СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проблемных ситуации на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО

Просмотр содержимого документа
«Использование проблемных ситуации на уроках математики»

 Проблемное обучение. Что это?

Проблемное обучение.

Что это?

Проблемное обучение – эффективная технология обучения математике.   «Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация» С.Л.Рубинштейн .

Проблемное обучение – эффективная технология обучения математике.

«Начальным моментом

мыслительного процесса обычно

является проблемная ситуация»

С.Л.Рубинштейн .

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в   результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: « творческое  усвоение знаний » . Словосочетание « творческое усвоение знаний »  означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его  в доступных формах.

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация

учебных занятий, которая предполагает создание под руководством

учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность

учащихся по их разрешению, в   результате чего происходит творческое

овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями

и развитие мыслительных способностей.

Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: « творческое

усвоение знаний » .

Словосочетание « творческое усвоение знаний » означает, что на уроке

ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит

учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его

в доступных формах.

Таким образом, из всех образовательных целей творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод чрезвычайной важности:  проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний. Это значит, что ученик проходит звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение   решения и реализацию продукта –  на этапе воспроизведения (проговаривания)знаний

Таким образом, из всех образовательных целей творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод чрезвычайной важности:

проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Это значит, что ученик проходит звенья научного творчества:

  • постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний;
  • выражение   решения и реализацию продукта

на этапе воспроизведения (проговаривания)знаний

Достоинства проблемного обучения (Б.Б. Айсмонтас) Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения. Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы. Развивает мыслительные способности учащихся. Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.

Достоинства проблемного обучения (Б.Б. Айсмонтас)

  • Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения.
  • Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы.
  • Развивает мыслительные способности учащихся.
  • Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.
Недостатки проблемного обучения (Б. Б. Айсмонтас) В меньшей мере, чем другие типы обучения, применим при формировании практических умений и навыков. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем другие типы обучения.

Недостатки проблемного обучения (Б. Б. Айсмонтас)

  • В меньшей мере, чем другие типы обучения, применим при формировании практических умений и навыков.
  • Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем другие типы обучения.
Типы проблемных ситуаций  (по Т.В. Кудрявцеву) Проблемные ситуации возникают.. … когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями). 1 … при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечивать правильное решение предложенной проблемной задачи. 2 … когда учащиеся сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний на практике. 3

Типы проблемных ситуаций (по Т.В. Кудрявцеву)

Проблемные ситуации возникают..

… когда обнаруживается несоответствие между имеющимися

уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями

(между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями

более низкого и более высокого уровня, между житейскими и

научными знаниями).

1

… при необходимости многообразного выбора из систем

имеющихся знаний единственно необходимой системы,

использование которой только и может обеспечивать

правильное решение предложенной проблемной задачи.

2

… когда учащиеся сталкиваются с новыми практическими

условиями использования уже имеющихся знаний на

практике.

3

… если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного  способа, а также между практически достигнутым  результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования. 4 … при решении технических задач, когда между внешним видом схематических изображений и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое  соответствие. 5 … когда существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статистическим характером самих изображений и необходимостью «прочитать» в них динамический процесс. 6

… если имеется противоречие между теоретически

возможным путём решения задачи и практической

неосуществимостью или нецелесообразностью избранного

способа, а также между практически достигнутым

результатом выполнения задания и отсутствием

теоретического обоснования.

4

… при решении технических задач, когда между внешним

видом схематических изображений и конструктивным

оформлением технического устройства отсутствует прямое

соответствие.

5

… когда существует объективно заложенное в

принципиальных схемах противоречие между

статистическим характером самих изображений и

необходимостью «прочитать» в них динамический процесс.

6

Методические приёмы создания проблемной ситуации выявление различных точек зрения на один и тот же вопрос; создание учителем противоречия; мотивация к решению противоречия; организация противоречия в практической деятельности учащихся; рассмотрение какой-либо задачи с различных позиций, часто ролевых (например, по профессиональному принципу: следователь, экономист, психолог; или социальной роли: критик, новатор, консерватор, пропагандист, сподвижник новатора и т. д.); побуждение учащихся к сравнению, обобщению, выводам в проблемной ситуации, сопоставлению фактов;

Методические приёмы создания проблемной ситуации

  • выявление различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • создание учителем противоречия;
  • мотивация к решению противоречия;
  • организация противоречия в практической деятельности учащихся;
  • рассмотрение какой-либо задачи с различных позиций, часто ролевых (например, по профессиональному принципу: следователь, экономист, психолог; или социальной роли: критик, новатор, консерватор, пропагандист, сподвижник новатора и т. д.);
  • побуждение учащихся к сравнению, обобщению, выводам в проблемной ситуации, сопоставлению фактов;
Методические приёмы создания проблемной ситуации постановка конкретных вопросов, способствующих обобщению, обоснованию, конкретизации, логике рассуждения; выдвижение изначально исследовательской задачи; задачи с неопределенностью в постановке вопроса; выдвижение проблемной ситуации в условии задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками); создание проблемной ситуации с помощью ограничения времени ее разрешения: использование кодированных заданий.

Методические приёмы создания проблемной ситуации

  • постановка конкретных вопросов, способствующих обобщению, обоснованию, конкретизации, логике рассуждения;
  • выдвижение изначально исследовательской задачи;
  • задачи с неопределенностью в постановке вопроса;
  • выдвижение проблемной ситуации в условии задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками);
  • создание проблемной ситуации с помощью ограничения времени ее разрешения:
  • использование кодированных заданий.
Учение с увлечением.  Использование проблемных ситуаций на уроках математики.

Учение с увлечением.

Использование проблемных

ситуаций

на уроках математики.

Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему. Пример 1. На уроке геометрии по теме «Длина ломаной» ученикам предложена практическая работа в двух вариантах: начертить ломаную (В-I из двух звеньев, В-II из трех звеньев) путем измерения сравнить длину ломаной с расстоянием между ее концами. Результаты у всех, естественно разные. Учитель выписывает их в две колонки на доске. Длина ломаной Расстояние между концами 15 см. 13 см.  8 см. 6,5 см. 11,3 см. 10 см.   Ученикам предлагается внимательно рассмотреть числа и сделать предположение и зависимости между длиной ломаной и расстоянием между ее концами. После высказывания предположений ищут пути решения проблемы и переходят к доказательству в общем виде. ?

Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.

Пример 1. На уроке геометрии по теме «Длина ломаной» ученикам предложена практическая работа в двух вариантах: начертить ломаную (В-I из двух звеньев, В-II из трех звеньев) путем измерения сравнить длину ломаной с расстоянием между ее концами. Результаты у всех, естественно разные. Учитель выписывает их в две колонки на доске.

Длина ломаной Расстояние между концами

15 см. 13 см.

8 см. 6,5 см.

11,3 см. 10 см.

 

Ученикам предлагается внимательно рассмотреть числа и сделать предположение и зависимости между длиной ломаной и расстоянием между ее концами. После высказывания предположений ищут пути решения проблемы и переходят к доказательству в общем виде.

?

Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний. Пример 2. 11 класс алгебра и начала анализа тема «Иррациональные уравнения». Дается задание: проверьте может ли число 5 быть корнем иррационального уравнения √х-6=√4-х ? (нет, при х=5 уравнение не имеет смысла). А если бы нам нужно было решить это уравнение, то какой способ решения вы смогли бы предложить? (возведение обеих частей в квадрат).  х - 6 = 4- х  х = 5  Итак, единственный способ решения приводит к корню, который является посторонним . Возникающее внешнее несоответствие между фактами, приводит к проблемной ситуации.

Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

Пример 2. 11 класс алгебра и начала анализа тема «Иррациональные уравнения».

Дается задание: проверьте может ли число 5 быть корнем иррационального уравнения √х-6=√4-х ? (нет, при х=5 уравнение не имеет смысла). А если бы нам нужно было решить это уравнение, то какой способ решения вы смогли бы предложить? (возведение обеих частей в квадрат).

х - 6 = 4- х х = 5

Итак, единственный способ решения приводит к корню, который является посторонним

. Возникающее внешнее несоответствие между фактами, приводит к проблемной ситуации.

3. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация. Пример 3. 10 класс тема: «Взаимное расположение двух плоскостей. Признак параллельности плоскостей». После рассмотрения взаимного расположения двух плоскостей и введение учащимся определения параллельных плоскостей по аналогии с определением параллельных прямых им предлагается выполнить упражнение: «Верно ли утверждение, что плоскости параллельны, если а) прямая лежащая в одной плоскости, параллельна прямой другой плоскости? Б) две прямые, лежащие в одной плоскости, соответственно параллельно двум прямым другой плоскости?»  Возникает вопрос при каком же условии две плоскости параллельны? Учащиеся сами формулируют проблему и после сопоставления фактов выдвигают гипотезу об условии параллельности плоскостей.

3. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Пример 3. 10 класс тема: «Взаимное расположение двух плоскостей. Признак параллельности плоскостей». После рассмотрения взаимного расположения двух плоскостей и введение учащимся определения параллельных плоскостей по аналогии с определением параллельных прямых им предлагается выполнить упражнение: «Верно ли утверждение, что плоскости параллельны, если а) прямая лежащая в одной плоскости, параллельна прямой другой плоскости? Б) две прямые, лежащие в одной плоскости, соответственно параллельно двум прямым другой плоскости?»

Возникает вопрос при каком же условии две плоскости параллельны?

Учащиеся сами формулируют проблему и после сопоставления фактов выдвигают гипотезу об условии параллельности плоскостей.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных  ситуаций приводит к тому, что он не « пасует » перед  проблемами, а стремится их разрешать, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда  способной к поиску.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных

ситуаций приводит к тому, что он не « пасует » перед

проблемами, а стремится их разрешать, тем самым

мы имеем дело с творческой личностью всегда

способной к поиску.