Используемые образовательные технологии.
| |
Технология развития критического мышления | Исходя из опыта работы, наиболее эффективной технологией, способствующей умению работать с информацией считаю технологию развития критического мышления (ТРКМ). Уроки географии в наибольшей степени способствуют формированию и развитию у учащихся критического мышления. Это обусловливает актуальность развития критического мышления у обучающихся как основного способа ориентации в мире информации. Три составляющие, которые будут способствовать формированию информационной компетентности: - необходимость учитывать особенности восприятия детьми информации; - необходимость понимать, как усваивается информация; - необходимость подбора эффективных приемов, методов и технологий для развития и формирования у школьников умения находить, хранить, преобразовывать различную информацию. Таким образом, передо мной, как перед учителем встает проблема — как выстроить процесс обучения так, чтобы мозг учеников мог «увидеть» картину рассматриваемой проблемы целостно. Как организовать процесс обсуждения проблемы (задачи), чтобы наступил тот момент понимания информации, когда все недостающие звенья «картинки» встанут на свои места Формирования информационной компетентности на уроке, спланированном по традиционной схеме практически невозможно. Именно поэтому необходимо изменить сложившуюся технологию обучения, выстраивать урок по правилам системно-деятельностного подхода, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой направленной и мотивированной деятельности. Приемы: удивительные факты, опорный конспект, коллаж, интерактивная игра, шесть шляп, синквейн. |
Проектно-исследовательская технология | Приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков. В своей работе стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе использую исследовательские модели обучения. Так же активно использую метод проектов, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Учащимся интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие. Именно в процессе активной деятельности формируются ключевые компетентности |
Здоровьесберегающие технологии | Использую для предотвращения перегрузок учащихся и сохранения их здоровья. Сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека; создать условия для сохранения здоровья детей; сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни; поддержать здоровьесберегающую компетенцию ученика, позволяющую ему самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Использую географические физминутки. Например: дети -реки | |
Игровая технология | Применяю с целью формирования интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.Толерантное отношение к окружающим.Формирования навыков использования дополнительных источников добывания знаний. Например : интерактивная игра «Круговорот воды в природе или путешествие капельки. |
Личностно-ориентированное обучение и дифференцированный подход | для максимального раскрытия индивидуальности ребенка, а также создания комфортной среды для обучения с учетом индивидуально - психологических особенностей .Результат - позитивная динамика уровня обученности и качества знаний. | |
Информационно-коммуникативные технологии | Использую с целью повышения результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования. Для достижения этой цели решаю следующие задачи: активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках географии; развитие мотивации к обучению; развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций; развитие навыков самообразования и самоконтроля у школьников; повышение уровня комфортности обучения; снижение дидактических затруднений учащихся; повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности. Собрана копилка презентаций уроков географии 5-10 классы, готовых обучающих программ и внеклассных мероприятий. У учащихся повышается познавательный интерес к учебному предмету. | |
Современные педагогические технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Образование требует от учащихся способности работать с большим объемом информации. Самообразование становится наукоемким. Изменение этой ситуации предполагает использование новых современных технологий и нового содержания образования, направленных на формирование способности, позволяющей учащимся организовать свою учебную деятельность на новом уровне.
География – это наука где для исследований предоставлено широкое поле действия. Прежде, чем приступить к формированию исследовательских навыков учащихся, мною были опробованы и частично применяются различные педагогические технологии: проблемное обучение, модульное обучение, развивающее обучение, развитие критического мышления.
В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого использую на уроках современные педагогические технологии:
Предметно-ориентированная технология;
Личностно-ориентированная технология;
ТРКМ;
Технологии уровневой дифференциации;
Новые информационные технологии;
Здоровьесберегающие технологии;
Проблемное обучение;
Метод проектов;
Информационно-коммунникационные.
В условиях подготовки перехода среднего и старшего звеньев общеобразовательных школ на ФГОС перед учителем ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Эти изменения требуют совершенствование профессионально - педагогических компетенций учителя. Прежде всего, это приобретение таких качеств, как профессиональная мобильность, способность и готовность к постоянному профессиональному развитию и совершенствованию.
Приобретаемые мною знания, помогают и в преподавании предмета, и в организации внеклассной работы по предмету, и воспитательной работе, имеют общешкольную направленность.
Особое внимание уделяю технологии – метод проектов, т.к. всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. «Проект» [от лат. projectus, брошенный вперед] – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план. Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности».
Актуальность применения проектной технологии в преподавании географии:
Проектная технология дает возможность реализовать деятельностный поход в обучении географии, решить проблему сокращения часов на изучение географии, формировать у школьников информационную компетентность, предоставляет овладение школьниками методов географического прогнозирования.
Одним из результатов можно назвать достаточно высокий уровень умений учащихся работать над различными проектами, в том числе творческими, так в 5 а классе, в течение года ребята выполняя ученические проекты, защищали их, а самые лучшие были представлены на публичном слушании на предметной недели. В конце учебного года проекты учащихся были представлены на открытом мероприятии «Первые шаги в науку».
основные результаты, которые позволяла достигать технология:
Применение метода проекта позволяет разнообразить уроки, заинтересовывать учащихся предметом. Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся.
Учащимися созданы проекты, которые были представлены на уроках, конкурсах и опубликованы на сайте nsportal.ru и на школьном сайте гимназии, на сайте учителя https://multiurok.ru/frolowa-1/
Эффективность применения данного метода подтверждается позитивной динамикой учебных достижений обучающихся по географии, а также увеличением участников и победителей в публичных образовательных мероприятиях.
проблемы применения технологии: При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для учителя является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности школьников. Предполагаемые варианты реализации проектов зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знания. Поэтому консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и педагогического мастерства.
Заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом. Прежде всего необходимо (иногда в несколько этапов) глубоко вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь её решения, т.е. определить продуманную последовательность шагов по реализации некоего принятого самим учащимся (это обязательно!) решения. Это путь работы в структуре, где творчество опирается на знание основ наук и способствует трудовому и творческому становлению личности.