Исследовательская и проектная деятельность обучающихся
на уроках истории и обществознания.
Образовательные стандарты нового поколения, стали основой модернизации процесса общего образования. В концепции федеральных стандартов «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».
Главной из задач современного образования, в том числе исторического и обществоведческого, становится не передача готовых знаний учителя ученику, формирование творческой личности, умеющей и готовой быстро ориентироваться, и приспосабливается к быстро меняющемуся социуму, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания. Но для реализации данных задач необходимо, чтобы знания учащихся не являлись результатам передачи полученныхзнаний, были результатом собственных поисков. Необходимо организовать тот вид деятельности, в котором учащийся мог бы реализовывать поиск этих знаний, задача учителя в этой деятельности направлять учащегося, развивать в нем познавательную деятельность, творческую активность. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, что является методологической основой ФГОС второго поколения.
Конечно же способом развития ключевых компетенций являетсяприменение новых образовательных технологий: проектно-исследовательская деятельность, проблемное обучение, включение в образовательный процесс медиа- технологий и ресурсов Интернета.
Особенность предметов исторического и обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, первоисточниками, документами, материалами средств массовой информации. Это и вызывает у учащихся определённые трудности: они не умеют оперировать фактами, устанавливать причинно–следственные связи. Решение этой проблемы найдено путем вовлечения учащихся в творческую деятельность, поиска решения проблем значимых для современного общества, через исследовательскую и проектную деятельность.
Конечно для того чтобы правильно направлять учащегося в данном направлении, сам педагог должен понимать различия и особенности между учебно-исследовательской и проектной деятельностью.
Учебно-исследовательская-это заранее неизвестное решение поставленной проблемы исследования и связанна с такими характеристиками как:постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный обоснование, собственные выводы.
Проектная деятельность– важное условие этого вида учебной деятельности наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения. В основе лежит творческая или игровая деятельность учащегося, имеющая конечную цель.
в нашей общеобразовательной организации чтобы научить учащегося основным навыком написания проектной деятельности или исследованию отводится один час в неделю, в котом учащиеся учатся икать и ставить проблемный вопрос своего исследования, различать проектную работу от исследования искать методы и формы его реализации. Данное направление в нашей Гимназии работает с 2007 года.
Работа в профильных классах дает возможность углубленно заниматься историей и обществознанием где реализация исследовательской и проектной деятельность наиболее актуальна, давая возможность погружения в предмет не только изучениям учебной литературы, но ставя перед учащимися исследовательские задачи. Для того чтобы дать почву учащимся к формированию тем проектной и исследовательской работы, важно на уроках сформировать основные проблемные вопросы урока на которые учащиеся самостоятельно должны в процессе общего обсуждения найти ответ. С помощью сравнения различных мнений историков на происхождение события или исторических личностей, происходит знакомство учащихся с другими интерпретациями одного и того же исторического события,формирования представления что историческое знания есть знания авторское, впрочем как любое научное. Работа с историографическими источниками заключается в формированиинавыков аргументации собственного мнения, слушать опонента, понимания возможности существования различных точек зрения, а не только в лучшем запоминании исторических фактов.
Таким образом с помощью реализации исследовательской и проектной деятельности в рамках урока, мы получаем не только высокий уровень мотивации к изучению предмета и высокие результаты, но и даем почву к самостоятельному формированию тем проектно-исследовательских работ, не навязанных учителем. Ведь одно из важных компонентов успешной работы заинтересованность в ней. В силу того, что в нашей образовательной организации проектная и исследовательская деятельность является одной их форм аттестации, учащихся в конце учебного года с 4 класса, данный метод является наиболее актуальным.
Но как правило заинтересованность в какой либо исследовательской теме это только половина успеха, учащемуся необходимо хорошо осознавать суть проблемы, раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а потом уже науке.Организация хода работы должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика, для этого необходимо регулярно проводить консультации с учащимся, быть руководителем в данном случае не означает написания исследовательской работы так как видит ее учитель, его роль состоит только в направлении учащегося и помощи в реализации задуманных идей, ведь исследования это заранее неизвестное решение поставленной проблемы.