Проблемное обучение.
Что это?
Проблемное обучение – эффективная технология обучения математике.
«Начальным моментом
мыслительного процесса обычно
является проблемная ситуация»
С.Л.Рубинштейн .
Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация
учебных занятий, которая предполагает создание под руководством
учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность
учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое
овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями
и развитие мыслительных способностей.
Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: « творческое
усвоение знаний » .
Словосочетание « творческое усвоение знаний » означает, что на уроке
ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит
учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его
в доступных формах.
Таким образом, из всех образовательных целей творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод чрезвычайной важности:
проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.
Это значит, что ученик проходит звенья научного творчества:
- постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний;
- выражение решения и реализацию продукта –
на этапе воспроизведения (проговаривания)знаний
Достоинства проблемного обучения (Б.Б. Айсмонтас)
- Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения.
- Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы.
- Развивает мыслительные способности учащихся.
- Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.
Недостатки проблемного обучения (Б. Б. Айсмонтас)
- В меньшей мере, чем другие типы обучения, применим при формировании практических умений и навыков.
- Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем другие типы обучения.
Типы проблемных ситуаций (по Т.В. Кудрявцеву)
Проблемные ситуации возникают..
… когда обнаруживается несоответствие между имеющимися
уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями
(между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями
более низкого и более высокого уровня, между житейскими и
научными знаниями).
1
… при необходимости многообразного выбора из систем
имеющихся знаний единственно необходимой системы,
использование которой только и может обеспечивать
правильное решение предложенной проблемной задачи.
2
… когда учащиеся сталкиваются с новыми практическими
условиями использования уже имеющихся знаний на
практике.
3
… если имеется противоречие между теоретически
возможным путём решения задачи и практической
неосуществимостью или нецелесообразностью избранного
способа, а также между практически достигнутым
результатом выполнения задания и отсутствием
теоретического обоснования.
4
… при решении технических задач, когда между внешним
видом схематических изображений и конструктивным
оформлением технического устройства отсутствует прямое
соответствие.
5
… когда существует объективно заложенное в
принципиальных схемах противоречие между
статистическим характером самих изображений и
необходимостью «прочитать» в них динамический процесс.
6
Методические приёмы создания проблемной ситуации
- выявление различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- создание учителем противоречия;
- мотивация к решению противоречия;
- организация противоречия в практической деятельности учащихся;
- рассмотрение какой-либо задачи с различных позиций, часто ролевых (например, по профессиональному принципу: следователь, экономист, психолог; или социальной роли: критик, новатор, консерватор, пропагандист, сподвижник новатора и т. д.);
- побуждение учащихся к сравнению, обобщению, выводам в проблемной ситуации, сопоставлению фактов;
Методические приёмы создания проблемной ситуации
- постановка конкретных вопросов, способствующих обобщению, обоснованию, конкретизации, логике рассуждения;
- выдвижение изначально исследовательской задачи;
- задачи с неопределенностью в постановке вопроса;
- выдвижение проблемной ситуации в условии задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками);
- создание проблемной ситуации с помощью ограничения времени ее разрешения:
- использование кодированных заданий.
Учение с увлечением.
Использование проблемных
ситуаций
на уроках математики.
Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
Пример 1. На уроке геометрии по теме «Длина ломаной» ученикам предложена практическая работа в двух вариантах: начертить ломаную (В-I из двух звеньев, В-II из трех звеньев) путем измерения сравнить длину ломаной с расстоянием между ее концами. Результаты у всех, естественно разные. Учитель выписывает их в две колонки на доске.
Длина ломаной Расстояние между концами
15 см. 13 см.
8 см. 6,5 см.
11,3 см. 10 см.
Ученикам предлагается внимательно рассмотреть числа и сделать предположение и зависимости между длиной ломаной и расстоянием между ее концами. После высказывания предположений ищут пути решения проблемы и переходят к доказательству в общем виде.
?
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.
Пример 2. 11 класс алгебра и начала анализа тема «Иррациональные уравнения».
Дается задание: проверьте может ли число 5 быть корнем иррационального уравнения √х-6=√4-х ? (нет, при х=5 уравнение не имеет смысла). А если бы нам нужно было решить это уравнение, то какой способ решения вы смогли бы предложить? (возведение обеих частей в квадрат).
х - 6 = 4- х х = 5
Итак, единственный способ решения приводит к корню, который является посторонним
. Возникающее внешнее несоответствие между фактами, приводит к проблемной ситуации.
3. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
Пример 3. 10 класс тема: «Взаимное расположение двух плоскостей. Признак параллельности плоскостей». После рассмотрения взаимного расположения двух плоскостей и введение учащимся определения параллельных плоскостей по аналогии с определением параллельных прямых им предлагается выполнить упражнение: «Верно ли утверждение, что плоскости параллельны, если а) прямая лежащая в одной плоскости, параллельна прямой другой плоскости? Б) две прямые, лежащие в одной плоскости, соответственно параллельно двум прямым другой плоскости?»
Возникает вопрос при каком же условии две плоскости параллельны?
Учащиеся сами формулируют проблему и после сопоставления фактов выдвигают гипотезу об условии параллельности плоскостей.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных
ситуаций приводит к тому, что он не « пасует » перед
проблемами, а стремится их разрешать, тем самым
мы имеем дело с творческой личностью всегда
способной к поиску.