Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Перовская школа-гимназия»
«Исследовательская деятельность на уроках иностранного языка в начальной школе»
Гершун А.В.
учитель иностранных языков
высшей категории
Перово, 2020
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни и система образования - не исключение. Все чаще и чаще мы слышим такие слова как исследование, исследовательская деятельность в учебном процессе; часто говорят о необходимости вовлечения обучающихся в проведение учебных исследований во внеурочное время. Проводятся многочисленные конкурсы исследовательских работ. Данный факт можно объяснить тем, что умение исследовать – это не пожелания, а уже требования, новый стандарт образования.
Так что же такое исследование - это поиск новых знаний (словарь Ожегова), исследовательская деятельность -это деятельность обучающихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением…Но прежде всего, это творчество ребенка и, конечно же, учителя. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. Ведь каждый ребенок изначально является исследователем. И эту способность можно подавить, а можно развить.
Исследовательская деятельность предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
Развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
формирование разных видов мышления обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
помощь в профессиональной ориентации (на старшем этапе).
Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Необходимо, чтобы исследовательская деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом, важным для ребёнка. Организация исследовательской деятельности по английскому языку проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Исследования можно классифицировать по-разному:
по месту проведения (урочные и внеурочные);
по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые);
по времени (кратковременные и долговременные);
по теме (предметные или свободные),
по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов. Первый этап соответствует начальной школе.
Задачи обогащения исследовательского опыта включают в себя:
поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
К учебному исследованию надо готовить заранее и учителей, и обучающихся.
Роль учителя в исследовательской деятельности учащихся:
1. энтузиаст, повышающий мотивацию детей;
2. специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях;
3. консультант, организующий доступ к ресурсам, в том числе
информационным;
4. руководитель, планирующий не только свою деятельность, но и помогающий детям выстроить план работы;
5. «человек, который задаёт вопросы», умело поддерживает обратную связь;
6. координатор всего исследовательского процесса;
7. эксперт продукта работы, включающий детей в анализ и рефлексию полученных результатов.
И самое главное — создавать условия для включения школьников в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками, что эффективно реализуется при наличии творческой научно-исследовательской атмосферы в школе.
Итак, творческая, исследовательская деятельность начинается с начальной школы. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, внеурочную деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении решаются задачи развития его способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового). Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимают участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. В данном случае важен индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Исходя из опыта работы в школе, нами была сформулирована идея о том, что для развития исследовательского мышления учащихся необходимо развитие умения решать исследовательские задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения. Задача развития исследовательских способностей детей решается нами с позиции личностно-деятельностного подхода, как наиболее подходящего для достижения заданной цели. Личностно-деятельный подход предполагает выстроить ребенку свою траекторию развития, помогает сохранить его индивидуальность, учит самостоятельно находить пути решения вопроса или поставленной перед ним проблемы.
На основе личностно - деятельного подхода нами разработаны задания на развитие исследовательских способностей учащихся в учебном процессе. Выполнение заданий подразумевает то, что ребенок делает каждый раз небольшое для себя открытие.
Данные задания способствуют обучению детей:
сравнивать и находить общие признаки;
обобщать и формулировать самостоятельно правила;
анализировать и делать выводы;
систематизировать и классифицировать;
думать и проводить логическую взаимосвязь.
Нами была выстроена система исследовательских заданий, под которой понимается упорядоченное множество заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие исследовательских способностей младших школьников в учебном процессе. Задания усложняются по мере усложнения учебного материала. На начальном же этапе изучения английского языка задания помогают овладеть легко и быстро алфавитом и обучить правилам чтения.
Педагогам английского языка знакома проблема изучения алфавита. Непосвященные же удивлены тому, что такая проблема существует, ведь любого ребенка спроси, он наизусть расскажет или даже споет песню английского алфавита. В то время такая сложность есть и заключается она в том, что ребенок не узнает «в лицо» каждую букву. А это очень важно при обучении правилам чтения, которые являются самым сложным аспектом в изучении английского языка, т.к. одна буква имеет 3-4 вида прочтения в зависимости от ее местоположения.
Даются следующие задания на изучение алфавита. (см. Приложение 1)
Данные задания помогают ребенку поработать с каждой буквой, просматривая алфавит в поисках нужной буквы, он запоминает ее место в алфавите. Не менее сложным является следующий этап обучения чтению: научить различать открытый и закрытый типы слога и прочтению гласной в данных слогах. Традиционно этот вопрос решается многократным прочтением слов с открытым и закрытым слогом, т.е. механическим запоминанием. Были составлены задания, позволяющие ребенку самому сделать небольшое открытие, проанализировав и систематизировав слова. (см. приложение1)
Каждый урок, получая подобные задания, дети учатся анализировать, систематизировать, классифицировать. Позже, становясь старше и доведя данные умения до автоматизма, уже читая тему урока, ребята строят догадки и дают правильный ответ, на еще не заданный вопрос.
Можно приводить много примеров. Например, тема “Present Simple & Past Simple” в 4 классе. На доске написано 2 предложения: одно в настоящем времени (Present Simple), другое в прошедшем (Past Simple). Ученики, зайдя в класс и взглянув на доску, сразу сказали правило образования прошедшего времени.
She plays the piano. She played the piano.
Таким образом, урок предъявления нового учебного материала становится уроком с элементами исследования. Мы учим детей мыслить, искать, доходить до сути. Мы уходим от малоэффективных методов, когда учитель рассказывает новый материал, а ребенок вынужден его молча слушать, а затем повторять слова учителя устно или письменно. «Сколько можно объяснять одно и то же»,- часто говорят учителя, забывая о том, что всего 30% услышанного человек запоминает. А свое небольшое открытие дети помнят, ведь сделали они его сами.
В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается нарисовать рисунок, сделать открытку, игрушку, солнечные часы т.е сделать мини-проекты, поработать творчески. Мы можем говорить о том, что метод мини-проектов - один из самых распространенных видов исследовательской деятельности в начальной школе и помимо потенциальных творческих способностей, возможностей и эрудиции, требует от школьника самостоятельности, умения проблемно мыслить и определенных, еще слабо сформированных исследовательских навыков. Они могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Обучающиеся готовят сообщения по темам. Ученики со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания.
Очень важна внеурочная учебно-исследовательская деятельность обучающихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности. На занятиях по внеурочной деятельности обучающиеся начальной школы не только наблюдают за погодой, природой и окружающим миром, но также читают сказки, ставят театральные постановки, проводят экскурсии, участвуют в ролевых играх. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
Разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. У школьников оформляются и приобретают зримые очертания исследовательские интересы, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская деятельность имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой научно-исследовательских работ на научно-практической конференции МАН. «Перовская школа-гимназия» с 2006 года является отделением МАН «Искатель» и каждые 3 года подтверждает это высокое звание. Наши обучающиеся – участники муниципальных и республиканских этапов защиты научно-исследовательских работ.
Развитие навыков исследовательской деятельности в начальной школе позволяет нашим ученикам достигать успехов в среднем и старшем звене. Наши ученики- призеры и победители Муниципального этапа Всероссийской Олимпиады по иностранному языкув течение многих лет, победители конкурса театральных постановок, участники разнообразных онлайн конкурсов и олимпиад.
В заключение хочется сказать, исследовательскую деятельность необходимо развивать в начальной школе, так как она подготавливает обучающихся к научно-исследовательской работе в средней и старшей школе, формирует чувство ответственности и самостоятельности, раскрывает творческие способности личности, способствует выявлению одаренных учащихся. На уроках иностранного языка – способствует формированию языковых умений и навыков, улучшает коммуникативные навыки учащихся, повышает мотивацию к изучению первого иностранного языка и готовит обучающихся к изучению второго иностранного языка.
Позволяет увидеть практическое применение иностранному языку в современном мире и способствует социализации обучающихся в поликультурном обществе.