Использование технологии проблемного обучения в соответствии ФГОС НОО.
Введение.
Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.
Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения.
2. Педагогические технологии
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Педагогические технологии- совокупность методов, средств, приемов, используемых в общении и для достижения положительного результата обучения.
Как сделать учебу интересней?
Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).
Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат.
Кроме появления интереса к знаниям, который, как правило, ослабевает у школьников в период обучения в школе, у ученика развивается способность объективно относится к результатам своего труда.
Очень помогает использование проблемного обучения. Как раз в процессе этого у ребенка и развивается интерес к исследованию, и, разумеется, к знаниям. Школьник учится работать с информацией, ищет пути, как добывать новые сведения, анализирует, сравнивает, выдвигает гипотезы и др. Так из ученика, который лишь механически запоминает школьный материал и выполняет действия по образцу учителя, зачастую не понимая смысла, школьник постепенно превращается в активного человека, саморазвивающуюся личность.
Инновации в начальной школе.
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия. Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Методическая система является реальным механизмом для достижения таких приоритетов современного начального общего образования, как: системная организация поисковой самостоятельной деятельности, достигаемая с помощью применения технологии проблемного обучения, деятельностного метода в обучении.
5. Проблемное обучение
Проблемное обучение предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих дидактической цели урока (занятия) методов учения. Речь идет о том, чтобы, во-первых, научить учителя специальными приемами создавать проблемные ситуации там, где они сами не возникают, систематически сталкивать ученика с последовательно усложняющимися учебными проблемами и управлять ходом его познавательной деятельности на протяжении всего курса обучения; во-вторых, научить учащихся приемам анализа возникающих проблемных ситуаций, видению проблем, их осознанию и формулировке, способам эвристической деятельности по решению поставленных проблем, что в конечном итоге приводит к изменению структуры мыслительного процесса и формированию логико-теоретического и интуитивного мышления.
По сравнению с традиционным, проблемное обучение дополнено некоторыми специальными функциями: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
-воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;
-формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);
-формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:
-увеличение объема знаний, умений и навыков учащихся;
-углубление и упрочение знаний, новый уровень обучаемости и воспитанности;
-новый уровень познавательных потребностей учения;
-новый уровень сформированных познавательной самостоятельности и творческих способностей.
Проблемное обучение может протекать с различной степенью познавательной активности ученика. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности школьников.
Задача учителя заключается в том, чтобы в организации проблемного учения добиться высокой степени самостоятельности ученика при высоком уровне проблемности, научить ученика самостоятельно решать сложные проблемы.
Перевод учащихся с первого на более высокий уровень является результатом проблемного обучения и одновременно процессом управления их учебно-познавательной деятельностью.
В качестве иллюстрации применения названных технологий приведу анализ урока математики в 1 классе по теме «Равные фигуры».
Для того, чтобы актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся, урок начат с анализа ракеты, построенной из геометрических фигур, и сравнения их с фигурами из раздаточного материала. На данном этапе развиваются мыслительные операции сравнение, классификация, обобщение. Ребята с заданием справились отлично, создана ситуация успеха, которая позволила построить дальнейшую работу над темой.
Объединяя фигуры по определенным признакам, выяснилось, что трудно выявить одинаковые или неодинаковые по размеру фигуры, не измеряя их. Создана ситуация затруднения, дети обозначили проблему, и началась исследовательская работа. Коллективный поиск решения методом проб позволил построить учебное взаимодействие диалога; проявить творческие способности детей, прийти к выводу о равности фигур.
Практическая работа на этапе первичного закрепления показала хорошее усвоение знания. Но возникла другая проблемная ситуация: как сравнить фигуры, которые невозможно наложить друг на друга? (технология Проблемного метода в обучении). В раздаточном материале среди фигур обнаружилась калька. И опять возникла идея: если нельзя фигуру взять в руки и наложить на другую фигуру, значит, нужно обвести эту фигуру на прозрачную бумагу и наложить это изображение на фигуру! Ребята активно искали и предлагали все новые способы сравнения фигур. Все выводы подкреплялись примерами из окружающей действительности.
Работа в группах и дидактическая игра на этапе воспроизведения знаний помогла стимулировать проявление детьми инициативы и самостоятельности; создать ситуацию успеха.
Лысенкова Софья Николаевна решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.
Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а много раньше. Для каждой темы это начало разное. Тема дается на каждом уроке малыми дозами. Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
1) предварительное введение первых порций будущих знаний,
2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение,
3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива; ею оканчивается и начинается каждый учебный год .
Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.
Проблемное обучение состоит из двух важнейших элементов:
-отражающих основное содержание темы;
-система познавательных задач,
Общение диалогического типа, предметом которого является вводимый учителем материал.
Разыгрывание ролей – игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
Наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решение. Например, с помощью метода разыгрывание ролей может быть имитировано производственное совещание.
Взаимодействие участников игрового занятия. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников.
Ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи.
«Круглый стол» - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученное раннее знание, восполнить недостающую информацию, сформировать умение решать проблему, укрепить позиции. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Важное условие при организации «круглого стола»: нужно, чтобы процесс коммуникации, общения происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола», т. е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводить к возрастанию активности, увеличение числа высказываний, повышает мотивацию учащихся, включает ни вербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.
Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения практических проблем. Его цель – организация коллективной, мыслительной деятельности по поиску не традиционных путей решения проблем.
Использование мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
-Творческое усвоение школьниками учебного материала;
-Связь теоретических знаний с практикой;
-Активизация учебно–познавательной деятельности учащихся;
-Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
-Формирование опыта коллективной, мыслительной деятельности.
-Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:
-Определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;
-Планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;
-Подбор вопросов для разминок;
-Разработка критерий поступивших предложений и идей, что позволит содержательно провести анализ и обобщение итоговых занятий.
На заключительном этапе мозгового штурма представители групп делают сообщение о результате. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их.
Педагог подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительные в работе моменты: проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности. Такая итоговая оценка создает в учебной группе творческую атмосферу, поддерживает учеников. Даже если успехи группы не блестящи, все равно нужно опереться на положительное в ее работе, чтобы стимулировать у учащихся желание добиться больших результатов в будущем.
Как правило, мозговой штурм проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. В случае неудачи педагогу не следует скоропалительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку и ход занятия, постараться найти причины не удачи, ликвидировать их, и в будущем его ждет успех.
Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:
создание проблемной ситуации,
формулирование учебной проблемы,
актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
поиск решения проблемы, открытие нового знания,
применение нового знания,
выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.
Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
В процессе обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в образовательном процессе, т.е. ученик ощущает себя нужным и уместным, он ощущает свой прирост, и соблюдаются следующие условия:
а) ученик сам формулирует проблему;
б) ученик сам находит ее решение;
в) ученик сам решает;
г) ученик сам оценивает правильность этого решения.
Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики. Всем известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. В основе деятельностного подхода лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». А.Дистервег