СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование на письме разделительного мягкого знака

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование на письме разделительного мягкого знака»

Правописание слов с разделительным мягким знаком


Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами. 
Задачи:

  • Предметные:

    • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.

    • Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак.

    • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости.

    • Учить переносить слова с мягким знаком.

    • Обогащать словарный запас учащихся.

  • Личностные 

    • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

    • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

  • Метапредметные:

    • Регулятивные

      • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;

      • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    • Познавательные

      • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

      • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

    • Коммуникативные

      • готовность слушать собеседника и вести диалог;

      • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

      • использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.

    1. Орфографическая минутка

    2. Словарная работа

  • Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте, о ком идет речь.

Джунгли — дом ее родной, Там свобода и покой. Там любимые бананы, И кругом растут лианы. (Обезьяна.)

  • Назовите звуки в этом слове. Запишите их в скобках. ([аб'из'йана].)

  • Где в слове написание расходится с произношением? Под­черкните эти орфограммы.

  • Придумайте ассоциацию, чтобы легче было запомнить сло­во. (Ответы детей.)

  1. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.) Больной, льет, вьюга, коньки, олень, семья. - Прочитайте слова. На какие две группы их можно разде­лить? {На слова с мягким знаком, обозначающим мягкость, и на слова с разделительным мягким знаком.)

  • Сколько звуков и букв в слове коньки.? (Пять звуков и шесть букв.)

* — Почему звуков меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обо­значает.)

  1. Какую роль играет мягкий знак в этих словах? (Он обозначает мягкость предыдущего согласного звука.)

  2. Сколько звуков и букв в слове льет? (Четыре буквы и четы/ч• звука.)

  3. Назовите звуки, ([лйот].)

  4. Какая буква пишется на месте звука [Й']? (Мягкий знак.)

  5. Сегодня мы узнаем, какую роль еще играет мягкий зна в словах.

    1. Работа по теме урока

  6. Откройте с. 31 учебника и прочитайте название раздела.

  7. Прочитайте, на какой вопрос нам надо ответить сегодня на уроке.

Упр. 51 (с. 31).

(Коллективное выполнение в соответствии с заданиями.)

  1. Сделайте вывод: когда в словах пишется разделительныII мягкий знак? (Если после согласного звука слышим звук [Й'„ а потом идет гласная буква, то пишется разделительным мягкий знак.)

Упр. 52 (с. 32).

(Выполнение в соответствии с заданиями.)

  1. Сделайте вывод: перед какими гласными буквами пишется разделительный мягкий знак? (Передгласными Е, Ё, Ю, Я, И.)

  2. Прочитайте правило тетушки Совы.

  3. Подведем итоги: между какими буквами пишется раздели тельный мягкий знак, какие звуки в этом случае обозначаем гласная буква?

  • Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. (Ходьба на месте.) Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. (Взмахи руками.) Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. (Взмахируками, покружиться.)

  • Закрепление изученного материала

Упр. 53 (с. 32).

(Самостоятельное выполнение.)

  1. Какое словарное слово встретилось в упражнении?

Упр. 54 (с. 33).

(Выполняется с комментированием. После этого учащиеся

знакомятся с названием орфограммы.)

Правописание слов с разделительным мягким знаком

| Прочитайте сведения о языке. Почему разделительны! мягкий знак — это орфограмма? (Он не обозначает звука а пишется между согласным и гласным звуками, если отшил звук[Й'].)

  1. Рефлексия

Вставьте, где надо, разделительный мягкий знак. Над сло­вом напишите, какое звуки обозначает гласная буква, [йи] [а] [йа] [а] Руч..и, пол..я, друз..я, врем..я.

(Самопроверка по образцу на доске. Самооценка с помощью Ижпофора».)

  1. Подведение итогов урока

С какой орфограммой познакомились на уроке? Что вас удивило в написании этой орфограммы? Какие чувства вы испытали, когда увидели, что ваши вы­воды совпадают с текстом правила? Все ли вам было понятно? Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание

Выполнить упр. 55 (с. 33).

Правописание слов с разделительным мягким знаком

Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами.
 
Задачи:

  • Предметные:

    • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.

    • Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак.

    • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости.

    • Учить переносить слова с мягким знаком.

    • Обогащать словарный запас учащихся.

  • Личностные 

    • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

    • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

  • Метапредметные:

    • Регулятивные

      • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;

      • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    • Познавательные

      • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

      • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

    • Коммуникативные

      • готовность слушать собеседника и вести диалог;

      • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные

Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Актуализация знаний

1. Словарная работа

(На доске записаны слова.)

Воробьи, обезьяна, коньки, медведь, заячьи, тетрадь, ребячьи. - Как можно разделить эти словарные слова на две группы?

23

Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс

  1. Спишите слова группами в два столбика, подчеркните не­проверяемые гласные.

  2. Какая еще орфограмма есть в словах каждого столбика?

2. Орфографическая минутка

  1. Составьте и запишите с данными словами текст из трех- четырех предложений.

Осень, льет, деревья, дождь, листья.

    1. Самоопределение к деятельности

  1. Прочитайте имена. Почему в одних именах есть раздели­тельный мягкий знак, а в других нет?

Катя Дарья

Боря Илья

Оля Марья

  1. Какой звук слышим после согласного перед гласным звуком в словах второго столбика?

  2. Придумайте по одному слову в каждый столбик.

  • Работа по теме урока

Упр. 56 (с. 33).

(Выполняется с комментированием. В заключение проводится работа по развитию связной речи.)

Упр. 57 (с. 34).

(Выполняется с комментированием. В заключение делается вывод.)

  1. Как определить, что в словах перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И надо писать мягкий знак?

  • Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли, Поднимали ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто из нас вот так шагал — Не споткнулся, не упал.

  • Закрепление изученного материала

Упр. 58 (с. 34).

(Самостоятельное выполнение. Проверка: учащиеся по це­почке объясняют написание слов с изученными орфограммами.)

  1. Сделайте вывод: какую «работу» выполняет мягкий знак в словах стихотворения? (В слове день мягкий знак обозначает мягкость. В слове полозья разделяет согласный и гласный звуки. I

  • Рефлексия

(Письмо под диктовку.)