СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование технологии смыслового чтения на уроках и во внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку находить и выделять из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии смыслового чтения на уроках и во внеурочной деятельности»»









« Использование технологии смыслового чтения на уроках и во внеурочной деятельности»

 












 



 

     



Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Смысл – внутренне содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом.

Смыслить – понимать, знать. (Сергей Иванович Ожегов. Словарь русского языка)

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований проступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую составляющую.

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе (ФГОС НОО)

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного теста, его осознанного восприятия.

  • Практическое отличие текста от набора предложений.

  • Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

  • Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

  • Озаглавливание текста (подбор заголовков).

  • Составление систематического или картинного плана под руководством учителя

2 класс – обучение детей работать с текстом.

  • Правильное, сознательное, выразительное чтение





  • Владение пересказом разного вида

  • Деление на абзацы и составление плана прочитанного текста

  • Составление характеристики героев и их поступков

  • Подпор синонимов и антонимов к словам.

3-4 классы

  • Самостоятельное выделение основной мысли

  • Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме

  • Выделение главной и второстепенной информации

  • Выделение разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями)

  • Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку

  • Самостоятельное формулирование вопросов по тексту

  • Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

 Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

     Зная и понимая это, учитель должен создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения. В том числе и смысловое чтение.

Смысловое чтение в начальной школе.

       Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:

  • понимать текст;

  • анализировать;

  • сравнивать;

  • видоизменять;

  • генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).






  Технология смыслового (продуктивного) чтения включает в себя три этапа работы с текстом:


I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

         Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка  целей  урока (учитывается общая готовность учащихся к работе).  

 II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста. 

Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее).  Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4. Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

5. Выразительное чтение.    

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.





3.Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).



Приемы активной работы с текстом, через которые можно формировать навык функционального чтения:

1) Прием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его к осмыслению текста. Задача читателя выявить связь отдельных элементов анализируемого текста и сложить единый художественный образ.

2) Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

 



Толстые ?

Тонкие ?

 

Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ?

Кто ? Что ? Когда ? Может ..? Будет ...? Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...?

 

 


 

 




3) Одним из активных методов чтения является прием маркировки текста с использованием значков "v", "+", "-", "?"




4) Прием «Ромашка Блума»

Цель- с помощью 6 вопросов выйти на понимание содеожащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах)


Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Уточняющие

Правильно ли я поняла?

Практические

Как можно применить…?

Что можно сделать из…?

Интерпретационные

Почему?

Творческие вопросы

Что будет, если…?

Оценочные

Как вы относитесь?


5) Приём «Кубик Блума»

На гранях кубика написаны начало вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Учитель или ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

 6) Приём «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

7) Приём «Читаем и спрашиваем»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

А) Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

Б) Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?  Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)

В) Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

Г) Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.






8) Приём «Чтение с пометками»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v Знакомая информация

+ Новая информация

-- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной

учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.


Синквейн.

Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову проработанного текста. Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна.

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов (описание).

Существительное (перефразировка темы).

 

Заключение

   Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку находить и выделять из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.