СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках швейного дела»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Использование здоровьесберегающих технологий на уроках швейного дела»»

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках швейного дела»

Шевцова Ольга Владимировна, учитель швейного дела

КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа №2»



В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока я, как учитель, всегда помню заповедь здоровьесберегающей технологии «Не навреди!».

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы, является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья, основ здорового образа жизни школьников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.

Понятие «здоровьесберегающих образовательных технологий» появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы.


Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Включает приёмы, методы, способы решения образовательных и воспитательных задач, методика воспитания устойчивого интереса к здоровому образу жизни, которая должна являться основой образовательного процесса.


Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором педагог обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание, и интерес детей с нарушением интеллекта отбирает, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.

Моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс обучения и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям.

Внедряя элементы здоровьесберегающей технологии в учебный процесс, я поставила перед собой следующие цель и задачи:

Цель:
Обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, а так же сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

  • Строгая дозировка учебной нагрузки. 

  • Построение урока с учетом  работоспособности учащихся.

  • Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота).

  • Благоприятный эмоциональный настрой.

  • Проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.


Практически здоровыми сегодня можно считать всего 34% детей.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках швейного дела

На уроках швейного дела учащиеся проводят значительную часть учебного времени. От организации урока зависит качество профессиональной подготовки и сохранения здоровья воспитанников.
Одним из требований здоровьесбережения обучающихся является правильно построенная коррекционная работа. Таким образом, каждый урок стараюсь построить так, чтобы в ходе всего учебного процесса прослеживалось обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности ребёнка.
Виды деятельности, используемые на уроках швейного дела:
-опрос учащихся;
-ответы на вопросы;
-записи в тетради;
-беседа, рассказ,чтение;
-слушание;
-демонстрация материалов с применением ИКТ;
-рассматривание наглядных пособий,
-выполнение практической работы.
Выполнение практических заданий на уроке способствует укреплению здоровья. При физической нагрузке включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики пальцев рук. При этом необходимо следить за правильной посадкой, чтобы учащиеся спины держали ровно и сильно не наклонялись к работе, а дети, которые имеют недостатки зрения, работали в очках.
Применение дифференцированно обучения на уроках швейного дела позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей снижается темп опроса, даётся время на обдумывание, подготовку. При выполнении практического задания проводятся дополнительные инструктажи, и даётся дополнительное время на обработку изделия.
При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность, испытывает интерес к учебе и с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и педагогом.

Проведение физминуток дает возможность детям немного отдохнуть, снять психическое напряжение, преодолеть утомление.
Физкультминутки являются обязательной составной частью урока. Упражнения, входящие в физкультминутки должны не загружать школьника физически, а давать возможность восстановить деятельность тех областей, на которые приходится основная нагрузка - глаза, руки, спина, шея, мозг.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Необходимо включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, беседы о формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, учащиеся должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.

Заряд положительных эмоций, полученных школьниками на занятиях, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Вывод

Опыт показывает, что направление данной работы выбрано актуально, т.к. дети с нарушением интеллекта особенно нуждаются в помощи взрослых для сохранения и укрепления их здоровья.

Литература

М.Ю. Картушина Быть здоровыми хотим. Москва 2004 год[1,c.25]

П.Деннисон ., Г.Деннисон Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А.В. Малушиной. М.: Изд-во Рос.откр. ун-та, 1992[2,c.48]

Е.А.Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001[3,c.56]

В.В. Нищева . Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001[4,c.73]