СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность обучающихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

На первой ступени обучения закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учёбе, но и в жизни. Исследовательская деятельность расширяет кругозор в предметных областях, способствует саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, развивает креативность и речь обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность обучающихся в начальной школе»

Исследовательская деятельность обучающихся в начальной школе

Т. А. Комарова, МБНОУ «Гимназия № 18»

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди творческие мобильные, адаптированные, активные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, нести ответственность за принятые решения. Известно, что дети по природе своей – исследователи. Работая с детьми уже не первый год, могу с уверенностью сказать, что у каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Именно период младшего школьного возраста отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. А проявить себя ребёнок сможет под умелым руководством взрослых. Поэтому вовлечение ребёнка в исследовательскую деятельность, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска стала одной из важнейших задач образования. Исследование как метод обучения может быть использован на каждом уроке. Авторы комплекта УМК «Школа 2100», по которому мы работаем, важное место уделяет проектной и исследовательской работе. Главное в исследовательской деятельности – это процесс, необходимо заинтересовать, вовлечь ребёнка в атмосферу поиска. Исследовательская деятельность помогает раскрыть индивидуальные особенности детей, даёт им возможность применить свои знания, публично показать достигнутый результат. На своих уроках мы используем возможность организации учебного исследования. Учебное исследование младшего школьника включает основные элементы:

- постановка проблемы;  выработка гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- анализ и обобщение полученных данных;

- защита работы. Результаты исследовательской деятельности допускают любые варианты оформления: защита реферата, выступление с докладом на уроке, написание статьи, участие в научно-практической конференции, концерт. Так же результаты работ можно оформить в виде рисунков, сочинений, стихотворений. Часто исследовательская работа, начатая на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, имеет своё продолжение во внеурочное время. Так в классе появились серии работ: 1) История родного края 2) По улицам моего города 3) Самые маленькие и самые большие 4) Какие тайны хранит янтарь 5) Загадка жемчужины 6) Откуда к нам пришли слова С учётом возрастных особенностей детей во внеурочной деятельности используем такие методы и формы работы как: игра, работа в библиотеке (в школьной и городской), интеллектуальные задания и головоломки, практические занятия, работа на компьютерах, дискуссии, беседы. Основными условиями успешности развития исследовательских навыков младших школьников является: умение вести диалог; слушать сверстников и принимать их точку зрения (не схожую со своей), как одну из многих; быстро ориентироваться в разных ситуациях; подбирать точные слова для комментариев ответа, обобщений и выводов. Пропедевтическую работу мы начинаем уже в первом классе, применяя на уроках проблемное, частично-поисковое, эвристическое обучение. На уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира обязательно включаются задания на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Учебноисследовательской деятельностью мы начинаем заниматься с обучающимися вторых классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще используем групповые формы работы. Что способствует вовлечению большего числа детей в исследовательскую деятельность и тогда приобретают навыки исследования. А большинство четвероклассников предпочитают работать индивидуально, чувствуют себя уверенно, так как ими уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Исследовательская работа в начальной школе особенно актуальна. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие на

следующих ступенях обучения усвоение системы научных знаний, творческое развитие личности. На первой ступени обучения закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учёбе, но и в жизни. Исследовательская деятельность расширяет кругозор в предметных областях, способствует саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, развивает креативность и речь обучающихся.

Литература

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.- М.: Народное образование, 2001. - с. 64 – 68. 2. Долгушина Н.О. Организация исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - № 10. - С.8. 3. Карпов Е.М. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е.М.Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - №6. - С. 54-63. 4. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика / А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. - 2005. - № 1. - С.30 – 33.