СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование приема рефлексии на разных этапах урока»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на методическом объединении учителей - предметников. Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
««Использование приема рефлексии на разных этапах урока»»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сахалинской области «Школа – интернат «Радуга»





Доклад

«Использование приема рефлексии на разных этапах урока (занятия)»

из опыта работы









Учитель ПТП «Сельскохозяйственный труд(растениеводство)»

РумянцеваЖ.А.

















22.03.2021

Смирных


Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  2. рефлексия деятельности;

  3. рефлексия содержания учебного материала;

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. При проведении рефлексии следует учитывать возраст учащихся и их категорию. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рефлексия может:

  1. выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

  2. отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

  3. быть средством самопознания.

Приёмы рефлексии.

1. Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

Поделимся впечатлением о нашем уроке.

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Больше всего мне понравилось…

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Я выбирал эти задания на уроке, потому что:

-они мне нравятся,

-они легче остальных,

-затрудняюсь ответить.

2. Рисуем настроение.

-Сравнить своё настроение с образом какого-либо растения, цветка.

3. «Огонёк общения»

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

-сегодня меня порадовало…

-сегодня меня огорчило…

4. «Дерево творчества»

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды - дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок - довольно неплохо;

Зелёный листик - не совсем удовлетворён днём;

Жёлтый листик - «пропащий день», неудовлетворённость.

5.«Светофор»

Дети сигналят карточками:

Зелёной - побольше таких уроков, поучительно,

Жёлтой - понравилось, но не всё, интересно,

Красной - дело не понравилось, скучно.

6. «Ладошка»

Желтая – скучно, бесполезно; зеленая – все получилось; красная – ни чего не понял.

7. «Солнышко»

Моё настроение похоже на:

солнышко,

солнышко с тучкой,

тучку,

тучку с дождиком,

тучку с молнией.

8. «Лесенка успеха»

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

Комфортно

Уверен в своих силах

Хорошо

Плохо

Крайне скверно

9.«Мишень настроения»

День - это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цветовых зон.

Внутри - дата и мотивация. В конце недели вся мишень «прострелена».

10. «Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

11.«Сказочное дерево»

Разноцветные бабочки, цветки, прикрепляются на общем дереве.

Учитель сообщает о значении цветов или размеров этих предметов.


Интеллектуальная рефлексия.

Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в разных ситуациях на уроке, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности. На уроках можно использовать следующие виды рефлексии с учетом возможностей детей с ОВЗ.

1. Выбери верное утверждение:

-Я сам не смог справиться с затруднением;

-У меня не было затруднений;

2. Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы. (на очень простом уровне, с помощью учителя).

3. Шпаргалка - информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников (на очень простом уровне, под контролем учителя) – Кластер

4.Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

5.Восстановление деформированного высказывания, правила, текста.

(прием «Все наоборот», « Золушка» )

6. Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии:

  • Что было самым важным на уроке?

  • Какова тема сегодняшнего урока?

  • Что для тебя было легко (трудно)?

  • Доволен ли ты своей работой?

  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Оценка деятельности выставляемая в Электронном журнале (собственная оценка, оценка модератора)

При подготовке к итоговой аттестации используется в качестве рефлексии Лист достижений, в котором ученики отмечают степень подготовки, собственное ощущение знаний по предмету.

Рефлексия - это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока. Она способствует развитию очень важных качеств личности: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность, что облегчит вхождение личности в социум и позволит успешно функционировать в нём.