и формулировать правила.
Кроме того, использование компьютерных программ по иностранному языку дает качественные результаты по развитию самостоятельной работы обучающихся. Использование компьютерных программ сокращает время на преодоление языкового барьера: тематически закладывается лексика и клише типовых конструкций. Нельзя забывать и о занимательности при использовании компьютерных программ на занятиях: абстрактные образы, погружение в социальную среду изучаемого языка, музыкальный фон - все это создает психологическую атмосферу положительного эмоционального настроя студента, которая облегчает процесс запоминания иноязычной речи. Отсюда исходит мотивация успеха в изучении иностранного языка.
Компьютерные программы имеют свои преимущества, как вспомогательные средства обучения иностранному языку. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Мультимедийные технологии позволяют преподавателю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных студентов.
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
В современном образовании все больше акцент делается на работу с информацией. Обучающимся становится все более важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Обучение в сотрудничестве способно помочь и одновременно подготовить к более сложным видам деятельности с информацией - при использовании, например, метода проектов.
Интернет становится для процесса преподавания иностранного языка одним из важнейших и доступных источников аутентичных и актуальных текстов, и таким образом виртуальным носителем данного языка и культуры, говорящих на нём людей. Преподаватели и обучающиеся могут использовать этот обширный архив для подготовки и выполнения заданий, более глубокого освоения и расширения знаний на занятии.
Материал в электронном формате очень удобно обрабатывать с помощью компьютерных программ, превращать его в упражнения, которые можно использовать на языковых занятиях.
Для проектных форм обучения Интернет служит универсальным средством поиска. При этом учащиеся учатся самостоятельно искать необходимую информацию, систематизировать найденные данные, сортировать их и оценивать. Интернет выступает в данной ситуации как инструмент развития самостоятельности и автономии учащихся.
В настоящее время информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. Информационная культура становится определяющим фактором развития общества. Информационные технологии в образовании способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, активизации познавательной деятельности, формированию информационной культуры. В решении данных проблем помогают различные виды информационных технологий. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное образование.
Современные информационные технологии могут открывать новые возможности для коммуникации и продуктивного учебного взаимодействия во всех формах учебной работы, которые стимулируют самостоятельное, саморегулируемое и самонаправляемое обучение (свободные задания, групповая или самостоятельная работа, работа в парах и т.д.).
Таким образом, современные технологии, такие как новые педагогические технологии, Интернет-ресурсы, создают условия для приближения содержания образования, объема знаний, умений, навыков, а также темпа их усвоения к личности студента, позволяют реализовать личностно-дифференцированный подход в обучении иностранному языку. Кроме того, они изменяют некоторые функции и роль субъектов (обучающийся и преподаватель) учебно-воспитательного процесса. Новые информационные технологии и средства телекоммуникационной связи при изучении иностранного языка становятся привычным инструментом в руках преподавателей, которые, в свою очередь, учат студентов технологиям будущего.
Список литературы
1. Азимов Э. Г. Материалы Интернета на уроках англ. языка //Иностранные языки в школе 2001 1
2. Герасимов А.М., Логинов И.П. Инновационный подход в построении обучения (Концептуально-технологический аспект): Учебное пособие. - М.: МАПКиПРО, 2001.
3. Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков. // ИЯШ. - 2007. - №6.
4. Руденко-Моргун О. И. Компьютерные технологии как новая форма обучения
5. Современные информационные технологии в образовании / И. Роберт / Школа-Пресс / 2004