СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из самых популярных и современных технологий обучения на сегодняшний день стала технология проектной и исследовательской деятельности. Широко она применяется и в начальных классах. Всем известно, что слово проект обозначает «брошенный вперёд». А это значит, что обучающиеся, занимающиеся  написанием проектов  или исследовательской деятельностью должны: видеть проблему в заинтересовавшей их теме или противоречия  в ней, уметь хорошо планировать свою работу,   выдвигать гипотезу, собирать необходимую информацию, систематизировать и обобщать её, делать выводы, уметь правильно представлять свою работу.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии проектной деятельности»

Использование технологии проектной деятельности на уроках и во внеурочное время с обучающимися начальной школы и

этапы работы над проектом

Одной из самых популярных и современных технологий обучения на сегодняшний день стала технология проектной и исследовательской деятельности. Широко она применяется и в начальных классах. Всем известно, что слово проект обозначает «брошенный вперёд». А это значит, что обучающиеся, занимающиеся написанием проектов или исследовательской деятельностью должны: видеть проблему в заинтересовавшей их теме или противоречия в ней, уметь хорошо планировать свою работу, выдвигать гипотезу, собирать необходимую информацию, систематизировать и обобщать её, делать выводы, уметь правильно представлять свою работу. Всему этому надо учиться.

Цель работы над проектом: вовлечь учеников в активный исследовательский и творческий процесс.

И всё же мне хочется разграничить понятия проект и исследование. Самое главное, на мой взгляд, отличие, что проект всегда будет содержать конечный продукт. Он может быть разным: фильм, стенгазета, презентация, театрализованное представление, выращенные цветы и другое. Исследовательский же проект он просто подтверждает или опровергает выдвинутую гипотезу. В исследовательских проектах обязательно указывается объект и предмет исследования. В других проектах (практико-ориентированных, информационных (социологических), творческих, игровых) они могут не указываться.

Учебный методический комплект «Школа России» предполагает, что, уже поступая в первый класс, дети знакомятся с проектной деятельностью. В 1-4 классах обучающиеся по разным предметам выполняют текущие проекты. Как правило, по времени эти проекты бывают краткосрочными или даже мини-проектами, рассчитываемые на один урок. Большинство из них выполняются индивидуально. При выполнении своих первых проектов ребёнку, конечно, необходима помощь родителей, так как первоклассники далеко не всегда умеют выразить словами то, что чувствуют, думают да и писать, они ещё пока не умеют. Чаще всего это проекты, сделанные с помощью фотографий и связанные с эмоциональным настроем ученика от увиденного, услышанного. Первый свой проект выполняет в школе ученик по окружающему миру. Тема его «Моя малая родина».

Выполняя текущие проекты в 1-2 классах, дети имеют чёткий план действий, который уже прописан авторами учебников.

С групповой организацией проектов дети тоже знакомятся. Групповые проекты чаще всего встречаются на уроках технологии (тип таких проектов практико-ориентировочный), когда какой-либо предмет, например, делается по частям или из-за нехватки времени на уроке такой проект выполняется в паре. Так в тетрадях по технологии за 3 класс уже чётко прописывается не только тема, но и цели работы. Имея перед собой изделие, которое необходимо сделать на уроке, обучающиеся самостоятельно учатся намечать и выполнять определённый план действий для достижения поставленной цели. Групповые проекты имеют свои «плюсы». Самый главный из них состоит в том, что дети учатся общаться друг с другом, учатся слышать своих одноклассников и приходить к общему решению.

Хочу перечислить названия текущих учебных проектов по предметам и классам. Обучение грамоте: «Живая азбука».

Литературное чтение 1 год обучения: «Город букв», «Составим азбуку загадок». «Наш класс – дружная семья»

Литературное чтение 2 год обучения: «О чём может рассказать школьная библиотека» или «Почему нам интересно ходить в школьную библиотеку». «Любимый детский журнал», «Газета ко Дню Победы» или «Экскурсия к памятнику Славы в твоём городе (селе)», подготовка выставки книг «Мой любимый писатель – сказочник», создание справочника «Зарубежные писатели – детям».

Литературное чтение 3 год обучения: «Сочиняем вместе волшебную сказку», «Праздник поэзии» или «О детях».

Русский язык 1 класс: «Скороговорки», «Сказочная страничка».

Русский язык 2 класс: «И в шутку и всерьёз», «Пишем письмо Деду Морозу», «Рифма», «В словари – за частями речи!».

Русский язык 3 класс: «Рассказ о слове», «Семья слов», «Составляем орфографический словарь», «Тайна имени», «Зимняя страничка», «Имена прилагательные в загадках».

Математика 1 год обучения: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узор и орнамент», «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках».

Математика 2 год обучения: «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде», «Оригами».

Математика 3 год обучения: «Математические сказки», «Задачи – расчёты».

Окружающий мир 1 класс: «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».

Окружающий мир 2 класс: «Родной город», «Красная книга» или «Возьмём под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Окружающий мир 3 класс: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

Интересно, что давая задание написать проект по окружающему миру, автор учебника каждый раз создаёт свою версию и рассказывает о ней в учебнике.

По предмету технологии названия не перечисляю, так как, начиная с 3 класса почти каждый урок – это проект.

Используя умения по написанию текущих учебных проектов, дети с удовольствием составляют проекты на интересующие их темы и выступают на ученических конференциях разного уровня. Роль учителя при этом остаётся направляющей. Для написания проектной работы своим ученикам я предлагаю следующую памятку:

Первый этап работы над проектом: подготовительный.

1. Подумай, что тебя больше всего интересует.

2. Что тебе хотелось бы узнать по интересующей тебя теме или предмету.

3. Собери друзей, одноклассников и выслушай что интересно им.

4. Если тебя заинтересовала какая-то другая идея, то так бывает.

5. Определись с темой (что я или мы, если проект групповой, будем делать?)

6. Определи цель проекта (для чего мы будем это делать?)

7. Определи задачи (как мы это будем делать?)

8. Что должны получить после написания проекта (продукт)

Второй этап работы над проктом: планирование:

1. Если проект групповой, то разбейтесь на группы.

2. Подумай (те): все ли материалы есть у вас для проекта.

3. Составь график работы над проектом. Обдумайте содержание работы. (Лист планирования)

Содержание работы

Срок выполнения

Время

Ответственные






Третий этап работы над проктом: реализация проекта:

1. Собери необходимую информацию.

2. Чётко следуй листу планирования.

Четвёртый этап работы над проктом: презентация проекта.

1. Защити свой проект в классе или на ученической конференции, подготовив выступление на 5-7 минут.

2. Будь готов к вопросам по своему проекту.

Приложение 1. Первый проект «Мой класс и моя школа».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!