СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса учащихся»

Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса учащихся


Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

Прав был В.А.Сухомлинский, который сказал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Период начального обучения основам наук – самый важный в жизни

ребёнка. Все малыши хотят учиться. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему новому, необычному, радуются учению, хотя толком не знают, что это такое.

Проходит время – и куда что подевалось. Потухли глаза, реже тянутся ручонки, и все чаще сквозят на лице безразличие и скука. А ведь первая ступенька обучения – самая важная. Что же случилось? В чём дело? Как сделать, чтобы дети были счастливы в школе? Как сохранить в них огонёк жажды знаний?

Мы, учителя начальных классов, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что одна из наших главных задач - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к учению.

Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами

Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал.

Игра, по мнению психологов, является источником радости для человека, тем более для детей, потому что она его духовная потребность, природный интерес. Человек во время игры раскрепощается, ощущает состояние физического и психологического комфорта, эмоционально настроен на восприятие, непроизвольное внимание и запоминание, усвоение. В игре личность удовлетворяет потребности в самовыражении, самоопределении, самореализации, поэтому включение игры в учебный процесс приносит успех в педагогической деятельности. Обучение происходит в атмосфере легкости, непосредственности, без насилия и принуждения, спокойно, естественно, без тревоги и страха. В игре ученик не ощущает себя объектом воздействия взрослого. Он субъект деятельности, нацелен на результат деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, сами ставят и решают учебные задачи.

Виды игр для детей очень разнообразны. В учебной деятельности они могут применяться в качестве самостоятельной технологии, как элемент общей технологии, в качестве урока, или на определенном этапе урока. Это разного вида «Логические разминки», игры «Да – нет», «Магические квадраты», «Картинные диктанты», ребусы, кроссворды, «Кто быстрее» и т.д.

Дидактическая игра:

  • помогает снять чувство усталости;

  • раскрывает способности детей, их индивидуальность;

  • усиливает непроизвольное запоминание.

Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста, особенно ,шестилеток. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. В своей работе я широко использую дидактические игры.

Дидактические игры на уроках математики.

Первоклассника нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание На уроках математики использую широкий спектр игровых ситуаций, направленных на обучение и повышение мотивации учащихся: задачи в стихах, задачи – шутки, математические эстафеты, головоломки, ребусы, задачи на смекалку, занимательный квадрат, игровой приём преднамеренной ошибки.

На уроках математики мои ученики очень любят «Заселять домики» Это простая игра на изучение состава числа. Использовать её можно на любом этапе урока. И принимать участие может практически каждый ребёнок, в зависимости от количества домиков. Она способствует быстрому и прочному запоминанию состава числа, через приёмы зрительной, слуховой и двигательной деятельности.

«Контролеры» Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка. Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильность ответов: один – первой команды, второй - другой команды. Называется состав числа. Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несет элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.

Игра «Глаз – фото» Эту игру можно использовать при изучении таблицы сложения и вычитания, а также умножения и деления. Учитель при изучении любой таблицы отводит определенное время на запоминание. Чтобы дети были более внимательными, я говорю, что в этой игре проверю, у кого глаз, как фотограф, т. е. кто сумеет сфотографировать таблицу (ученик должен запомнить её). Таблица даётся с ответами. Через 3-5 минут ответы стираю и спрашиваю по порядку учеников, они воспроизводят таблицу в разбивку.

Для закрепления навыков счета можно предложить игру «Слушай и считай»:

Содержание игры: у каждого из учеников веер с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определенное число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.

Игра «Назови соседей числа» Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Игра «Забей мяч в корзину». Ход игры: На доске вывешиваю рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 12, 18, 24. Каждому ряду даётся задание составить за определенное время (5минут) как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Первый ряд – с ответом 12, второй – с ответом – 18 и третий ряд – с ответом – 24. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом.

Очень любят мои дети играть в «Молчанку», где они показывают ответы при помощи веера, или записывают.

Игры на уроках русского языка

В активной природе младшего школьника игра, расширяя интерес и знания, становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.

Игровые задания на уроках русского языка помогают усваивать трудные грамматические правила. На уроке использую: правила в стихах, рифмованные упражнения, грамматические сказки, морфологические шарады, загадки-шутки, кроссворды.

Игра «Оживление». Детям предлагается придумать сказку о каком- нибудь предмете, находящемся в портфеле / о линейке, карандаше и т.д./

игры – задачи("Найди букву в слове", "На что буква похожа")

«Найди картинке ее домик»

Цель: активизировать знания детей о гласных и согласных звуках.

Для этой игры-соревнования потребуется два картонных домика с кармашками для картинок: один – с красным кружком – символом на крыше, другой – с синим и набор предметных картинок. Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.

Игра «Кто больше напишет слов?» Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше подберет синонимов, тот и выиграет.

Игра «Наоборотки» Учитель называет слова, а дети подбирают к нему антонимы. За каждое правильно подобранное слово дается жетон. У кого больше жетонов, тот –победитель.

Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь»

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значения многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению. Например:

- с е можно быстро обойти все кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым (обежать – обижать);

- с е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу (примерять – примирять);

- с о всегда будешь чистым и опрятным, а с а – нежным и добрым (полоскать – поласкать).

Игра «Укрась слова»

За 1 минуту ученики должны подобрать как можно больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица и т. д.

Игра «Краски»

Ученики должны вспомнить объекты желтого цвета, черного цвета, белого цвета и т. д.

Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»

Кто больше скажет друг другу добрых слов.

Игра «Угадайте глагол»

Класс разбивается на команды. Одна команда придумывает глаголы и изображает движениями, делает вид, что пишет, рисует и т. д., другая пытается отгадать и назвать эти глаголы.

Игра «Кто какой издает звук» Ученики должны подобрать к данным глаголам подходящие по смыслу существительные. Например: Щебечет соловей, сопит ежик, звенит звонок и т. д.

Игра «Укрась предложение»

Учитель на доске записывает предложение, состоящее только из подлежащего и сказуемого. Ребята по очереди подходят к доске и приписывают по одному слову, распространяя данное предложение, выигрывает тот ученик, который напишет последнее слово в предложении.

Например:

Птица летит.

Огромная птица летит.

Огромная птица летит в небе.

Огромная черная птица летит в небе.

Огромная черная птица летит в небе и кричит.

Огромная черная птица летит в небе и жалобно кричит.

Игра «Собери пословицу» Детям даются карточки с написанными на них словами (на каждой карточке). Каждый из них зачитывает свои слова, и все вместе пытаются из этих слов составить пословицы.

Игра «Фотоглаз» Учитель показывает карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только выделенные словарные слова. А затем по данным словам они должны восстановить фразеологизмы, объяснить их смысл.


Проводимые мною игры-путешествия всегда вызывают у детей интерес, так как имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, необходимое - через интересное. Всё это происходит в игровых действиях, становится близким ребенку, радуют его.

На уроках литературного чтения и окружающего мира: использование различных игровых ситуаций (включая разгадывание загадок, кроссвордов, рифмовок, инсценирование песен, стихов, сказок, анаграммы) обеспечивает постоянный интерес детей к речевой деятельности на уроках.

Игры – поручения проще по содержанию и короче по продолжительности. Игровая задача и игровой действие в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино вставить пропущенные буквы», «Помоги Незнайке найти закравшиеся ошибки» и т.д.

Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития.

Достоинства игровых технологий неоспоримы:

  • игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников – внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;

  • игра повышает прочность полученных знаний, практически у всех учащихся класса повышает интерес к предмету;

Конец формы

В заключении можно сделать вывод, что различные виды игр являются перспективной формой обучения, так как они способствуют созданию благоприятного психологического климата на уроке, усиливают мотивацию и активную деятельность учащихся, повышают эффективность учебного процесса. Преобладая на всех уроках в начальной школе, игровая деятельность формирует познавательный интерес к уроку.







Использованные ресурсы:

  1. Абрамова, Г.С. Деловые игры. Теория и организация [Текст] / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. – Екатеринбург, 1999.

  2. Игровые технологии на уроках русского языка. 1-4 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.В.Волина – Волгоград, 2009.

  3. В.В.Волина Занимательное азбуковедение/Волина В.В.-Просвещение, 2000.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

  5. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.

  6. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002.

Интернет-ресурсы:

1.http://www.bibliofond.ru/view.aspx 

2.http://www.vevivi.ru/best/Igrovye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole-ref156396.html

 3. http://festival.1september.ru 























МОУ "Смирновская СШ"



Выступление на педсовете




"Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса учащихся"


Учитель: Бунтова А.В.