СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование предметных карт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование предметных карт»

 Использование предметных карт для повышения эффективности обучения в подготовительном классе школы для глухих детей   Профессор Е.Г.Речицкая

Использование предметных карт для повышения эффективности обучения в подготовительном классе школы для глухих детей

Профессор Е.Г.Речицкая

Теория поэтапного формирования умственных действий Модель объекта Модель действия (алгоритм его операций) Характеристика материала и операций по отбору и подготовке к работе Подбор и характеристика орудий и операций по их применению Орудия и операции контроля текущего и заключительного Объединение всего вышеизложенного в общий план

Теория поэтапного формирования умственных действий

  • Модель объекта
  • Модель действия (алгоритм его операций)
  • Характеристика материала и операций по отбору и подготовке к работе
  • Подбор и характеристика орудий и операций по их применению
  • Орудия и операции контроля текущего и заключительного
  • Объединение всего вышеизложенного в общий план
По содержанию учебные карты подразделяются на: Карты, в которых отражены признаки объектов Карты, в которых указывается последовательность операций (алгоритм) по выполнению действий Карты, в которых отражены признаки понятия и алгоритм действия, т.е. смешанные

По содержанию учебные карты подразделяются на:

  • Карты, в которых отражены признаки объектов
  • Карты, в которых указывается последовательность операций (алгоритм) по выполнению действий
  • Карты, в которых отражены признаки понятия и алгоритм действия, т.е. смешанные
 С помощью карт указывается последовательность изготовления объекта вплоть до получения конечного результата. На первой карте представлен образец изделия, а последующие карты соответствуют основным этапам работы над поделкой. Каждый образец является результатом выполнения одного или нескольких приемов, составляющих операцию. Кроме того, к карте могут быть даны письменные указания о том, как выполнять ту или иную операцию, какие материалы и инструменты необходимы для работы.

С помощью карт указывается последовательность изготовления объекта вплоть до получения конечного результата. На первой карте представлен образец изделия, а последующие карты соответствуют основным этапам работы над поделкой. Каждый образец является результатом выполнения одного или нескольких приемов, составляющих операцию. Кроме того, к карте могут быть даны письменные указания о том, как выполнять ту или иную операцию, какие материалы и инструменты необходимы для работы.

Первая карта (модель объекта по П.Я.Гальперину) ЭТО МАТРЁШКА ПОЛОЖИТЕ МАТРЁШКУ ТАК ОБВЕДИТЕ ШАБЛОН ПОЛОЖИТЕ ШАБЛОН МАТРЁШКИ ТАК ОБВЕДИТЕ ШАБЛОН Я ПОЛОЖИЛ(А) МАТРЁШКУ ТАК Я ОБВЕЛ(А) ШАБЛОН Я ПОЛОЖИЛ(А) ШАБЛОН МАТРЁШКИ ТАК Я ОБВЕЛ(А) ШАБЛОН

Первая карта (модель объекта по П.Я.Гальперину)

ЭТО МАТРЁШКА

ПОЛОЖИТЕ МАТРЁШКУ ТАК

ОБВЕДИТЕ ШАБЛОН

ПОЛОЖИТЕ ШАБЛОН МАТРЁШКИ ТАК

ОБВЕДИТЕ ШАБЛОН

Я ПОЛОЖИЛ(А) МАТРЁШКУ ТАК

Я ОБВЕЛ(А) ШАБЛОН

Я ПОЛОЖИЛ(А) ШАБЛОН МАТРЁШКИ ТАК

Я ОБВЕЛ(А) ШАБЛОН

ВЫРЕЖЬТЕ МАТРЁШКУ ВЫРЕЖЬТЕ ЛИЦО НАКЛЕЙТЕ МАТРЁШКУ НАКЛЕЙТЕ ЛИЦО НАРИСУЙТЕ ЛИЦО Я ВЫРЕЗАЛ(А) МАТРЁШКУ Я ВЫРЕЗАЛ(А) ЛИЦО Я НАКЛЕИЛ(А) МАТРЁШКУ Я НАКЛЕИЛ(А) ЛИЦО Я НАРИСОВАЛ(А) ЛИЦО

ВЫРЕЖЬТЕ МАТРЁШКУ

ВЫРЕЖЬТЕ ЛИЦО

НАКЛЕЙТЕ МАТРЁШКУ

НАКЛЕЙТЕ ЛИЦО

НАРИСУЙТЕ ЛИЦО

Я ВЫРЕЗАЛ(А) МАТРЁШКУ

Я ВЫРЕЗАЛ(А) ЛИЦО

Я НАКЛЕИЛ(А) МАТРЁШКУ

Я НАКЛЕИЛ(А) ЛИЦО

Я НАРИСОВАЛ(А) ЛИЦО

Форма представления содержания в учебных картах бывает различной: В виде письменного текста, рисунков, схем, знаковой символики. В сочетании словесной и изобразительной форм.

Форма представления содержания в учебных картах бывает различной:

  • В виде письменного текста, рисунков, схем, знаковой символики. В сочетании словесной и изобразительной форм.
Предметные карты выполняют три функции: Познавательную (в плане ознакомления с объектом деятельности и некоторыми его свойствами) Планирующую Контрольную

Предметные карты выполняют три функции:

  • Познавательную (в плане ознакомления с объектом деятельности и некоторыми его свойствами)
  • Планирующую
  • Контрольную
Значение использования предметных карт состоит в том, что они: Позволяют познакомить учащихся с объектом деятельности, его строением, формой, величиной, цветом. Помогают проследить ход изготовления в логической последовательности (формируют умение планирования) Учат отбирать необходимые для работы материалы и инструменты Позволяют осуществлять пошаговый контроль за изготовлением объекта Могут быть использованы в качестве опоры при формировании речевой деятельности учащихся.

Значение использования предметных карт состоит в том, что они:

  • Позволяют познакомить учащихся с объектом деятельности, его строением, формой, величиной, цветом.
  • Помогают проследить ход изготовления в логической последовательности (формируют умение планирования)
  • Учат отбирать необходимые для работы материалы и инструменты
  • Позволяют осуществлять пошаговый контроль за изготовлением объекта
  • Могут быть использованы в качестве опоры при формировании речевой деятельности учащихся.
Последовательность работы с предметными картами Анализ образца. При первоначальном анализе образца дети учатся определять вид деятельности, название объекта, его назначение, материал, из которого он сделан, форму, выделять его основные части и способ их соединения. Прежде чем учащиеся приступят к работе, педагог устно объясняет назначение карт, порядок их использования. Формирование умений работать с картой происходит в организованной предметно-практической деятельности.

Последовательность работы с предметными картами

  • Анализ образца. При первоначальном анализе образца дети учатся определять вид деятельности, название объекта, его назначение, материал, из которого он сделан, форму, выделять его основные части и способ их соединения.
  • Прежде чем учащиеся приступят к работе, педагог устно объясняет назначение карт, порядок их использования. Формирование умений работать с картой происходит в организованной предметно-практической деятельности.
Под каждой картой, предлагаемой вниманию детей, вывешивается табличка с инструкцией типа  которую дети читают хором, а затем приступают к анализу изображенного на карте. При первоначальном обучении тем или иным операциям, приемам (например, техника использования ножниц) после чтения инструкции и анализа карты следует показ действия педагогом. Использование показа с самого начала способствует освоению орудийных действий, рациональных приемов работы, формированию обобщенных представлений о свойствах объектов и способах изображения ПОЛОЖИТЕ ШАБЛОН МАТРЁШКИ ТАК
  • Под каждой картой, предлагаемой вниманию детей, вывешивается табличка с инструкцией типа

которую дети читают хором, а затем приступают к анализу изображенного на карте.

  • При первоначальном обучении тем или иным операциям, приемам (например, техника использования ножниц) после чтения инструкции и анализа карты следует показ действия педагогом. Использование показа с самого начала способствует освоению орудийных действий, рациональных приемов работы, формированию обобщенных представлений о свойствах объектов и способах изображения

ПОЛОЖИТЕ ШАБЛОН МАТРЁШКИ ТАК

Выполнению каждой операции, отраженной на предметной карте, предшествует ряд действий, которые выполняются на основе словесных инструкций типа После выполнения операции следует вопрос учителя  Ученики читают табличку-ответ Затем педагог предлагает соотнести результат выполненного действия с картой и после самостоятельной оценки детьми правильности выполнения операции, сличения результата отдельной операции с предметной картой проверяет и оценивает сделанное и в случае необходимости опять обращает внимание детей на карту. ВОЗЬМИТЕ ШАБЛОНЫ ПОПРОСИТЕ НОЖНИЦЫ ЧТО ТЫ (ВЫ) СДЕЛАЛ (И)? Я (МЫ) ПОЛОЖИЛ(И) ШАБЛОН МАТРЁШКИ ТАК
  • Выполнению каждой операции, отраженной на предметной карте, предшествует ряд действий, которые выполняются на основе словесных инструкций типа
  • После выполнения операции следует вопрос учителя

Ученики читают табличку-ответ

  • Затем педагог предлагает соотнести результат выполненного действия с картой и после самостоятельной оценки детьми правильности выполнения операции, сличения результата отдельной операции с предметной картой проверяет и оценивает сделанное и в случае необходимости опять обращает внимание детей на карту.

ВОЗЬМИТЕ ШАБЛОНЫ

ПОПРОСИТЕ НОЖНИЦЫ

ЧТО ТЫ (ВЫ) СДЕЛАЛ (И)?

Я (МЫ) ПОЛОЖИЛ(И) ШАБЛОН МАТРЁШКИ ТАК

Пошаговый контроль осуществляется и в процессе самой работы, к чему учащихся побуждают такие вопросы, как: Если вначале карты даются поочередно, то после освоения детьми практических и речевых действий карты, отражающие процесс работы, уже предлагаются для восприятия одновременно и ученики работают с ними последовательно, переходя от одной к другой. ЧТО ТЫ РИСУЕШЬ? КАК? ПОСМОТРИ НА КАРТУ. ВЕРНО?
  • Пошаговый контроль осуществляется и в процессе самой работы, к чему учащихся побуждают такие вопросы, как:
  • Если вначале карты даются поочередно, то после освоения детьми практических и речевых действий карты, отражающие процесс работы, уже предлагаются для восприятия одновременно и ученики работают с ними последовательно, переходя от одной к другой.

ЧТО ТЫ РИСУЕШЬ?

КАК?

ПОСМОТРИ НА КАРТУ. ВЕРНО?

Первый этап работы с картами На первом этапе работы с картами внимание учащихся фиксируется на связи действия, изображенного на карте, с собственными практическими и речевыми действиями. Словесные высказывания детей поощряются фишками, жетонами. На этом этапе дети также учатся определять необходимые для работы материалы и инструменты. Учитель обращает их внимание на  каждую из карт и говорит: В конце следует  обобщение: ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ? ПОСМОТРИТЕ ДЛЯ РАБОТЫ НАМ НУЖНЫ БЕЛАЯ БУМАГА И КРАСНАЯ БУМАГА, КАРАНДАШ, НОЖНИЦЫ И КЛЕЙ. ПОКАЗЫВАЕТ СЛЕДУЮЩУЮ КАРТУ ШАБЛОН МАТРЁШКИ ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ЕЩЕ НУЖНО? КАРАНДАШ

Первый этап работы с картами

  • На первом этапе работы с картами внимание учащихся фиксируется на связи действия, изображенного на карте, с собственными практическими и речевыми действиями. Словесные высказывания детей поощряются фишками, жетонами. На этом этапе дети также учатся определять необходимые для работы материалы и инструменты.

Учитель обращает их внимание на

каждую из карт и говорит: В конце следует

обобщение:

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ? ПОСМОТРИТЕ

ДЛЯ РАБОТЫ НАМ НУЖНЫ БЕЛАЯ БУМАГА И КРАСНАЯ БУМАГА, КАРАНДАШ, НОЖНИЦЫ И КЛЕЙ.

ПОКАЗЫВАЕТ СЛЕДУЮЩУЮ КАРТУ

ШАБЛОН МАТРЁШКИ

ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ЕЩЕ НУЖНО?

КАРАНДАШ

Подобная организация работы исключает такие ошибки, как пропуск учащимися того или иного материала или инструмента, название лишнего. На первом этапе обучения особенно важно научить детей определять все необходимое для работы. НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ДЕТИ УЧАТСЯ: работать с картой, синхронно сочетать речевые высказывания с действиями на карте и с собственными практическими действиями, определять материалы и инструменты, необходимые для работы, анализировать образец, отчитываться о каждой операции с опорой на карты и письменные таблички и контролировать себя в процессе работы, последовательно выполнять работу.

Подобная организация работы исключает такие ошибки, как пропуск учащимися того или иного материала или инструмента, название лишнего. На первом этапе обучения особенно важно научить детей определять все необходимое для работы.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ДЕТИ УЧАТСЯ:

работать с картой, синхронно сочетать речевые высказывания с действиями на карте и с собственными практическими действиями, определять материалы и инструменты, необходимые для работы, анализировать образец, отчитываться о каждой операции с опорой на карты и письменные таблички и контролировать себя в процессе работы, последовательно выполнять работу.

Второй этап работы с картами НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ДЕТИ УЧАТСЯ Давать пооперационный отчет самостоятельно или с опорой на таблички-инструкции; словесно обозначать каждую предстоящую операцию, используя карты. В коллективной работе класса с предметными картами намечается лишь одна операция (выбирается нужная карта из данных вперемежку и соответствующая табличка с инструкцией), которая выполняется детьми, после чего определяется вторая и следует ее выполнение, и т.д.

Второй этап работы с картами

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ДЕТИ УЧАТСЯ

Давать пооперационный отчет самостоятельно или с опорой на таблички-инструкции; словесно обозначать каждую предстоящую операцию, используя карты. В коллективной работе класса с предметными картами намечается лишь одна операция (выбирается нужная карта из данных вперемежку и соответствующая табличка с инструкцией), которая выполняется детьми, после чего определяется вторая и следует ее выполнение, и т.д.

Например  Учитель. Посмотрите на карты. Что вы будете делать сначала? Покажите первую карту. Скажите.  Ученики. Обводить туловище. Сначала будем обводить шаблон туловища кота.  Учитель. Обведите шаблон туловища. (Ученики выполняют)  Учитель. Что ты (вы) сделал(и)?  Ученики. Я (мы) обвел(и) шаблон туловища кота.  Учитель. Что будем делать дальше?  И так далее.

Например

Учитель. Посмотрите на карты. Что вы будете делать сначала? Покажите первую карту. Скажите.

Ученики. Обводить туловище. Сначала будем обводить шаблон туловища кота.

Учитель. Обведите шаблон туловища. (Ученики выполняют)

Учитель. Что ты (вы) сделал(и)?

Ученики. Я (мы) обвел(и) шаблон туловища кота.

Учитель. Что будем делать дальше?

И так далее.

Аппликационная работа. Тема «Кот»

Аппликационная работа. Тема «Кот»

Рисование. Тема «Чайник» Моделирование из бумаги. Тема «Кораблик»

Рисование. Тема «Чайник»

Моделирование из бумаги. Тема «Кораблик»

После приобретенного опыта краткого планирования, учащиеся начинают прогнозировать с опорой на карты, 2-3 операции, как правило, однотипные, например: На этом этапе дети учатся составлению заявки на материалы, вводится новое слово - Первые заявки составляются коллективно (далее самостоятельно), причем каждый ученик составляет заявку с помощью перфокарты, которая имеет вид: Сначала надо приклеить туловище, после этого голову, затем лапы и хвост ЗАЯВКА Заявка Для работы мне нужны _____________________________
  • После приобретенного опыта краткого планирования, учащиеся начинают прогнозировать с опорой на карты, 2-3 операции, как правило, однотипные, например:

На этом этапе дети учатся составлению заявки на материалы, вводится новое слово - Первые заявки составляются коллективно (далее самостоятельно), причем каждый ученик составляет заявку с помощью перфокарты, которая имеет вид:

Сначала надо приклеить туловище, после этого голову, затем лапы и хвост

ЗАЯВКА

Заявка

Для работы мне нужны _____________________________

В окошко-прорезь дети вставляют таблички с названиями материалов и инструментов. Проверка самостоятельно составленных заявок проводится коллективно и парами, а при работе бригадами одна бригада по заявке проверяет или выдает требуемые предметы другой бригаде.

В окошко-прорезь дети вставляют таблички с названиями материалов и инструментов.

Проверка самостоятельно составленных заявок проводится коллективно и парами, а при работе бригадами одна бригада по заявке проверяет или выдает требуемые предметы другой бригаде.

Третий этап работы с картами НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ ДЕТИ УЧАТСЯ Составлять рассказ о будущей деятельности, используя расставленные по порядку пооперационные карты и таблички с краткими инструкциями, в которых в качестве опорных слов даются глаголы В дальнейшем учитель может вывешивать таблички в стороне и беспорядочно для того, чтобы дети учились самостоятельно ориентироваться в речевом материале, тренировались в его запоминании, выполняя те или иные поручения. ОБВЕДИ (обводить), РАСКРАСЬ (раскрашивать) и т.д.

Третий этап работы с картами

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ ДЕТИ УЧАТСЯ

Составлять рассказ о будущей деятельности, используя расставленные по порядку пооперационные карты и таблички с краткими инструкциями, в которых в качестве опорных слов даются глаголы

В дальнейшем учитель может вывешивать таблички в стороне и беспорядочно для того, чтобы дети учились самостоятельно ориентироваться в речевом материале, тренировались в его запоминании, выполняя те или иные поручения.

ОБВЕДИ (обводить), РАСКРАСЬ (раскрашивать) и т.д.

На этом же этапе практикуется самостоятельная расстановка учащимися карт, данных в произвольном порядке. Учитель предлагает детям внимательно посмотреть на карты и сказать, что надо делать сначала, а что затем. Ученики расставляют карты и называют каждое действие, затем составляют связный рассказ о будущей деятельности: «Сначала мы будем обводить голову кота, затем туловище, потом лапы, после чего хвост, дальше мы будем раскрашивать кота.»
  • На этом же этапе практикуется самостоятельная расстановка учащимися карт, данных в произвольном порядке. Учитель предлагает детям внимательно посмотреть на карты и сказать, что надо делать сначала, а что затем. Ученики расставляют карты и называют каждое действие, затем составляют связный рассказ о будущей деятельности:

«Сначала мы будем обводить голову кота, затем туловище, потом лапы, после чего хвост, дальше мы будем раскрашивать кота.»

Для усвоения школьниками последовательности действий применяются также предметные карты с недостающей информацией. Учащиеся, расставляя карты по порядку, должны определить, какая операция пропущена, что нужно изобразить на карте. Созданная таким образом проблемная ситуация способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и поддержанию познавательного интереса.
  • Для усвоения школьниками последовательности действий применяются также предметные карты с недостающей информацией. Учащиеся, расставляя карты по порядку, должны определить, какая операция пропущена, что нужно изобразить на карте. Созданная таким образом проблемная ситуация способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и поддержанию познавательного интереса.
В руководство деятельностью постепенно вводится ученик, выступающий в роли учителя, - «маленький учитель», который, используя предметные карты, дает одноклассникам пооперационные поручения по изготовлению изделия, и те, выполняя их, отчитываются перед ним.  Предметные карты могут находиться на доске, либо после определения последовательности будущей работы передаваться «маленькому учителю»
  • В руководство деятельностью постепенно вводится ученик, выступающий в роли учителя, - «маленький учитель», который, используя предметные карты, дает одноклассникам пооперационные поручения по изготовлению изделия, и те, выполняя их, отчитываются перед ним.

Предметные карты могут находиться на доске, либо после определения последовательности будущей работы передаваться «маленькому учителю»

Четвертый этап работы с картами Включает в себя новые требования к планированию деятельности. Дети приступают к составлению плана работы. Учитель обращает их внимание на то, что описываемую последовательность работы можно изобразить графическим способом, располагая карты вертикально (под нумерацией 1, 2, 3… и т.д.), и обобщая схему, вводит слово ПЛАН

Четвертый этап работы с картами

Включает в себя новые требования к планированию деятельности. Дети приступают к составлению плана работы. Учитель обращает их внимание на то, что описываемую последовательность работы можно изобразить графическим способом, располагая карты вертикально

(под нумерацией 1, 2, 3… и т.д.), и обобщая схему, вводит слово

ПЛАН

Навыки коллективного пооперационного планирования закрепляются в различных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка) при использовании разных методических приемов, обычно применяемых на уроках ППО. Например, после того как план коллективно составлен на доске, он закрывается, а учащимся предлагается достать свои конверты и самостоятельно составить план работы над изделием, используя таблички с пунктами плана.
  • Навыки коллективного пооперационного планирования закрепляются в различных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка) при использовании разных методических приемов, обычно применяемых на уроках ППО.
  • Например, после того как план коллективно составлен на доске, он закрывается, а учащимся предлагается достать свои конверты и самостоятельно составить план работы над изделием, используя таблички с пунктами плана.
Навыки коллективного, а затем самостоятельного планирования формируются постепенно, с использованием сначала развернутых, пооперационных предметных карт, например: 1 – приклеить туловище 2 – приклеить голову 3 – приклеить лапы 4 – приклеить хвост После этого дети переходят к картам, отражающим основные операции, например: Обвести, вырезать, наклеить, раскрасить
  • Навыки коллективного, а затем самостоятельного планирования формируются постепенно, с использованием сначала развернутых, пооперационных предметных карт, например:

1 – приклеить туловище

2 – приклеить голову

3 – приклеить лапы

4 – приклеить хвост

После этого дети переходят к картам, отражающим основные операции, например:

Обвести, вырезать, наклеить, раскрасить

К концу первого полугода возможен переход к самостоятельному планированию детьми деятельности на основе кратких предметных карт при выполнении однотипных работ и освоении видов деятельности. При обучении самостоятельному планированию эффективным приемом является составление самими детьми предметных карт при работе парами, бригадами. При недостаточном развитии у 7-летних глухих детей графических способностей для этого можно использовать аппликацию – готовые части изготавливаемого объекта.
  • К концу первого полугода возможен переход к самостоятельному планированию детьми деятельности на основе кратких предметных карт при выполнении однотипных работ и освоении видов деятельности.
  • При обучении самостоятельному планированию эффективным приемом является составление самими детьми предметных карт при работе парами, бригадами. При недостаточном развитии у 7-летних глухих детей графических способностей для этого можно использовать аппликацию – готовые части изготавливаемого объекта.
Важно: На каждом этапе в активную работу следует включать как сильных, так и слабых учеников. Сильные ученики осуществляют контрольно-обучающие, оценочные функции, выступая в роли «руководителя», «маленького учителя», а также работая в паре или в триаде с более слабым учеником.

Важно:

На каждом этапе в активную работу следует включать как сильных, так и слабых учеников. Сильные ученики осуществляют контрольно-обучающие, оценочные функции, выступая в роли «руководителя», «маленького учителя», а также работая в паре или в триаде с более слабым учеником.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!