« Исследование создает новое знание.» Нил Армстронг Исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС нового поколения
Загороднева Г.В.
МБОУ «СОШ №6» им. А.И.Гордиенко
2020
«Исследователь должен иметь безграничную веру – и при этом все же сомневаться.» Клод Бернар Личность исследователя
ФГОС среднего (полного) общего образования ориентирует на выпускников:
- -креативно и критически мыслящих, активно и целенаправленно познающих мир, осознающий ценность образования и творчества для человека и общества,
- -владеющих основами научных методов познания окружающего мира,
- -мотивированных на творчество и инновационную деятельность,
- -готовых к сотрудничеству , способных осуществлять исследовательскую проектную и информационно-познавательную деятельность.
Преемственность метапредметных результатов
- ФГОС основного общего образования ориентирует на умение определять понятия, создавать обобщение, проводить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать критерии для классификации, восстанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения , делать выводы.
- ФГОС среднего (полного) образования ориентирует на: владение навыками познавательной учебно-исследовательской проектной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию из различных источников.
«Исследователь обязан устремлять свое внимание на то, что он ищет, но обязан также подмечать и то, чего он не ищет.» Клод Бернар Формы научного исследования
Среди форм организации исследовательской деятельности можно выделить:
проблемное ведение уроков ;
написание проблемно- реферат ивных работ;
элективные курсы ;
программы доп олнительного образования с использованием исследовательских заданий;
работа школьного научного общества ;
проведение научно-исследовательских
конференций и фестивалей
«Замечательное явление под названием «исследование» часто ведет компании по дороге с расставленными ловушками.» Джек Траут Этапы исследовательской деятельности
Этап I ( подготовительный ) – выбор темы будущей исследовательской деятельность учащихся. Составление плана.
«Из всех гипотез выбирайте ту, которая не пересекает дальнейшего мышления об исследуемых вещах.» Максвелл Клерк
Этап II ( вводное теоретическое занятие ) – рассказ об особенностях исследовательской работы, знакомство с методами исследования и требованиями, предъявляемыми к научной работе и ее структуре.
Этап III – погружение в область исследования, аналитическое чтение первоисточников и критической литературы, активизация необходимой лексики.
Этап I V- конкретизация темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы .
Должна быть проверяемой Должна быть простой Зачастую формулируется в виде «если….,то…..»
В результате
исследовательской
работы
либо
подтверждается ,
либо нет.
Выдвигается гипотеза
Формулируется цель (для этого нужно ответить на вопрос:
зачем проводится исследование?)
Если вы заимствуете у одного писателя – это плагиат, а если у многих – это уже исследование. Уилсон Мизнер
Этап V– подбор и освоение методики, соответствующей целям и задачам исследованиям.
Этап VI– сбор и первичная обработка материала, уточнение плана исследования.
Этап VII– обсуждение и анализ собранного материала, формулировка выводов по каждому пункту плана, отражающих авторскую позицию учащихся
Этап VIII– итоговое обоснование заявленной гипотезы.
НАШИ ФОТО
«Люди не открывают новое, а только предполагают, и как только догадки воплощаются в жизнь, они перестают быть исследователями и становятся учёными.» Екатерина Горячева - Буеракова
Этап IX– подготовка мультимедийной презентации, соответствующей формату представляемого материала, отражающей этапы исследования и авторскую позицию.
Этап X– защита учащимися исследовательской работы перед аудиторией.
Этап ХI –рефлексия (Что удалось? Что не удалось?)
Условия успешности
исследовательской работы
Полный и
объективный анализ
исследуемой проблемы
Точное
описание эксперимента,
его анализ
Аргументированность
выводов
Использование актуальных статистических данных
Логическое и лаконичное изложение содержания
внутри всех частей работы
- Соответствие содержания текста оглавлению и заявленной теме
Основные критерии оценки исследовательских работ
- Актуальность и новизна выбранной темы;
- Соответствие заявленной темы и содержания работы;
- Соответствие цели, задач и результатов работы;
- Степень знакомства автора с литературой по теме;
- Количество, актуальность и достоверность источников, использованных при подготовке работы;
- Целесообразность выбранных методов, приемов и подходов к решению поставленных задач;
- Объем практической (непосредственно исследовательской) части работы;
- Умение анализировать полученные результаты;
- Сформированность и аргументированность собственного мнения;
- Язык изложения;
- Уровень владения терминологией;
- Грамотность оформления работы;
- Качество подготовки речи и презентации для защиты исследования;
- Умение отвечать на вопросы по теме исследования, вести дискуссию.
1. http://bobrowka.ucoz.ru/nou/rukovoditelju_issled.rabot_shkolnikov.pdf
2. https://educontest.net/storage3/article/76005/Zasetskaya%20I.E.%20-%20Prezentaciya.pdf
3. http://www.aphorism.ru/1129.shtml
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!