За последние годы в социальной жизни общества произошли значительные изменения, потребовавшие пересмотра прежней системы образования. Новые образовательные стандарты требуют от нас учителей применения новых информационных и педагогических технологий, ориентированных на проектировочную и исследовательскую деятельность ребенка. И здесь дисциплины естественнонаучного цикла предоставляют большие возможности. И биология, и физика, и химия имеют в своем арсенале разнообразные методы исследования объектов окружающей среды.
Одним из основных лозунгов стандартов второго поколения является формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. И одной из ключевых компетенций современного российского школьника должна стать исследовательская компетенция, связанная со способностью ставить и решать учебно-исследовательские и научно-исследовательские задачи, а значит, определять объект и предмет исследования, обозначать цель, находить пути и средства ее достижения, формулировать гипотезы, выявлять круг проблем, анализировать собранные материалы и пр.
Формирование исследовательской компетенции учащихся может проходить как на уроках, так и во внеурочное время. Практика школьной жизни это подтверждает.