СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа : "Что такое счастье?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое счастье? Какие явления приносят нам счастье, и все ли мы умеем быть счастливыми? Наверное, каждый человек не раз спрашивал себя об этом, потому как любой из нас мечтает быть счастливым.  Но все ли  мы отчетливо представляет, что нам необходимо для того, чтобы ощущать себя счастливым? Как много людей испытывают счастье?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа : "Что такое счастье?"»

Районные практические чтения исследовательского общества "Альфа"

"Юниор"


Предметная секция: литературоведение, философия.





Тема работы:

«Что такое счастье?»



















Работу выполнили ученики 4 класса

Карпенко Станислав

Каров Астемир

МКУДО "Центр детского творчества"


Руководитель: Дутчина Наталья Николаевна,

учитель начальных классов.







2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ......................3

1.1. Лексическое значение слова «СЧАСТЬЕ».............................................3

1.2. Происхождение слова «СЧАСТЬЕ».......................................................4

1.3. Понятие «СЧАСТЬЕ» в литературных произведениях.........................4

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ.......................................................5

IV. ВЫВОДЫ....................................................................................................6

V.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................6

VI. ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................7

























I.ВВЕДЕНИЕ

"Что такое счастье?
Кто ответит мне?
Счастье есть в ненастье?
Иль оно в тепле?

Может счастье в море?
В умиротворенье?
Или оно в редком ...
Солнечном затменье?.."
Елена Штоль

Что такое счастье? Какие явления приносят нам счастье, и все ли мы умеем быть счастливыми? Наверное, каждый человек не раз спрашивал себя об этом, потому как любой из нас мечтает быть счастливым. Но все ли мы отчетливо представляет, что нам необходимо для того, чтобы ощущать себя счастливым? Как много людей испытывают счастье? Чтобы разобраться с этими общечеловеческими вопросами мы решила провести своё исследование и выяснить, как понятие о счастье меняется в зависимости от возраста человека и выяснить, когда же люди ощущают себя счастливыми.

Цель работы: определение и сравнение особенностей представления о счастье взрослых людей и учеников 9-10 лет.

Задачи исследования:

  • выявить, в чем заключается смысл слова счастье;

  • провести анкетирование;

  • выяснить, что приносит людям счастье и как возраст влияет на понимание и представление о счастье.

Гипотеза: с возрастом представление о счастье меняется. Взрослые больше знают о счастье, о том как его добиться.

Объект исследования: смысл и значение слова «счастье».

Предмет исследования: понимание значения слова «счастье» у учащихся 4 класса и у взрослых.

Методы исследования:

  • изучение литературы, обобщение полученной информации;

  • опрос;

  • сравнение и обобщение результатов.


II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


1.1. Лексическое значение слова «СЧАСТЬЕ»

Очень часто в поздравительных открытках наряду с различными пожеланиями пишут такие слова: «Желаю счастья!» или «Будьте счастливы!» Что же такое счастье?

Для ответа на этот вопрос мы обратились к толковому словарю Ожегова и узнали, что СЧАСТЬЕ - 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача. Счастье можно созидать. К счастью можно стремиться.

Интересно дано толкование слова «счастье» в словаре Ушакова «счастье» - это состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью. «Человек рожден для счастья, как птица для полета» - гласит русская пословица.

1.2. Происхождение слова «СЧАСТЬЕ»

Как же произошло слово? Для того, чтобы узнать происхождение этого слова мы обратились за помощью к этимологическому словарю. Там говорится: «Счастье образовано от слова «часть». Приставка -с имеет значение «хороший». По всей видимости, изначальное значение «хорошая часть, доля, участь».

1.3. Понятие «СЧАСТЬЕ» в литературных произведениях

Читая литературные произведения, мы часто стакивались с определением счастья. Например, в повести «Чук и Гек» Аркадия Гайдара, автор вместе с героями задумывался над вопросом, что такое «счастье». Он пишет: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему». Продолжение цитаты: «Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной».

Кто-то считает, что счастье невозможно без общения с друзьями, а кто-то говорит, что счастье – это роскошный особняк или дорогая машина. Русский же народ говорит «Счастье за деньги не купишь».

Поиски счастья – основная тема некоторых произведений русских писателей. На уроке литературного чтения мы познакомились с произведениями Павла Бажова. Главные герои сказов – простые люди, для них счастье в мастерстве. Павел Бажов так даёт характеристику слова «счастье» - «чтоб сердце радовалось у людей при взгляде на их работу». В этом герои видят истинное счастье.

В Виталий Бианки своем произведении «От чего я пишу про лес» пишет о счастье так: «…с детства любовь к природе сделала меня счастливым. Это счастье, как-то отразившись в моих книжках, нашло отклик и в сердцах миллионов читателей».

У Сергея Михалкова в его стихотворении «Счастье» мы видим счастье в вере и надежде на замечательное будущее, которое ждёт детей. К этому счастью их ведут те, кому верила в Советское время вся наша страна.

У Ирины Токмаковой ( «Сказочка про счастье») есть такие строки:

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

В этих произведениях так же звучат знакомые нам слова из рецепта счастья.

Самуил Маршак написал стихотворение «Счастье», где он показывает, что счастье можно увидеть в красоте окружающего нас мира:

«И мы вспоминаем, с какой простотой,

С какою надеждой и страстью

Искали меж звездочек в грозди густой

Пятилепестковое «счастье».

Вывод: Каждый автор видит счастье по-своему. Во многом мнение русских писателей совпадает, в чём-то нет. Но ясно самое главное, что за счастье надо бороться и обязательно делиться с другими. Много писатели пишут, что счастливые люди любят других больше себя. Я поняла, что счастье можно потерять, его могут отнять, оно может прийти неожиданно, и интересны слова, которые я ещё не понимаю «счастье меру любит».



III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

1.1.Исследование представления о счастье людей различного возраста

Нам стало интересно узнать, а что же думают о счастье наши одноклассники и родители. В исследовании приняли участие учащиеся 4-х классов. Всего 25 учащихся, среди которых 12 мальчиков и 13 девочек. И 20 взрослых, среди которых 9 мужчины и 11 женщин. Всем им предложили ответить на следующие вопросы:

Вопросы анкеты

1.Что такое счастье?

2.Что вам не хватает для счастья?

3.Что вы чувствуете, когда счастливы?

4.Как можно добиться счастья?

Вместе с учителем мы составили диаграмму (Приложение 1).

Вывод: анализ проведенного опроса показал, что независимо от возраста каждый человек хочет быть счастливым. Большинство ребят имеют свое представление о счастье, они достаточно часто испытывают это состояние и в целом считают себя счастливыми людьми. Также учащиеся имеют хорошее представление о том, что доставляет им счастье и многие счастливы в настоящее время ведь рядом с ними верные друзья и товарищи, близкие и родные им люди.

В ответе на вопрос «Каким путем можно добиться счастья?» ответы детей и взрослых отличаются. У взрослых есть свой путь достижения счастья по которому они идут, а ребята лишь немногие имеют представление, каким путем можно добиться счастья. Следовательно с возрастом представление о счастье меняется.

IV. ВЫВОДЫ

В процессе исследования мы выяснили, что понимание слова «счастье» у каждого человека своё. Мы узнали токование и происхождение этого слова. В результате проведенного анкетирования мы выяснили, что понимание слова СЧАСТЬЕ у детей и взрослых во многом совпадает. Мнения детей о счастье не сильно отличается от мнения взрослых, но взрослые имеют более явное преставление о том, как достичь счастья. Таким образом мы подтвердили нашу гипотезу лишь частично. Но полученные в результате нашего исследования данные очень заинтересовали нас. Особенно ответы детей. Нужно помочь ребятам и может быть научить их добиваться счастья, искать и видеть счастье в каждом моменте. Русская пословица гласит: «Для человека - счастье, если он может добиться того, чего хочет». Поэтому человеку необходимо всегда к чему-то стремиться, достигать все новых и новых вершин, никогда не останавливаясь на пути к цели, и тогда жизнь очень часто будет баловать его счастьем.

Желаем и вам быть счастливыми!


V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: 2005.

2. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. – М.: 1985;

3. Сергей Михалков. Стихи и Сказки. М.-Л. 1953;

4. Бианки В. От чего я пишу про лес. Л Детская литература 1984г. 111 с.;

5. Источники интернет

А.Гайдар. Чук и Гек. http://oskazkax.ru/index.php?newsid=5096

http://www.intellectspb.ru/v2/3.html мысли великих людей

http://min-li.livejournal.com/97544.html этимология

http://ru.wikipedia.org/wiki/пословицы и поговорки

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (он-лайн) // http://slovardalja.net/












VI. ПРИЛОЖЕНИЯ

Что такое счастье?

Что вам не хватает для счастья?








Что вы чувствуете, когда счастливы?

Как можно добиться счастья?














7