Правописание слов с разделительным мягким знаком
Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами.
Задачи:
Предметные:
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.
Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак.
Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости.
Учить переносить слова с мягким знаком.
Обогащать словарный запас учащихся.
Личностные
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные:
Регулятивные
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.
Орфографическая минутка
Словарная работа
Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте, о ком идет речь.
Джунгли — дом ее родной, Там свобода и покой. Там любимые бананы, И кругом растут лианы. (Обезьяна.)
Назовите звуки в этом слове. Запишите их в скобках. ([аб'из'йана].)
Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните эти орфограммы.
Придумайте ассоциацию, чтобы легче было запомнить слово. (Ответы детей.)
Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.) Больной, льет, вьюга, коньки, олень, семья. - Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? {На слова с мягким знаком, обозначающим мягкость, и на слова с разделительным мягким знаком.)
* — Почему звуков меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обозначает.)
Какую роль играет мягкий знак в этих словах? (Он обозначает мягкость предыдущего согласного звука.)
Сколько звуков и букв в слове льет? (Четыре буквы и четы/ч• звука.)
Назовите звуки, ([лйот].)
Какая буква пишется на месте звука [Й']? (Мягкий знак.)
Сегодня мы узнаем, какую роль еще играет мягкий зна в словах.
Работа по теме урока
Откройте с. 31 учебника и прочитайте название раздела.
Прочитайте, на какой вопрос нам надо ответить сегодня на уроке.
Упр. 51 (с. 31).
(Коллективное выполнение в соответствии с заданиями.)
Сделайте вывод: когда в словах пишется разделительныII мягкий знак? (Если после согласного звука слышим звук [Й'„ а потом идет гласная буква, то пишется разделительным мягкий знак.)
Упр. 52 (с. 32).
(Выполнение в соответствии с заданиями.)
Сделайте вывод: перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак? (Передгласными Е, Ё, Ю, Я, И.)
Прочитайте правило тетушки Совы.
Подведем итоги: между какими буквами пишется раздели тельный мягкий знак, какие звуки в этом случае обозначаем гласная буква?
Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. (Ходьба на месте.) Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. (Взмахи руками.) Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. (Взмахируками, покружиться.)
Упр. 53 (с. 32).
(Самостоятельное выполнение.)
Какое словарное слово встретилось в упражнении?
Упр. 54 (с. 33).
(Выполняется с комментированием. После этого учащиеся
знакомятся с названием орфограммы.)
Правописание слов с разделительным мягким знаком
| Прочитайте сведения о языке. Почему разделительны! мягкий знак — это орфограмма? (Он не обозначает звука а пишется между согласным и гласным звуками, если отшил звук[Й'].)
Рефлексия
Вставьте, где надо, разделительный мягкий знак. Над словом напишите, какое звуки обозначает гласная буква, [йи] [а] [йа] [а] Руч..и, пол..я, друз..я, врем..я.
(Самопроверка по образцу на доске. Самооценка с помощью Ижпофора».)
Подведение итогов урока
С какой орфограммой познакомились на уроке? Что вас удивило в написании этой орфограммы? Какие чувства вы испытали, когда увидели, что ваши выводы совпадают с текстом правила? Все ли вам было понятно? Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Выполнить упр. 55 (с. 33).
Правописание слов с разделительным мягким знаком
Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами.
Задачи:
Предметные:
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.
Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак.
Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости.
Учить переносить слова с мягким знаком.
Обогащать словарный запас учащихся.
Личностные
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные:
Регулятивные
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1. Словарная работа
(На доске записаны слова.)
Воробьи, обезьяна, коньки, медведь, заячьи, тетрадь, ребячьи. - Как можно разделить эти словарные слова на две группы?
23
Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс
Спишите слова группами в два столбика, подчеркните непроверяемые гласные.
Какая еще орфограмма есть в словах каждого столбика?
2. Орфографическая минутка
Составьте и запишите с данными словами текст из трех- четырех предложений.
Осень, льет, деревья, дождь, листья.
Самоопределение к деятельности
Прочитайте имена. Почему в одних именах есть разделительный мягкий знак, а в других нет?
Катя Дарья
Боря Илья
Оля Марья
Какой звук слышим после согласного перед гласным звуком в словах второго столбика?
Придумайте по одному слову в каждый столбик.
Упр. 56 (с. 33).
(Выполняется с комментированием. В заключение проводится работа по развитию связной речи.)
Упр. 57 (с. 34).
(Выполняется с комментированием. В заключение делается вывод.)
Как определить, что в словах перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И надо писать мягкий знак?
Мы к лесной лужайке вышли, Поднимали ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто из нас вот так шагал — Не споткнулся, не упал.
Упр. 58 (с. 34).
(Самостоятельное выполнение. Проверка: учащиеся по цепочке объясняют написание слов с изученными орфограммами.)
Сделайте вывод: какую «работу» выполняет мягкий знак в словах стихотворения? (В слове день мягкий знак обозначает мягкость. В слове полозья разделяет согласный и гласный звуки. I
(Письмо под диктовку.)